МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Октября 2019 года

19 воскресенье после Дня Св.Троицы


Иов 14, 1-6
1. Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями:
2. как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.
3. И на него‐то Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?
4. Кто родится чистым от нечистого? Ни один.
5. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет,
6. то уклонись от него: пусть он отдохнет, доколе не окончит, как наемник, дня своего.

Сегодня мы слышали слово из Книги Иова, поднимающее очень важный вопрос – вопрос о страданиях человека. Но не обо всех страданиях, а только о тех, которые приходят к человеку свыше, т.е. наказаниях от Бога. Пытаясь найти ответ, Иов рассуждает о взаимоотношениях между Богом и человеком и приходит к определённым выводам, которые можно сформулировать так: 1). Для Бога нет никакого смысла тем или иным образом наказывать человека; 2). Для человека нет никакого смысла стремиться к праведности перед Богом. Почему Иов так говорит?

Он исходил из того, что бытие человеческое исчерпывается временем земной жизни, не имеющей никакого продолжения. Для Иова, как и для всех людей того времени, понятия о вечности не существовало, ибо время откровения о Царствии Небесном ещё не пришло. Но если вечности нет, то на что, в таком случае, похоже человеческое бытие? Начнём с того, что оно быстротечно, и не только быстротечно, но и исполнено всевозможными отрицательными моментами, первый из которых – рождение. После пребывания в утробе матери человек выталкивается в мир, где оказывается совершенно беспомощным, беззащитным, целиком и полностью зависимым от других людей. При этом он лишён возможности выбора: он лишён возможности выбирать как родителей, так и место рождения, благодаря чему весьма часто оказывается в условиях, о которых невозможно слышать без содрогания. Далее. Даже тогда, когда он уже может сам о себе позаботиться, положение не становится намного лучше. Человек вынужден с превеликими усилиями добывать себе хлеб насущный. Он страдает от болезней, от обид со стороны более сильных, а впоследствии от дряхлости и немощности. О, если бы долгая жизнь была компенсацией за все мучения! Но и того нет. Короток человеческий век. В Псалме 89 говорится: «…дней наших 70 лет, а при большей крепости 80 лет…». Если бы это и в самом деле было так! Посмотрите на могильные памятники. Шестьдесят, пятьдесят, сорок, а то и меньше. Поистине, человеческая жизнь совершенно не похожа на праздник. И вот, ко всему этому добавляются наказания от Бога, Который хочет, чтобы люди жили, как желает Он, чтобы они были праведными. Но, если нет вечности, то зачем стремиться к праведности? Зачем жить так, как хочет Бог, если мы всё равно обратимся в прах? Зачем нам жить так, как хочет Бог, если и без того всё сложно? И зачем Ему воспитывать нас? Во-первых, как уже было сказано, наше существование быстротечно. Во-вторых, если даже кому-то и удастся обрести праведность, то таковая не может быть передана по наследству. Потомки праведника могут быть такими же грешниками, как и потомки неправедного. Поэтому все наказания, исходящие свыше, представляются Иову полнейшей бессмыслицей, причём злой. Бог же представляется ему не любящим Отцом, а изувером, заставляющим страдать неизвестно ради чего. Вывод, который в результате делает Иов, вполне логичен: спасибо, Господи, что дал жизнь, но на этом Твоя миссия исчерпана; дай нам жить так, как мы сами считаем нужным, потому что времени у нас мало. «Если дни ему (человеку) определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдёт, то уклонись от него: пусть он отдохнёт, доколе не окончит, как наёмник, дня своего».

Как ни странно, такая точка зрения во многом соприкасается с точкой зрения неверующих, хотя для таковых за неверием в Бога нет понятия о наказании свыше. Но материализм также исходит из ограниченности бытия земной жизнью. Поэтому, точно так же, как и в случае Иова, бытие не имеет никакого конечного смысла. Соответственно, для неверующего страдание в какой бы то ни было форме есть безусловное зло, с которым надлежит всяче-ски бороться, обустраивая жизнь с максимальным комфортом. Отсюда лозунг о борьбе за «светлое будущее» человечества. Однако, все попытки обустроить светлое будущее оканчивались плачевно, что неудивительно, потому что изменялось только внешнее состояние, но не внутренняя сущность. Между тем, зло исходит не из внешнего мира, но изнутри самого человека. А человеческая порочность остаётся неизменной, независимо от времени и условий существования. Как справедливо заметил Иов, «Кто родится чистым от нечистого? Ни один». Поэтому, если только не тешить своё тщеславие, нет смысла совершать какие-то великие деяния, нет смысла входить в историю, нет смысла приносить великие жертвы. Главное – суметь прожить не без удовольствия, не выходя при этом за рамки Уголовного Кодекса. Всё остальное второстепенно. Но что в таком случае заставляло людей Ветхого Завета хранить верность Богу? Ради чего они это делали? Исключительно ради земного благоденствия, ради успеха в своих на-чинаниях, ради избавления от врагов и т.д. Писание свидетельствует, что именно так они это и понимали. А это значит, что Ветхий Завет не в состоянии дать ответ на вопрос о смысле страданий, причиняемых наказаниями от Бога. Но Новый Завет этот ответ дал.

«Человек, рождённый женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает как тень, и не останавливается». Поистине, в свете сказанного Иовом, бытие ветхозваветных персонажей выглядит достаточно безотрадным. Точно таким же оно было бы и для нас, если бы Откровение, данное Христом, не явило новую истину о человеке. Жизнь не отнимается, но только лишь изменяется. Она не исчерпывается видимой реальностью, она ведёт через смерть к грядущему телесному воскресению усопших и их участию в новом творении – Царствии Божием. Однако к этому участию нужно приготовиться, потому что человек в его обычном состоянии не пригоден для Царства Божия. Поэтому время бытия в видимом мире предназначено для работы над собой, для изменения себя, своей внутренней сущности. Почему же Бог наказывает Своих верных? Не ради унижения, не ради издевательства, но ради очищения, приуготовления к будущему. Бог хочет, чтобы люди спаслись, но, т.к. Ему не нужны марионетки, Он дал и не нарушает свободу воли. Поэтому посредством в том числе и наказаний Господь побуждает человека к осмыслению происходящего. Что я сделал? Для чего? Было ли это правильно? Может быть, мне надо пойти иным путём? Не случайно народная мудрость говорит, что один битый стоит двух небитых и что пока не грянет гром, мужик не перекрестится. Поэтому, если Бог наказывает нас, если ввергает нас в испытания, то надлежит не роптать и жаловаться, но благодарить за них, ибо их посредством Он спасает нас от намного больших бед. Оплеуха, закаченная офицером солдату, неосторожно высунувшемуся из окопа, спасает таковому жизнь. Испытания и наказания, исходящие от Бога, спасают нам не просто жизнь, но жизнь вечную. Поэтому, если к нам приходят страдания, то надлежит прежде всего не жаловаться на судьбу-злодейку, но спросить себя: в чём я согрешил перед Господом? Ведь большинство страданий есть ни что иное, как последствия собственных грехов. Таким образом, страдания, причиняемые Божественными наказаниями, побуждают к смирению перед лицом Всевышнего, к выявлению недолжного, к покаянию, к возвращению на путь истины и жизни. И остаётся лишь сожалеть о тех, кто не смиряется, кто игнорирует предупреждения свыше и готов записать в число виновных всех, кроме себя самого.

Мирской человек старается уклониться от всего, что нарушает или смущает его покой. Верующему же должно не уклоняться, но напротив, просить об испытаниях, которые разрушают сонное благодушествование, заставляя изо всех сил держаться за руку Божию. Верующему должно просить об испытаниях, чтобы его упование на Бога постоянно обновлялось, и дабы он действительно уповал именно на Бога, а не на кого-либо другого. Потому что только с этим упованием человек способен раскрыть себя для действия Св.Духа, преобразующего душу и делающего нас пригодными к Царству Божию, к новому бытию будущего века. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 27.10.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Октября 2023 - 19 воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
23 Октября 2022 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Октября 2021 - 19-е воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Е. Романенко)
18 Октября 2020 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Октября 2018 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)