МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Сентября 2024 года

17-е Воскресенье после Троицы


Амос 5:18-24
18. Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он — тьма, а не свет,
19. то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его.
20. Разве день Господень не мрак, а свет? он — тьма, и нет в нем сияния.
21. Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.
22. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших.
23. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.
24. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!

Дорогие братья и сестры,
Психологи изучающие человеческую мотивацию говорят о таком пагубном явлении, как прокрастинация. Объяснить, что это такое проще на примере. Представьте себе человека, работающего из дома: например, писателя которому нужно закончить очередную главу своего романа. Работа над романом - это сложно, это требует от человека большого напряжения интеллектуальных и психических сил.

И вот, вместо того, чтобы заниматься этим действительно важным делом, наш незадачливый писатель начинает заниматься множеством малозначительных дел. Например, он просматривает почту, протирает пыль на полках, готовит себе обед, да хоть сортирует какую-нибудь любимую коллекцию глиняных статуэток по цвету и размеру... Одним словом, делает всё, что угодно, лишь бы не заниматься главным и самым важным делом - работой над тем самым романом.

И если человек ленивый предпочитает просто сидеть и ничего не делать, то человек прокрастинирующий распыляет свое рабочее время на множество мелких дел, не имеющих решающего значения. И вроде бы, нельзя упрекнуть такого человека в лени и бездействии - он же активен, он "занят делом". Проблема в том, что занят он не тем делом, которым нужно быть занятым.

Мне кажется, этот пример из области человеческой психологии очень созвучен тем словам из книги пророка Амоса, которые мы с Вами сегодня услышали. Непокорному народу Израиля Господь говорит: "Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать" (Амос 5:21-23).

На первый взгляд может показаться, что в этом тексте из книги Амоса Господь противоречит сам себе. Ведь во время странствий иудеев по пустыне Господь сам установил для своего народа эти жертвоприношения и празднества. А теперь Он же говорит о том, что ненавидит эти жертвоприношения, празднества и торжественные песнопения. И как же Его понять?

Я полагаю, ответ на этот вопрос будет такой: все эти правила касательно ритуальной чистоты, жертв и празднеств были установлены для народа как средство поддержания духовной дисциплины. Это были установления, которые упорядочивали духовную и религиозную жизнь народа Ветхого Завета. Например, те же празднества необходимы были для того, чтобы напомнить народу Израиля об исходе их предков из Египта, откуда их вывел Сам Господь. Чтобы народ не забывал, какой дорогой ценой он был искуплен и выведен из плена Самим Богом. Чтобы потомки Авраама не забывали о том, что их жизнь и судьба находятся именно в руках Всемогущего Творца.

Как средства поддержания порядка и духовной дисциплины все эти установления вполне неплохо выполняли свою функцию. И всё же, чего-то не хватало в жизни Избранного народа. И о том, чего именно не хватало, говорит всё тот же текст Амоса: "... Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд ("суд в данном случае означает справедливость"), и правда – как сильный поток!" (Амос 5:23-24)

Иудеи действительно были избранным Божьим народом. Это был народ, который Сам Бог сформировал из потомков Авраама, выведя их из Египта и даровав им у горы Синай Закон, который должен был стать основой их жизни. Однако, иудейский народ был сформирован Богом и с вполне определенной целью. Этот народ должен был стать островком подлинного благочестия в окружающем море жестоких и развратных языческих народов.

Этот народ должен был самим своим существованием свидетельствовать окружающему миру о Всемогущем Творце, который открыл человечеству путь к справедливой, милосердной и благой жизни. Именно поэтому одним из (с позволения сказать "двояких") столпов Ветхозаветного Закона была та Важнейшая Заповедь, о которой говорил Господь Христос: «...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37-40).

И вот, произнося устами пророка Амоса эти жесткие слова обличения ("Ненавижу, отвергаю праздники ваши..."), Господь даёт понять своему избранному народу: вы должны отличаться от окружающих народов прежде всего тем, что вы будете жить и действовать по-другому, не так, как язычники. И отличие это будет заключаться не в том, что вы по-другому приносите жертвы и по- другому проводите праздники, но в том, что вы по-иному относитесь к друг-другу: с любовью и состраданием, стремясь к правде и справедливости. И если для окружающих народов несправедливость, насилие и угнетение ближних являются обычным делом, у вас не должно быть так!

Однако, именно эти печальные явления встречались у Божьего народа очень часто. Именно за это Божьи пророки постоянно обличали непокорных иудеев. Например, в книге Иезекииля Иерусалим назван "городом кровей" (Иезекииль 22:2) т.е. т.е. городом насилия, городом беззакония. А в знаменитой Песни о Винограднике у пророка Исайи об этом городе говорится: "И ждал (Господь) правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль" (Исаия 5:7).

Главная проблема иудеев, таким образом, заключалась в том, что они не могли понять, что было в Божьем Законе самым главным, что было Сердцевиной Божьего Закона. В их представлениях та самая Наибольшая Заповедь о любви к Богу и ближнему была равноценна разного рода временным установлениям о праздниках и ритуалах.

И таким образом их поведение становилось похоже на своего рода духовную прокрастинацию. Прокрастинирующий человек, как мы помним, распыляет свою рабочую активность на множество мелких дел - лишь бы не делать дела главного. Он готов заниматься чем угодно, лишь бы не заниматься тем, что действительно имеет значение.

Вот так же - говорит Амос - поступали и непокорные потомки Авраама: вместо того, чтобы сосредоточиться на самом главном Законе - на любви, милосердии и справедливости по отношению к ближнему - они предпочитали своего рода духовное бегство, они погружались в дела, решающего значения не имеющие: разного рода ритуалы, празднества, омовения.

Заметим попутно: в новозаветную эпоху точно так же вели себя фарисеи, которых - как мы слышали во время чтения Евангелия - обличал наш Господь Христос: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение (...). Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять" (Матфея 23: 14,23).

Фарисеи тоже предпочитали занимать себя множеством - как им казалось - "духовных" дел, лишь бы не посвятить себя тому, что в Глазах Бога имело для избранного народа решающее значение: справедливости, милосердию и вере.

Однако, вернёмся к обличительным словам Амоса. Амос говорит, что для Бога все эти ритуалы, не имеют никакого значения, если в жизни людей нет того, что должно главенствовать в жизни Божьего народа: "Пусть, как вода, течет суд (суд – т.е. «справедливость»), и правда – как сильный поток!"

Господь устами пророка использует очень сильный образ. Пусть, говорит Он, правда и справедливость торжествуют в народе. Пусть правда и справедливость будут как мощный поток воды, напор которого ничем не сдержать. Потому, что только это – правда, справедливость, любовь к Богу и ближнему и делает Божий народ - Божьим народом. А не праздничные песни и не тучные жертвоприношения.

Ведь любить ближних, являть им справедливость и милосердие (особенно учитывая несовершенство нашей с Вами пораженной грехом природы) - это требует от людей немалых усилий. Сделать так, чтобы "как вода, текла справедливость, и правда – как сильный поток" хотя бы в твоей жизни, в жизни одного человека - это уже очень непростая задача. Тем более непростая задача - сделать так, чтобы всё общество было построено на таких началах правды, справедливости и милосердия - а ведь именно к этому был призван Божий Народ!

А вот принести жертву или устроить какой-нибудь праздник гораздо проще. Иными словами - если использовать психологический термин, который я описал в начале - гораздо проще прокрастинировать. Гораздо проще с головой погрузиться в мелкие дела, не имеющие решающего значения. Гораздо проще заниматься тем, что просто и приятно, чем тем, что трудно, но действительно необходимо.

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, какое значение эти слова Амоса имеют для нас с Вами. А эти слова Амоса для нас с Вами - современных христиан - увы, актуальны, да ещё как актуальны.

Прошло много лет, Ветхий Завет сменился Новым, но та самая проблема духовной прокрастинации, увы, никуда не ушла. Мы с Вами, христиане, члены Церкви, призваны быть светом мира и солью земли. Мы призваны не только любить Бога всем сердцем, но и любить наших ближних как самих себя и самое главное - делом являть нашим ближним такую любовь. Но делом любить ближних это - будем откровенны - очень непростая задача. Это требует от человека - кроме молитвы и поиска Божьей помощи - сознательных усилий.

Что гораздо проще - так это совершить то самое духовное бегство. Начать духовно прокрастинировать: уйти в разного рода дела, не имеющие для нашей христианской жизни решающего значения.

На личном уровне это может быть бегство в разного рода повторяющиеся ритуалы - такие, например, как бессмысленное повторение т.н. "молитвенных правил".

На коллективном (церковном) уровне пространства для манёвра гораздо больше. Можно заниматься организацией различных празднеств - напр. каких-нибудь крестных ходов или процессий. Очень интересно эта форма бегства показана в современном польском фильме "Клир" (реж. Войцех Смажовский, 2018). Там один из главных героев, простой рядовой ксёндз, всячески пытается привлечь внимание церковных кругов к проблеме растления детей католическими священниками. Но у его церковного начальства другие заботы - правящий епископ занят постройкой большой площадки для проведения грандиозного католического фестиваля (больше похожего на большой митинг).

Есть сейчас и ещё одна популярная форма духовного бегства: можно тратить огромные деньги на то, чтобы привозить из заграницы какие-нибудь "священные" предметы (т.н. "святыни") чтобы к ним выстраивались толпы паломников; можно, наконец, и самому совершить паломничество в какой-нибудь далёкий монастырь, повидать какую-нибудь "святыню".

Словом, люди прекрасно научились духовно прокрастинировать. Прекрасно научились делать всё, что угодно, лишь бы не делать самого главного: осмотреться вокруг и понять, кто из твоих ближних нуждается в любви, милосердии и помощи, а затем - делом явить им те самые любовь, милосердие и помощь.

"Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!" - эти слова Амоса актуальны и для нас с Вами, современных христиан. Какими бы ритуалами или религиозными действами мы не увлекались, нам с Вами нельзя упускать из виду то, что наш Господь Христос обозначил, как главное в Божьем Законе: "Справедливость, милость и веру". Если этого нет в нашей духовной жизни, то всё прочее (включая наши с Вами религиозные ритуалы) может превратиться в то, что называется "имитацией бурной деятельности".

А потому, завершая наш с Вами разговор, дорогие братья и сёстры, вот главный вывод, который нам с Вами следует сделать из сегодняшнего текста пророка Амоса: в нашей с Вами христианской жизни мы должны сосредотачиваться на главном, а не на второстепенном. В деле Спасения - сосредотачиваться на Крестной Жертве Христа, а не на разного рода ритуалах. В практической жизни - на том, чтобы (милостию Божьей) являть нашим ближним Божью Правду: любовь, справедливость и милосердие.

"Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток" - вот именно к этому каждый из нас должен стремиться хотя бы в своей индивидуальной христианской жизни, пусть это и весьма непростая задача. И следовательно, для нас недопустимо то, что я выше описал как духовную прокрастинацию: попытки убежать от этой первостепенной для нас (хотя и непростой!) задачи в разного рода второстепенные дела: ритуалы, празднества и т.д.

Сделать так, чтобы хотя бы в твоей индивидуальной жизни торжествовали Божья правда и справедливость - вот это и есть первостепенная наша задача как христиан. Об этом и напоминают нам слова Амоса: "Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

01 Октября 2023 - День Архангела Михаила (Пастор  Е. Романенко)
09 Октября 2022 - День благодарения (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2021 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы. День Св.Архангела Михаила и всех Ангелов (Пастор  Д. Лотов)
04 Октября 2020 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Октября 2019 - 17 Воскресенье после Дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
23 Сентября 2018 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Октября 2017 - 17 воскресение после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
18 Сентября 2016 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Сентября 2015 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2014 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Сентября 2013 - ПОБЕЖДАЮЩАЯ ВЕРА - 17 воскресенье после Св. Троицы (Пастор  Г. Азиков)
16 Октября 2011 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Сентября 2010 - 17 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)