МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Октября 2013 года
День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы)
Ис.58, 7-12
Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастет, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоённый водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
Сегодня мы отмечаем День Благодарения, в который, как следует из названия, призваны возблагодарить Всевышнего за ниспосылаемый Им нам хлеб насущный. Но было бы ошибочно воспринимать понятие «хлеб насущный» как обозначение исключительно продуктов питания и благодарить только лишь за них. Как указывает Лютер в толковании Молитвы Господней, хлеб насущный это и само пропитание, и условия его произрастания, а также порядок в государстве, обеспечивающий возможность как произрастания, так и потребления. Увы, людям свойственно забывать о благодарности. Особенно тогда, когда у них всё хорошо. Городские жители, особенно в таких мегаполисах, как наш, поистине развращены нынешним магазинным изобилием. Все уже привыкли к тому, что в любой момент, даже ночью, ты в состоянии добыть нужный тебе продукт. Но всё это изобилие не берётся из ниоткуда. И, несмотря на дающее ощущение стабильности видимое постоянство, достаточно какого-либо сбоя в действующем механизме обеспечения, чтобы всё изобилие мгновенно исчезло. А т.к. Россия – страна удивительных возможностей, то превращение полных полок в пустые вовсе не является чем-то невероятным. Многие из нас в своё время имели возможность убедиться в этом на личном опыте. То же самое можно сказать и о государственном порядке. Те перемены, свидетелями которых мы стали на протяжении последних 20 лет, показывают, что и здесь нет стабильности - есть только её иллюзия. Но разве Бог занимается поставками товаров и обеспечивает своевременность этих поставок? Разве Бог определяет форму государственного устройства? Очевидно, что нет. Почему же тогда нам следует благодарить именно Его, а не руководителей соответствующих компаний или составляющих законы депутатов Думы? Потому что, в конечном счёте, мир зависит не от них. Всё, что есть в видимом творении, вплоть до существования самого творения, зависит от Бога, от Его милости. И последнее слово как в преходящем, так и в вечном, всегда остаётся за Ним. Для верующего это совершенно очевидно, поэтому вопрос, кого следует благодарить, для нас не актуален. Но есть другой вопрос: а каким именно образом должно совершаться сие благодарение?
Во времена Ветхого Завета благодарность выражалась жертвоприношениями. В каком-то смысле этот обычай перекочевал и в Церковь. Форма изменилась, сущность осталась. Ведь и христиане выражают свою благодарность через пожертвования, приносимые именно в церковь. Наличность в чистом виде, строительство для церкви и т.п. Можно также отслужить особо торжественную мессу, можно перед праздничным застольем вознести основательную молитву благодарственного свойства. Одним словом, возможностей много. Вопрос лишь в том, то ли это, что нужно? Не получается ли так, что подобная система благодарений выражает принцип «ты – мне, я – тебе»? Господь нам блага, а мы Ему благодарность. Но нужна ли Богу такая система?
Принцип «ты – мне, я – тебе», активно практикуемый людьми, требует некоего равенства даяний, но может ли у человека быть равенство с Богом? Он даёт нам Свою милость – имеем ли мы что-нибудь равноценное для того, чтобы дать Ему? Нет. Это прежде всего. Далее. Бог даёт нам Свои дары не для того, чтобы мы пытались Его «отдаривать», а для того, чтобы мы передавали их дальше. Собственно говоря, Церковь стоит на этом с первого дня своего существования. Получив дар общения Св.Духа, Апостолы не скрылись от мира, чтобы наслаждаться этим общением в узком кругу. Наоборот – они вышли на проповедь. Бог посредством Иисуса дал нам Евангелие не для того, чтобы мы читали его, запершись от всех, но для того, чтобы мы распространяли его. То же самый принцип действует и в отношении других даров Господа. Мы получаем их не просто для личного пользования, но для того, чтобы давать их другим. Иисус говорит: «Да светит свет ваш пред людьми». Это раздаяние и есть наша благодарность, которая относится как к духовным сущностям, так и к хлебу насущному. Об этом напоминают услышанные сегодня слова пророка Исайи: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой … и слава Господня будет сопровождать тебя». Иными словами, если Бог дал тебе, раздели данное с тем, кто получил меньше или вообще ничего. Именно так поступали апостолы в Иерусалиме, причём, как сказано в Книге Деяний, по этой причине никто из членов общины не терпел нужды. Что ж, теоретически вроде бы всё ясно, но как быть с практикой? Что нам делать: открывать на дому суповую кухню или просто раздать имущество нищим? Нет, именно этого не стоит делать. Суповая кухня для частного лица среднего достатка является непосильным бременем, а так называемые нищие сегодня будут побогаче многих из нас. Чтобы достойным образом благодарить Господа, следует просто повнимательнее смотреть вокруг себя. Ибо вокруг каждого из нас существует немало людей, причём отнюдь не случайных, которые действительно нуждаются в помощи самого разного свойства. И если не замыкаться на личных нуждах и построении коммунизма в одной отдельно взятой квартире, то их можно заметить и помочь в соответствии с их нуждами. Но только без всякой торжественности и шумихи. Потому что помощь должна быть именно помощью, а не средством саморекламы. Когда Иисус помогал страждущим, то запрещал им рассказывать о случившемся. Мы призваны подражать Христу. Соответственно, помогать надо тихо и без шума. Это и будет благодарность Богу, причём угодная Ему. Господь хочет, чтобы верующие в Него уподоблялись Ему. Он говорит нам: будьте святы, ибо Я свят. Соответственно, если Он даёт нам нечто не по заслугам, а как дар, то и мы должны поступать также.
Христианство – не теория. Это практика, это образ жизни. Вера, не выраженная в делах, мертва и, если ты не живёшь по заповедям, нет никакого смысла заниматься диспутациями о каких-то богословских тонкостях. Бог даёт нам Свою любовь и хочет, чтобы нашим посредством таковая исходила в мир, а явиться она может только через конкретные действия. Нет ни малейшего смысла говорить о любви, а тем паче проповедовать о ней, если ничего при этом не делать. Бог сделал для нас очень много, поэтому поблагодарим Его не только словом, но и делом. Поблагодарим Его так, как речено нам через пророка Исайю: «Отдашь голодному душу свою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдёт во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождём твоим всегда … и ты будешь, как напоённый водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
15 Октября 2023 - 19 воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
23 Октября 2022 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Октября 2022 - День благодарения (Пастор Д. Лотов)
10 Октября 2021 - 19-е воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор Е. Романенко)
18 Октября 2020 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Октября 2019 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Октября 2018 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Сентября 2018 - 18 воскресение после Дня Св.Троицы. День Благодарения. (Пастор Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Октября 2017 - День Благодарения (Пастор Е. Романенко)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор Д. Лотов)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
04 Октября 2015 - День Благодарения (Пастор Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор Г. Азиков)
05 Октября 2014 - Благословение и благодарность. Проповедь на День Благодарения за урожай (Пастор Г. Азиков)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор Г. Азиков)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)