МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Октября 2022 года

День благодарения


Мк.7, 5-13
5. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб?
6. Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».
8. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
9. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?
10. Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрет».
11. А вы говорите: «кто скажет отцу или матери: корван (то есть: «дар Богу») то́, чем бы ты от меня пользовался»,
12. тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей,
13. устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали повествование о том, как учеников Христа упрекали за вкушение пищи с неумытыми руками. Чтобы правильно понять происходящее, чтобы понять ответ Господа, нужно иметь в виду, что руки учеников не были грязными в гигиеническом смысле слова. Суть в том, что они не выполнили обряд, не имевший к гигиене никакого отношения. Ученики пренебрегли ритуальным очищением, при котором количество воды, вмещавшееся в яичную скорлупу, выливали на ладонь, поднятую пальцами вверх, тёрли её кулаком другой руки, потом руку поворачивали пальцами вниз и повторяли процедуру. Так поступали ревнители Закона. Ученики этого не сделали, потому и сподобились упрёков. Христос же в ответ говорит, что данное действо, равно как и подобные ему, хотя и имеют вид угодных Богу, на самом деле таковыми не являются. И постановления, которые предписывают означенные действия, представляют собою подмену истинного Богопочитания формальными обрядами. «Хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исайя, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»». В самом деле, если хоть немного задуматься о Божьем величии, то совершенно очевидно, что по сравнению с таковым все человеческие обряды абсолютно ничтожны, и Богу совершенно всё равно, совершены они или нет. Попробуйте представить себе масштабы видимой части Вселенной. Это совершенно неохватное пространство, в котором расстояния измеряются такими величинами, что никто из нас не в состоянии таковые вместить. Тем не менее, сие есть творение Бога. Странно было бы думать, что при таких масштабах фарисейское омовение рук может иметь для Бога хоть какое-то значение. Тем более, что ничего подобного Он не заповедал. Данный обряд, равно как и многие другие, является плодом человеческого творчества. А если так, то какое отношение к воле Божией указанные обряды имеют? Никакого. Что подтверждается речённым через пророка: «…тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Но если фарисейские обряды для Бога не имеют никакого значения, то есть ли в нас то, что для Него важно? Представьте, есть. Из Св.Писания следует, что для Бога важно расположение нашего сердца. Для Него важно то умонастроение, с которым мы совершаем те или иные деяния. Т.е. для него важно состояние наших душ. Куда и к кому мы обращены – к Богу и Его Царству или в некую иную сторону? Именно об этом мы призваны задуматься в контексте сегодняшнего дня, который именуется Днём Благодарения или Erntedankfest.

Человеку свойственно впадать в иллюзию, в заблуждение, суть которого можно выразить так: в этой жизни всё зависит от меня. Решительно всё, в т.ч. и хлеб насущный. До известной степени это, конечно, так. Если лежать на диване и плевать в потолок или, наподобие героя романа «Золотой телёнок» Васисуалия Лоханкина предаваться размышлениям о роли русской интеллигенции и её значении, то никакие блага ни земные, ни тем паче небесные, на тебя не снизойдут. Однако, что бы мы ни делали, как бы активно себя ни вели, последнее слово всё равно остаётся не за нами. Ведь мы не хозяева этого мира, а только лишь пользователи. Мир принадлежит Богу. Им он сотворён, Его законами управляется, поэтому последнее слово всегда и во всём принадлежит Ему. Что это значит? Что мы должны понимать свою зависимость от Бога и сообразовывать с оной свои помышления, памятуя о том, что без Его воли ничего нормального не может быть ни сделано, ни создано. Не случайно апостол Иаков заповедал нам говорить не «пойдём и что-то сделаем», а «если Богу будет угодно и живы будем, то сделаем то и другое». Вот почему мы должны не забывать о Боге и благодарить Его. За что именно? За очень многое. Прежде всего, за дарованную Им жизнь, ибо без Его воли нас бы просто не было. Мы должны благодарить Его за Его любовь, открывшую нам перспективу Небесного Царства, перспективу участия в нём, перспективу вечности. Это, если так можно выразиться, верхушка айсберга, ибо, как только что было сказано, поводов для благодарности очень и очень много. Но, за что бы мы ни благодарили, наша благодарность должна быть искренней. Ибо соответствующие слова, произнесенные без подлинного чувства, имеют значения не больше, нежели фарисейский способ омовения рук. К сожалению, указанное чувство не всегда присутствует. И даже не по причине духовной лености или отступничества. Его в значительной мере угашает сам факт пребывания в падшем мире, в котором всё пронизано грехом. Об этом свидетельствует то зло, которое мы можем созерцать ежедневно. Грех – понятие вовсе не абстрактное. Он всегда находит выражение в конкретном зле. Сие зло вызывает такой ужас и омерзение, что слова благодарности порою просто застывают на языке. И хочется не благодарить, а заснуть на долгий срок – заснуть и не просыпаться до тех пор, пока окружающий кошмар не закончится. Таким образом, зло становится для верующего очень сильным и тяжким искушением. Чтобы не поддаться на дьявольскую приманку, нужно помнить вот о чём. Бог не хуже нас знает, на что похож этот мир. Христос сошёл к нам для того, чтобы в конце Своего служения взойти на Голгофу. Причём сия мучительнейшая смерть не была для Него секретом. Он знал и говорил о ней ученикам задолго до Своего последнего прихода в Иерусалим. Он знал и, тем не менее, совершал Своё служение. Точно также совершали своё служение Апостолы и другие ученики. Они действовали в очень непростых условиях, порою просто отчаянных. Благодаря посланиям Павла и Книге Деяний мы имеем представление о том, каково им приходилось. И что же? Они упрекали Бога, высказывали Ему своё недовольство? Вовсе нет. Они благодарили Его и оставались Ему верными. Почему так? Потому что как они, так их последователи и преемники во все времена жили не ради настоящего, а ради будущего. Они были устремлены в открывшееся им Божье Царство. Впрочем, почему прошедшее время? Истинные ученики Христа, Его подлинные верные и сегодня устремлены туда же. А если так, то, как и наши предшественники, мы должны искренне благодарить Бога. Благодарить Его за явленную Им любовь, открывшую нам путь в вечность. На сём стоим, памятуя слова хорала Ein feste Burg ist unser Gott, в которых говорится о том, что дьявол может забрать у нас очень многое: имущество, близких, нашу честь и даже самую жизнь, однако ничего этим не добьётся, потому что Божье Царство с нами. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 09.10.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

22 Сентября 2024 - 17-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
01 Октября 2023 - День Архангела Михаила (Пастор  Е. Романенко)
26 Сентября 2021 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Октября 2020 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2019 - 17 Воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
30 Сентября 2018 - 18 воскресение после Дня Св.Троицы. День Благодарения. (Пастор  Д. Лотов)
23 Сентября 2018 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
01 Октября 2017 - День Благодарения (Пастор  Е. Романенко)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор  Д. Лотов)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Октября 2015 - День Благодарения (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Октября 2014 - Благословение и благодарность. Проповедь на День Благодарения за урожай (Пастор  Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)