МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Октября 2023 года

День Архангела Михаила


Деяния 12:1-11
1. В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло,
2. и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
3. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, тогда были дни опресноков,
4. и, задержав его, посадил в темницу, и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу.
5. Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу.
6. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.
7. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.
8. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною.
9. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение.
10. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вышли и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним.
11. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Сегодня мы с Вами отмечаем весьма интересный праздник: день Архангела Михаила и всех ангелов. В этот день нам подобает размышлять об ангелах, которые суть сотворённые Господом бесплотные существа. Силу и могущественную помощь этих существ мы с Вами неоднократно встречаем на страницах Священного Писания. Например, в книге Даниила Господь посылает своего ангела чтобы защитить от огня Седраха, Мисаха и Авденаго, которых царь Навуходоносор бросил в огненную печь (Даниил 24:30). А в книге Откровение именно с действия ангелов Господних начинаются глобальные катаклизмы, призванные образумить впавших в нечестие и идолопоклонство людей (Откровение 15:1 и далее).

Или вот, история о действии Ангела Господня, которую мы сегодня услышали во время чтения из книги Деяний Апостолов. Нечестивый царь Ирод сажает Петра в темницу намереваясь после праздничной недели отдать его на растерзание толпе. И вот, происходит следующее: "Итак, Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нём Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Пётр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Пётр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Пётр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский" (Деяния 12:5-11).

В этом отрывке ангел Господень являет действительно сверхъестественную силу: освобождает Петра из цепей и бесшумно выводит его за пределы темницы. В этом тексте, как и во многих других текстах, мы явно видим удивительные способности (а можно даже сказать: "сверхспособности"!) Господних ангелов. Когда эти существа приходят на помощь Божьим верным, нарушение привычных нам законов физики является для них обычным делом. И хотя с греческого языка слово "ангел" переводится просто как "вестник", "посланник" - мы явно видим, что способности ангелов не ограничиваются просто донесением до людей Божьего Слова. Ангелы Господни ещё и действуют в этом мире по воле Бога. И действуют они решительно, часто будучи неподвластны обычным для нас - смертных - ограничениям времени и пространства.

Но вот какой вопрос, дорогие братья и сёстры, возникает в связи с тем, что мы знаем о служении ангелов: а зачем вообще Богу такие служители? Ведь мы знаем, что Бог поистине Всемогущ. Однако, если Он действительно всемогущ - неужели Он Сам не мог совершить все описанные выше чудесные деяния, без участия ангелов? Разве Всемогущий Бог не смог бы просто взять и телепортировать Петра из темницы на свободу - так чтобы Пётр просто исчез в одном месте и появился в другом? Безусловно, Бог мог бы это сделать. И кстати, то же самое он мог бы сделать с Седрахом, Мисахом и Авденаго - просто перенести их из раскалённой печи в безопасное место на зависть всем врагам.

Иными словами, если все эти чудесные деяния Бог может совершить и без ангелов - зачем вообще нужны Ему ангельские силы? Зачем строить такого рода сложные комбинации с "промежуточными сущностями"? Священное Писание не даёт нам прямого ответа на этот вопрос. Как действует Всепроницающая Воля Бога и как именно Она сочетается с волями других сотворённых существ мы точно не знаем да и знать не можем.

Однако, основываясь на том, что мы знаем из Священного Писания, вот что я рискнул бы утверждать: Писание говорит нам о том, что Господь создал разумные творения, наделённые великим даром - свободной волей. И в числе наделённых этой свободой творений - не только люди, но и ангелы. К сожалению, и люди и некоторая часть ангелов отпали от своего Творца и совратились на сторону зла. Если говорить о людях - они были испорчены первородным грехом наших прародителей Адама и Евы, и этот грех всё ещё живуч в том числе и в нас с Вами. А если говорить об ангелах - часть из них тоже перешла на сторону зла, став при этом падшими ангелами, которые в Священном Писании названы бесами или демонами (Откровение 12:7-9).

В результате падения наших прародителей всё творение погрузилось в грех и зло. Но чтобы не оставить своё творение в плену греха и зла, Господь начинает реализовывать в падшем творении Свой грандиозный план. План по спасению и искуплению этого мира через Крестную Жертву Своего Воплотившегося Единородного Сына Иисуса Христа. Взойдя на Крест Голгофы, Божий Сын принимает смерть за грехи людей. Воскреснув из мёртвых Он побеждает смерть. И вознесшись на небеса Он посылает людям Своего Святого Духа чтобы искупленные Его Жертвой люди были преображены изнутри и постепенно избавлялись от власти греха и зла, стремясь к Вечной Жизни с Иисусом Христом. Вот это и есть тот план Великого Восстановления Бытия - возвращения Творения к изначальному состоянию совершенства, мира и покоя в Боге.

И вот что мы можем утверждать исходя из того, что читаем в Священном Писании: поскольку Бог создал разумных существ, он даёт этим существам возможность деятельно участвовать в этом великом Плане Спасения и Искупления. Конечно, Бог мог бы сделать это всё Сам, одним движением Своей Всемогущей Воли. Однако, мы неоднократно видим на страницах Священного Писания: Бог создает разумных существ именно для того, чтобы эти существа деятельно преобразовывали и совершенствовали, сотворённый им мир. А также чтобы эти существа участвовали в восстановлении и исправлении падшего мира. Так что Спасение в конечном итоге осуществляет Бог, но осуществляет Он его через свои творения.

Например, мы, люди, на страницах Священного Писания неоднократно называемся служителями (рабами, работниками) Божиими. И мы видим, как на страницах Писания люди выступают именно в таком качествен - в качестве тех, кто служит Богу, кто исполняет Его Волю, делает Его Дело и соучаствует в Его Великом Плане спасения этого мира. Например, книга Бытие говорит нам: что Бог создал человека чтобы тот возделывал землю и приводил Божье Творение в порядок (Бытие 1:28, 2:15). Бог использовал Моисея чтобы вывести свой избранный народ из Египетского рабства. Бог использовал и до сих пор использует своих служителей - апостолов, проповедников и благовестников - чтобы весть о Христе Распятом и Воскресшем распространялась во все пределы земли.

И также мы видим, что Бог Он создал ангелов как своих вестников и служителей, которые периодически тоже соучаствуют в великом деле Спасения. Именно так - служителями - названы ангелы в Послании к Евреям: "Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь»" (Евреям 1:7). И между прочим, мы видим, что и сами ангелы прекрасно понимают свою роль как служителей Бога. Когда в книге Откровение апостол Иоанн пытается оказать ангелу поклонение, происходит вот что: "Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись" (Откровение 22:8-9).

Итак, Господь создал разумных существ которых одарил великой честью - творить в этом мире Его Волю и соучаствовать в грандиозном Плане Спасения этого падшего мира, внося в этот план свой вклад. И это величайшая привилегия - быть Господним служителем, творить Господню Волю, участвовать в Спасении этот мира. По-своему служат Богу могущественные ангелы. И члены Христовой Церкви служат Богу каждый по-своему - не случайно Павел в 1 Коринфянам (12:12-20) уподобляет Церковь телу, в котором каждый орган (то есть каждый верующий) играет определенную роль, действуя на благо всему телу.

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, что этот факт означает для каждого из нас. А означает это, что каждый из нас, будучи разумным существом, будучи членом Христовой Церкви и будучи искуплен Крестной Жертвой Христа может послужить Богу на том месте и в тех обстоятельствах, в которые Господь его (или её) поставил. Господь действительно Всемогущ, но судя по всему, Он желает, чтобы Его разумные творения участвовали в Спасении этот мира.

А это значит, дорогие братья и сёстры, что в этом Великом Плане Спасения есть место и есть своя роль для каждого из нас. Мы часто видим, как на страницах Священного Писания Господь повелевает действовать ангелам и посылает ангелов для помощи своей Церкви и для её защиты. Однако, это не значит, что Церковь может расслабиться и бездействовать. Тот самый ангел в книге Откровение называет себя "со- служителем" апостола. А Павел, говоря о своей миссии благовестника, называет себя "со-работником у Бога" (1 Коринфянам 3:9). Но служители - это именно те, кто служит; работники - это те, кто работает, кто действует. И к такого рода служению, к работе, к деятельному исполнению в этом мире Божьей Воли призваны все мы.

А это значит, что задача каждого из нас - служить Богу на том месте где мы поставлены и теми силами, которые у нас есть. Это значит что нужно стремиться служить Богу через служение нашим ближним. Это значит, что нам нужно являть в этом падшем мире деятельную любовь и милосердие. Творить добрые дела. Возвещать этому миру путь Спасения в Иисусе Христе, восшедшем на Крест чтобы принять на Себя наши грехи. Это значит что нам нужно всеми силами избегать греха в своей жизни и следить за тем, чтобы никто из нас не становился в этом мире проводником сил зла, разрушения и смерти. Конечно, Господь посылает ангелов Своей Церкви как служителей и помощников, но помощники это именно те, кто помогает в труде. А значит трудиться, действовать в этом мире, творить в нём Божью Волю следует всем нам.

Итак, дорогие братья и сёстры, давайте попробуем подвести итоги. Писание говорит нам о том, что Господь сотворил разумных существ, наделённых свободной волей. Среди этих существ как мы - люди - существа материальные и ограниченные, так и ангелы - существа нематериальные и намного более могущественные, чем мы. И тварным существам, наделённым разумом и свободной волей, Господь даровал великую честь - участвовать в Спасении этот мира, в избавлении этого мира от власти греха и зла. И в этом грандиозном Господнем плане Спасения по-своему участвуют и могущественные ангелы, и люди - члены Христовой Церкви. А это значит что свой вклад в этот процесс Спасения мира может внести и каждый из нас, потому что каждый из нас призван к служению Богу там, где мы сейчас есть. И это значит что нам следует творить Божью Волю в этом мире, служить нашим ближним, делать дела милосердия и быть твёрдыми в вере и стремиться к святости. И да поможет нам в этом Всемогущий Триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух. Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 01.10.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

22 Сентября 2024 - 17-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
09 Октября 2022 - День благодарения (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2021 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Октября 2020 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2019 - 17 Воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
23 Сентября 2018 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)