МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Сентября 2021 года
17 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Св.Архангела Михаила и всех Ангелов
Деян.12, 5-11
5 Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нём Богу.
6 Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8 И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9 Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10 Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11 Тогда Пётр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.
Сегодня, немного раньше календарной даты, мы празднуем Торжество св.Архангела Михаила и всех Ангелов. Смысл этого праздника – напомнить людям о реальности того, что мы исповедуем, произнося Символ веры. Напомнить о том, что мир не исчерпывается видимой реальностью; о том, что существует невидимая часть творения, иная реальность, которая для нас в нашем нынешнем состоянии недоступна. Но, хотя она недоступна для нас, мы вполне доступны для неё. Невидимая часть творения имеет возможность вмешиваться в нашу реальность и изменять её. Сие совершается в том числе посланцами Господа, которых мы именуем Ангелами. Собственно, слово «αγγελος» и переводится с греческого именно как «посланец, вестник». Об одном из вмешательств в видимую реальность, совершённую Божественным посланцем, мы и прочитали сегодня в Книге Деяний. Ангел выводит Петра из темницы, причём происходящее настолько невероятно, что Пётр сам не понимает, происходит сие на самом деле или это только видение, явившееся его внутреннему взору. Лишь оказавшись на улице, он приходит в себя, осознаёт, что действительно находится на свободе и как можно быстрее уходит, торопясь достичь места, где он будет в безопасности. Интересно, что в доме матери Иоанна Марка, куда он отправился, тоже не хотели верить в реальность совершившегося. В результате Петру пришлось долго убеждать, что это именно он. Мы должны быть благодарны евангелисту Луке за столь подробное описание изведения Петра из темницы, потому что оно чрезвычайно важно. В чём же важность? В свидетельствах, которые здесь имеются. Прежде всего, рассказ Луки, писавшего, как он сам говорил, «по тщательном исследовании всего», удостоверяет реальность существования Ангелов – посланцев Бога, посредством которых Господь может совершать прямое вмешательство в историю. Кроме того, свидетельствуется, что после Вознесения Господь не оставил Свой народ, но продолжает осуществлять попечение, чтобы начатая Им миссия спасения могла продолжаться. Сии свидетельства могут послужить каждому верному не только в назидание, но и в ободрение. Однако, даже у самых верных могут возникнуть вопросы. Например: если Господь действительно может вмешиваться в реальность, то почему Он так редко это делает? Почти с самого начала народ Божий находился под гнётом гонений и репрессий. Почему Петра избавили от темницы, а других верных нет? Почему мы видим, как кровавые диктаторы от императора Нерона до нынешнего Лукашенко творят беззакония, притесняют народ Божий, и всё им сходит с рук? Почему так происходит? Или все чудеса остались в далёком прошлом? А то, может быть, как говорят враги креста, их и вовсе не было? Когда мы сталкиваемся с торжествующим злом, а сталкиваемся мы с ним постоянно, такие вопросы возникают неизбежно. И надо уметь отвечать на них, дабы не поколебаться в вере.
Если мы будем внимательно читать Св.Писание, то увидим, что явление Ангела, а тем более прямое вмешательство в ход событий – ситуация экстраординарная, исключительная. И не только в Новом, но и в Ветхом завете, охватывающем намного больший промежуток времени. Поэтому не надо думать, что в прежние времена такие явления были частыми. Далее. Какие события связаны с явлением Ангелов в Новом Завете? Благовещенье, весть пастухам, весть о воскресении, обетование о Пришествии Христа в момент Его Вознесения. Т.е. ключевые моменты новозаветной истории, важнейшие моменты в плане спасения, ради которого совершилось Первое Пришествие. Случившееся с Петром стоит в том же ряду. Церковь только что возникла, благовестие только что началось, и именно сейчас народу Божию чрезвычайно нужна мощная поддержка свыше. Поэтому происходит и Сошествие Святого Духа, и обращение Павла, и изведение Петра из темницы и другие события, которых всё же не так много. Они выглядят по-разному, но смысл у них всех один и тот же: Господь вмешивается в историю не для улучшения повседневного быта, а для утверждения благовестия. В этом суть дела. Господь – не нянька, подающая платок, когда нужно высморкаться. А уж тем более Он не козёл отпущения, хотя многие стремятся сделать Его таковым. Например, происходит война. Сразу же начинаются претензии Богу – почему Он её допустил? Нет, не Он допустил. Люди допустили, ибо свои амбиции поставили превыше Господней воли. У каждого человека есть выбор: обустраивать жизнь в соответствии с Божьей волей или в противоречии с ней. Если хочешь быть с Богом, то вот, есть данные Им и вполне действенные и действующие средства благодати. С их помощью можно идти по пути единства. Если не хочешь быть с Богом, можешь не быть с Ним, дело твоё. Для того, чтобы уверовать, дано достаточно. Что же касается чудес, то таковые совершаются и сегодня, в т.ч. и в нашей общине, но чудеса всегда будут знамением для верующих, а не для неверующих. Подтверждение сему находим всё в той же истории с Петром. В последующих стихах рассказывается, что после того, как его исчезновение обнаружилось, Ирод ничуть не впечатлился произошедшим, хотя повод к тому был. Тюрьма – не то место, откуда можно бесследно исчезнуть. Тем не менее, Ирод даже не стал начинать какое-либо следствие. Просто казнил стражников. Вот и всё. Впрочем, мы несколько отвлеклись, вернёмся к вопросам, ответы на которые столь необходимы.
Видимая реальность, в которой все мы сейчас обитаем – только часть мироздания. Но настанет момент, когда она перейдёт в совершенно иное качество, настолько другое, настолько отличающееся от текущего момента, что сейчас мы не можем его вообразить. Точно также, абсолютно вне нашего представления, находится и повседневность сосуществующей с нами невидимой части творения. Но настанет момент, когда нам придётся перейти с видимой стороны на невидимую. Нынешнее время дано нам для того, чтобы мы могли приготовить себя к этому переходу и стать полноценными участниками грядущего нового мира, именуемого нами Божьим Царством. Для этого приготовления нам даны средства благодати, помогающие держаться на пути веры. А теперь, самое главное. Духовное укрепление не зависит от условий земного существования. Не суть, что происходит с верными на этой земле, ведь мы живём не ради настоящего, а ради будущего. Гонения, репрессии, всё это может быть, но Царство Божие остаётся с нами. Да, Ангел извёл Петра из темницы, потому что это было необходимо для Церкви того времени. Но примерно через тридцать лет тот же Пётр принял мученическую кончину, и это не было для него поводом обратить к Господу какие-либо упрёки. Павел же говорил: «Желаю разрешиться и быть со Христом». Поэтому видимое торжество зла для христианина, особенно в свете событий, описанных Книгой Откровения, вообще не является проблемой. Что же до Ангелов, то, скорее всего, никто из нас их не увидит. Не потому, что мы такие плохие, а просто потому, что наше бытие не проходит через ключевые моменты Новозаветной истории. Хотя никто из нас не знает, что может случиться в будущем. Поэтому я говорю «скорее всего не увидим», но однозначно не скажу, что такого не может быть никогда. Но, если мы и не узрим Божественных вестников, это не повод для огорчения, потому что Бог в любом случае пребывает среди Своего народа, Его сила действует и Его промысел исполняется. А в том блистательном будущем, к которому нас ведёт путь веры, мы узрим и Господа, и Ангелов, и все те силы, которые незримо, но реально были с нами на нашем пути и помогали его совершать. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
22 Сентября 2024 - 17-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
01 Октября 2023 - День Архангела Михаила (Пастор Е. Романенко)
09 Октября 2022 - День благодарения (Пастор Д. Лотов)
04 Октября 2020 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Октября 2019 - 17 Воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор Е. Романенко)
23 Сентября 2018 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)