МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Октября 2023 года
19 воскресенье после Троицы
Евреям 11:1-16
1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
2. В ней свидетельствованы древние.
3. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
4. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
6. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
7. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он [весь] мир, и сделался наследником праведности по вере.
8. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
9. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог.
11. Верою и сама Сарра [будучи неплодна] получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14. ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16. но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
В романе Алексея Иванова "Тобол. Много званых", действие которого происходит в Сибири в начале XVIII в., есть очень интересная сцена. Отряд русских "лихих людей", а проще говоря - вооружённых бандтов, заходит в небольшое селение остяков (в те времена так называли хантов, один из коренных народов Сибири). И вот, бандиты просто заходят в селение и забирают всё, что хотят. А остяки стоят и смотрят на это, не оказывая никакого сопротивления.
Почему? Дело в том, что остяки верили: в каждой вещи живёт свой дух. И если человек возьмёт чужую вещь без спроса или украдёт её - дух вещи может очень сурово наказать этого человека. И если эти пришельцы вот так запросто заходят в селение и без спроса берут что хотят, значит они не боятся гнева духов. А если они не боятся гнева духов - судя по всему, они очень сильные шаманы. А значит, с шаманами такой силы лучше не связываться, а просто отдать им всё, что они хотят.
Почему я привёл такой пример? Потому что этот пример очень хорошо показывает: то, во что мы верим, определяет и то, как мы живём; определяет то, как мы действуем каждый день.
Ведь в сегодняшнем тексте из послания к Евреям мы с Вами снова читаем о первооснове нашей христианской жизни и нашей надежды, а именно: о вере. "Вера есть залог наших надежд и проявление вещей еще невидимых" - так звучат эти слова в современном переводе (Евреям 11:1, Перевод РБО 2017 г.). И это действительно очень важные слова для нас, христиан Евангелическо-лютеранского исповедания. Ведь и Священное Писание и наши вероисповедные книги много говорят об оправдании верой. "Бог — один, Он оправдывает и обрезанного за веру, и необрезанного за веру" - так говорит об этом Св. Павел в Послании к Римлянам (Римлянам 3:30, перевод РБО 2017).
Однако, это определение веры, которое даёт автор Послания к Евреям - можно сказать, слишком обобщённое, слишком широкое. В самом деле: "Проявление вещей еще невидимых" - что это значит? Означает ли это, например, что если у меня есть основания верить, что Бог как некий Единый Абсолютный Творец Вселенной существует (как в это верят, например, мусульмане или бахаи) - то такая вера оправдывает меня перед Лицом Всемогущим Богом? Или если я просто "верю в душе" - может ли такая вера сделать меня праведным в Очах Божьих?
Действительно, что такое вера? Может быть, вера это ни что иное как твёрдая убеждённость? Или вера это настроение, ощущение, чувство? Или может быть вера это некий особый опыт, открывающийся нам в мистическом созерцании?
И вот, чтобы ответить на этот вопрос, дорогие братья и сёстры, давайте посмотрим, что говорит нам о вере автор Послания к Евреям. И самое главное - о том, что это определение веры значит для нас с Вами. Итак, в самом начале автор (Апостол) говорит: "Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое" (Еврям 11:1-2). Это вполне понятно. Поскольку мы с Вами не присутствовали при Сотворении Мира, всё что мы можем - довериться свидетельству Священного Писания о том, что наш мир сотворён Всемогущим Творцом.
Однако, давайте посмотрим, какие характеристики веры он приводит далее: "Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит ещё. Верою Енох переселён был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. (...) Верою Ной, получив откровение о том, что ещё не было видимо, благоговея, приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир, и сделался наследником праведности по вере. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошёл, не зная, куда идёт. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования" (Евреям 11:4-5, 7-9).
На что мы можем обратить внимание в этом отрывке? Прежде всего на то, что все люди, упоминаемые в этом отрывке действовали своей верой. Посмотрите: верой - говорит Апостол - Авель принёс жертву Богу, А Енох - по милости Божией был взят живым на Небеса. Мы видим, что в этом отрывке вера - это не некое чувство или настроение, не некое пассивное созерцание, не какое-то благостное состояние души. Вера - говорит нам Апостол - всегда связана с действием, с образом жизни. Точнее сказать: вера влечёт за собой соответствующее действие и шире - соответствующий образ жизни. Иными словами: вера влечёт за собой дела, этой вере соответствующие. Точно так же как и в примере с сибирскими язычниками, который я привел в начале: то, во что мы верим, определяет то, как мы живем. Это и есть то, что и Священное Писание и наши лютеранские исповедные книги характеризуют как живую веру (Иакова 2:17-24).
В качестве примера такой живой и деятельной веры Апостол приводит Ноя и Авраама. Первый - как свидетельствует нам книга Бытие (Быт 6:8 и далее) - получил от Господа откровение о том, что грешный мир будет уничтожен Великим Потопом, поэтому предпринял строительство ковчега. Авраам получил от Бога обетование о том, что Земля Ханаана будет дана ему и его потомкам. И Авраам отправился в странствие в ту самую землю, на которую ему указал Господь.
Вывод, который мы можем сделать, глядя на все эти примеры: вера не может быть пассивной. "Вера - как хорошо сказал доктор Лютер - дело живое и беспокойное". Настоящая, живая вера вера предполагает соответствующие этой вере дела дела и соответствующий образ жизни - как плоды, как результаты такой веры.
Вернемся к примеру с остяками, который я привёл в начале. Если я язычник и верю в мстительных духов вещей - я трижды подумаю, прежде чем взять без спроса то, что принадлежит другому человеку. Если, например, я иудей времён Соломонова Храма, совершивший тот или иной грех - я пойду в храм и принесу за этот грех соответствующую жертву; сам факт того, что я иду и приношу эту жертву показывает, что повеление о жертвоприношении данное в Моисеевом Законе для меня - не пустой звук. Что я деятельно верю в Бога, который даровал моему народу заповеди о жертвоприношениях.
А вот для тех людей, о которых говорит автор послания к Евреям, фундаментом их веры были не духи и не жертвоприношения. Это были Божьи Обетования:
"Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; (...) они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город" (Евреям 11:13-16).
Фразу о том, что древние не получили обетований в данном случае следует понимать так: они "... умерли, храня веру, не дождавшись того, что им было обещано" (Евреям 11:13, перевод NRT). И вот, древние - говорит Апостол - жили верой в Божьи обетования, хотя и не дождались их исполнения. А если точнее - эти люди жили делом являя доверие Божьим обетованиям.
Обетований этих было много, но все они - как свидетельствует нам Новы Завет - исполнились в пришествие Иисуса Христа, взошедшего на Крест чтобы принять на себя грехи мира (Иоанна 3:14-16).
Именно Христос - Законодатель, потомок патриарха Иуды, потомок царя Давида; Он Примиритель, которому будут покорны все народы (Бытие 49:10, Колоссянам 1:20, Откровение 5:5). Именно Христос - как свидетельствует нам Евангелист Матфей (Мф 12:18 и далее) - отрок Божий, о котором пророчествовал Исаия (Ис 42:1 и далее). Словом, примеров таких исполнившихся обетований можно привести ещё множество. Но самое главное, если снова вернуться к "древним", о которых говорит Апостол - мы ясно видим, что для них эта вера в Божьи обетования не была чем-то пассивным и созерцательным, она пронизывала всю их жизнь.
И вот, дорогие братья и сёстры, здесь имеет смысл поговорить о том, какое значение эти слова Апостола о вере в обетования имеют для христовых верных, для Христовой Церкви. Всё дело в том, что со Христом связанно множество Божьих обетований, данных Им Христовой Церкви.
Например, по свидетельству Евангелиста Матфея, Христос пообещал, что пребудет со Своей Церковью до конца времён (Матфея 28:18-20). А в Евангелии от Иоанна Христос обещает послать своим верным Святого Духа, который "наставит их на всякую истину" (Иоанна 16:13); а также Он обещал, что Он Сам будет Небесным Хлебом, и вкушающий этот Хлеб будет воскрешён в Последний День (Иоанна 6:35, 54-55). И само главное, у Его Верных есть великое обетование, подтверждённое, в частности, например в Книге Деяний, о том, что всякий верующий во Христа и принявший Его как своего Спасителя получит Его Именем прощение грехов и вечную жизнь (Деяния 10:43).
Одним словом, Христос дал Своим верным, Своей Церкви, великие обетования. В этих обетованиях "залог наших надежд и проявление вещей еще невидимых" - по слову Послания к Евреям. И эти обетования дают Христовым Верным великую надежду во время их странствия в этом искаженном грехом и злом мире. Однако, эти обетования налагают на Христовых верных и большую ответственность. Потому что, как мы с вами уже убедились, если для христиан обетования Христа - не пустой звук - то христианам следует и жить сообразно этим обетованиям.
Конечно, это не предполагает, что своими делами или добродетельной жизнью люди могут "выслужиться" перед Богом и заслужить Спасение. Спасение - как свидетельствует нам Божье Слово - даётся нам именно как дар милости (Римлянам 3:23-25). Среди нас, увы, безгрешных нет. И христианам необходим тот дар Благодати и дар прощения грехов, которые дарует Христос. Однако, настоящая вера во Христа предполагает в том числе и доверие Его обетованиями. А поэтому доверие обетованиям - как мы уже убедились - не может быть пассивным созерцанием. Из доверия всегда следует соответствующее действие, которое показывает это доверие.
Например, если христианин говорит, что верит Христовым упомянутым мной обетованиям о Святом Духе и о Хлебе Небесном, но в своей жизни пренебрегает молитвой, чтением Писания и Святым Причастием - можно ли сказать, что доверие Божьим Обетованиям пронизывают жизнь такого христианина?
А поэтому каждый из нас, дорогие братья и сёстры, должен спросить себя: доверяю ли я тем Божьим обетованиям, которые даны нам в Иисусе Христе? Если я действительно с надеждой жду пришествия Христа - то живу ли я так, как будто хочу встречи с Ним уже завтра?
Разумеется, каждый из нас должен сам отвечать для себя на эти вопросы. Однако, если попробовать подвести итоги, на примере сегодняшнего текста из Послания к Евреям, мы увидели, что подлинная вера не может быть пассивна. То, во что мы верим определяет и то, как мы живём. И все те люди, о которых говорит Апостол - Авель, Енох, Ной, Авраам и многие другие - явили пример именно такой живой веры. Доверие Божьим Обетованием пронизывало их жизни, поэтому "... Они стремились - говорит Апостол - к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом". Пусть и нам с Вами поможет всегда являть такую живую веру Всемогущий Вечный Бог, по своей великой милости призвавший нас из тьмы в Чудный Свой Свет (1 Петра 2:9-10). Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
23 Октября 2022 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
10 Октября 2021 - 19-е воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор Е. Романенко)
18 Октября 2020 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Октября 2019 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Октября 2018 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор Д. Лотов)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)