МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Октября 2017 года
День Благодарения
2 Кор 9:6-15
“[Братья], кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовек». Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения этого не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт этого служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христа и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточную в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его!”.
Дорогие братья и сестры, однажды мне случилось читать лекцию по истории раннего христианства для студентов богословской семинарии пятидесятников из далекой Кении. И в этой лекции, в частности, речь шла о том, почему преследовали христиан в Римской империи.
Среди прочих была и такая причина: взаимоотношения римских язычников со своими богами выражались латинской формулой: do ut des - “я даю, чтобы ты дал”. В представлении язычника могущество и благосостояние государства зависит от того, насколько усердно народ чтит богов этого государства и приносит им жертвы. Христиане отказывались это делать, за что и страдали. Причём очень интересно, что в некоторых случаях язычники даже не требовали от христиан формального отречения от Христа. Мол, не важно, что вы не верите в наших богов. Главное принесите жертвы, чтобы эти боги обеспечили стабильность и благосостояние всем нам.
И вот, в тот момент, когда мы дошли до описания таких взаимоотношений язычников со своими богами, пастор церкви, который тоже присутствовал на моей лекции, сделал вполголоса такую ремарку: “Да... теология процветания появилась не вчера!”. В этот момент я проникся к этому пастору глубоким уважением. Именно потому, что это извращённое учение - теология процветания - весьма распространена среди неопротестанстких течений - пятидесятников, харизматов и т.д. И даже в далекой восточной Африке знают об этом учении и чувствуют его пагубность.
Некоторые из Вас, возможно, тоже об этом учении слышали. Одно из его названий - prosperity gospel, “евангелие процветания”. Суть этого “евангелия” заключается в следующем: уверуй, прими Иисуса в своё сердце и у тебя сразу всё будет хорошо! Уверуй в то, что Господь может дать тебе всё, о чём ты в молитве с верою попросишь - и получишь крепкое здоровье, комфорт, благосостояние. Он может благословить тебя всем, что ты пожелаешь - отличной работой, новой машиной, солидным банковским счётом и т.д., главное захотеть и поверить. В такой системе состоятельный человек если и даёт какую-то милостыню, то только потому, что надеется получить от Бога многократное воздаяние.
И хотя такой подход в принципе может пробудить в человеке некое духовное рвение (если я больше буду молится-поститься-читать-Библию - Господь всё-таки даст мне то, что я хочу!) критики этого учения справедливо указывают, что подход “теологии процветания” низводит Всемогущего Бога до уровня языческого божка, призванного исполнять наши капризы. И кенийский пастор, о котором я рассказал выше, очень точно уловил родственность такой “теологии” мышлению римских язычников. В конструкции римского язычества боги глубоко вторичны. Первично коллективное целое - Империя с её стабильностью и благосостоянием. А боги - скорее средство. В конструкции “евангелия процветания” первичен человек с его потребностями, желаниями и капризами, а Бог - тоже скорее средство.
Сегодня мы празднуем День Благодарения - праздник, который призван нам напомнить, что в нашей, христианской конструкции первичен именно Бог. Именно Он даёт нам то, что нам нужно - но это не награда за обильные жертвы, и тем более не за крепкую веру или “повышенную духовность” - но милостивый дар Отца, заботящегося о Своих детях. Апостол выражает эту мысль следующим образом: “Бог ... силен обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовек»”.
Павел говорит во-первых о том, что именно Бог обогащает всякой благодатью и всеми житейскими благами. Именно Его милость дает верным всё, что нужно им для повседневной жизни, а иногда даже и больше, чем нужно. Но если Господь даёт христианам больше, чем нужно - то зачем?
Сегодня в чтении Евангелия мы слышали историю о неразумном богаче. Вернее, с точки зрения мирской логики, богач ведет себя вполне разумно: он хочет вложить определённые средства в дело, которому посвятил многие годы; решить проблему перепроизводства и грамотно распределить ресурсы на своём предприятии. После такого маневра можно наконец-то отойти от дел, расслабиться и остаток дней беззаботно жить на пассивный доход: покоиться, есть, пить и веселиться. В самом деле, кто из нас не мечтает о такой спокойной и обеспеченной старости? Но Господь предупреждает его: “безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет”.
Не нужно, однако, полагать, что Господь через такую притчу запрещает предпринимателям умело управлять бизнесом. Ошибка неразумного богача состояла не в том, что он эффективно решил проблему своего предприятия, но в том, что он, как и адепты “евангелия процветания” замкнулся на себе - стал считать себя и свое благосостояние и спокойствие конечным адресатом тех жизненных благ, которые даёт Бог. Здесь первичен “я”, “мои успехи”, “моё благосостояние”, “моя обеспеченность”.
Но евангелист Лука напоминает нам, что того, кто в накоплении богатств замкнулся на себе - не в Бога богатеет - ждет печальное разочарование. В могилу с собой эти богатства он всё равно не унесёт; а в жизни Будущего Века они вряд ли будут иметь какое-то значение.
Эта притча, как и слова Павла, напоминают нам, что если Господь и благословляет нас ресурсами большими, чем нужно для жизни, делает это с вполне конкретной целью: “чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело”. Если подателем всяких благ является Бог, то мы должны осознавать, что именно перед ним несем ответственность за то, как этими благами будем распоряжаться. И если имеем избыток, то помощь нашим ближним - один из способов мудрого управления теми благами и ресурсами, которые даёт нам Бог.
Господь Христос в Нагорной Проповеди говорит о том, чтобы мы помогали людям, не надеясь получить что-либо взамен. Иначе помощь превращается уже во взаимовыгодный обмен. Павел, по-своему развивая эту мысль, также говорит о том, что даяние не должно быть насилием, в том числе и над собой. Даяние не должно иметь никаких других мотивов, кроме милости к тем, кому помогаешь: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог”.
Апостол проводит такую аналогию: как Бог отечески заботится о нас, давая нам всё, что нужно для жизни, так и нам следует проявлять щедрость в деле помощи нашим ближним: “Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу”.
И, кстати, нужно заметить ещё один интересный момент: здесь Апостол говорит о даянии или, как сейчас выражаются, материальной помощи не просто как о разовом акте, но как о форме служения. А служение - это не то, что делается только один раз или от случая к случаю. Это то, что, в идеале, должно пронизывать всю жизнь человека.
И здесь же он говорит о том, что это служение приносит особый плод: видя щедрость даятелей и их готовность помогать своим братьям, члены других общин за такую помощь прославляют Бога и воздают Ему благодарность: “Ибо дело служения этого не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт этого служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христа и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточную в вас благодать Божию”.
Обратим внимание: Апостол говорит о том, что щедрость коринфян напрямую связана с благодатью - Божьим даром милости - а также свидетельствует об их верности Благой Вести - Евангелию Христову. Как Евангелие по сути говорит нам о даре Божьей милости, который мы ничем не могли заслужить, так и дела щедрости коринфян говорят об их милости к своим братьям в ответ на милость Бога, явленную всем нам. Это уже не римская формула “я даю, чтобы боги дали”, но “я даю во славу Божию”. И никаких “чтобы...” в этой формуле нет.
Как в рамках “имперского” богословия язычников, так и в рамках “теологии процветания” очень много говорится о том, что Бог (или боги) могут нам дать, какую награду мы можем от них получить. И очень мало говорится о том, что такая забота Всемогущего Бога о нас есть не награда, но дар, милость. И День благодарения призван напомнить нам не только о той благодарности, которую следует воздать Всемогущему Богу за его милость и заботу о нас, но и повод вспомнить о том, что являя милость тому, кто нуждается в помощи, в том числе и материальной помощи, мы продолжаем дело Божье на этой земле.
“Благодарение Богу за неизреченный дар Его!”. Аминь.
Аудиозапись проповеди размещена в нашей группе вконтакте: vk.com/peterpaul_msk
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Октября 2022 - День благодарения (Пастор Д. Лотов)
30 Сентября 2018 - 18 воскресение после Дня Св.Троицы. День Благодарения. (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор Д. Лотов)
04 Октября 2015 - День Благодарения (Пастор Д. Лотов)
05 Октября 2014 - Благословение и благодарность. Проповедь на День Благодарения за урожай (Пастор Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор Г. Азиков)