МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Октября 2018 года

19 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.9, 24-38.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что ещё хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорождённому. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, ска-зал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне ве-ровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Во время оно в Иерусалиме жил человек, слепой от рождения. Нам трудно представить себе, что это такое – жить во тьме. Мы имеем зрение и считаем сие в порядке вещей, но на самом деле каждому из нас должно благодарить Бога за то, что мы не подобны этому слепому. Впрочем, речь сейчас не об этом. Писание не говорит, сколько лет было слепорождённому, но очевидно, что это был вполне зрелый человек. Годы вот тьме тянулись один за другим, и так бы всё шло до самого конца, но случилось так, что жизненный путь слепого пересёкся с путём Иисуса. И вот, совершилось великое чудо - человек, слепой от рождения, увидел свет. Чудо поистине великое, потому что, как сказал сам прозревший, «от века не слышно, чтобы кто отверз очи слепорождённому». Случившееся вызвало много разговоров и распрей, потому что очевидно, что обычный человек своими силами такого совершить не может. Налицо явное чудо. Но, вот ведь какое безобразие – Иисус опять исцеляет в субботу. Поэтому фарисеи и иже с ними предпринимают несколько попыток дискредитировать совершившееся. Сначала они пытаются доказать, что слепой на самом деле не был слепым. Но эта попытка проваливается – когда человек слеп от рождения, это очевидно для всех его ближних и может быть ими удостоверено. Тогда происходит попытка заставить исцелённого признать, что его вылечил грешник, сила которого явно не от Бога. И опять провал, потому что исцелённый твёрдо стоит на своём: «мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает». Более того. Он даже язвит, говоря «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он». Кончается всё тем, что исчерпав все возможности для убеждения, фарисеи попросту выгоняют исцелённого вон, предварительно излив на него своё презрение: «во грехах ты весь родился и ты ли нас учишь?». Это поразительная ситуация. Как уже было сказано, происходит явное чудо, абсолютно неоспоримое, свидетельствующее о том, что Божья милость попрежнему действует среди Его народа. Казалось бы, тут можно только радоваться и ликовать. Но происходит нечто иное. И вот, мы видим, в какой тупик может завести человека неспособность трезво мыслить, самостоятельно оценивать ситуацию, видеть её только лишь через призму неких авторитетных человеческих мнений. Это катастрофа. Катастрофа, потому что, лишившись возможности видеть Божье действие, человек тем самым обрекает себя на отлучённость от Бога, а отлучённость от Бога не ведёт никуда кроме смерти.

Не так давно на просторах инета я наткнулся на потрясающий ролик – документальные съёмки 1961-го года или около того. Снят суд над руководителями и членами общины пятидесятников в Саратове. Подчёркиваю - это не игровое кино, это документальная запись, которая оказалась намного страшнее всякого вымысла. На вопрос судьи руководитель общины говорит, что вот тогда-то и тогда-то ему открылся Господь, он покаялся и принял Христа, как своего Спасителя. В ответ на это раздаётся громовой хохот. Большой зал набит битком и все эти присутствующие смеются над словами людей о своей вере, о Христе. Поистине, даже ненависть и оскорбления были бы не так страшны, как этот смех. Знаете, очень хотелось спросить их: а почему вы, собственно, так веселитесь? Что смешного говорят люди, которых вы судите? Может быть, вы полагаете, что они отсталые и тёмные, потому что веруют? Был, в своё время такой случай – шёл знаменитый физиолог академик Павлов мимо церкви, остановился, перекрестился на надвратную икону. Мимо идёт рабочий, смотрит на него и с сожалением произносит: «эх, темнота». Но с чего ты взял, что ты более просвещённый? Потому что Маркс, Ленин и Сталин сказали, что Бога нет? А с чего ты им поверил? Ситуация повторяется. Человек рассказывает, как Христос вошёл в его жизнь и изменил её, а над ним смеются. Только смеются не где-то, а в зале суда. Человеческие авторитеты сказали, что Бога нет. И вот, следуя за ними, люди ослепляют себя, становятся неспособны видеть действие Бога в жизни ближнего. Фарисеи были даже лучше их. Хотя они и отвергали Божественность Иисуса, но они не смеялись ни над ним, ни над Его учениками.

Что ж, советское правосудие восторжествовало. Злостные мракобесы и сектанты осуждены, честные граждане получили массу удовольствия. Но кто выиграл? «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему». В истории, поведанной нам евангелистом, выиграл тот, кого обругали и выгнали. В 1961-ом выиграли те, над кем смеялись и кого осудили. Потому что они обрели Христа, а вместе с Ним Царство Божие. Обе ситуации – и описанная в Евангелии, и суд 1961-го года показывают, насколько опасно доверие человеческим авторитетам. Мало ли, что говорят люди. Тем более, что сегодня кого-то превозносят, как авторитета, а потом забрасывают камнями, как врага народа. Поэтому надо не торопиться с доверием. Лучше посмотреть, правду ли говорит тот или иной человек, на чём он основывается. Стоит его дом на твёрдом основании или на песке? А твёрдым основанием может быть только Слово Божие, потому что в отличие от людей, Бог не ошибается и, если Он говорит, что будет так и так, то именно так всё и будет.

Не знаю как вам, а мне жалко фарисеев. Ведь они всерьёз пытались жить по воле Божией. Но в какой-то момент свернули на ложный путь и пошли не к Богу, а от Него. То же самое можно сказать о людях, смеявшихся на вышеописанном судебном процессе. Они всерьёз хотели строить новую и лучшую жизнь. Но мы видим, к чему эти попытки привели. Не стоит думать, что эта слепота осталась там, в 1961-ом. Она существует и сегодня. Церквей понаоткрывали много, но люди как жили без Бога, так и продолжают жить без Него, потому что предпочитают строить свою жизнь на совершенно других основаниях. Поэтому у нас важная задача. Прежде всего, постоянно открывать действие Бога в своей жизни, чтобы Его присутствие в нашей жизни было несомненным - подобно тому, как оно было несомненным для вылеченного Иисусом слепорождённого и для людей, которых предали суду за их исповедание Иисуса. А затем нужно жить так, чтобы присутствие Бога в нашей жизни было очевидно и для ближних. Благовествовать можно не только словом, но и делом. И когда человек живёт в любви Божией, в Его благодати, когда пребывающий в нём свет изливается в мир, слова уже не требуются – присутствие и действие Бога становятся очевидны. Такая очевидность есть самое лучшее благовестие, побуждающее наблюдающих его людей открывать себя для Бога и Его благодати. Хотя, увы, не всех. Например, исцелённый Иисусом слепорождённый претерпел поношение от фарисеев за своё доверие Христу. Точно так же любой доверяющий Иисусу идёт зачастую не среди цветов, а среди терниев, претерпевая насмешки и унижения, гонения и суды, но ничто не может отвратить его от Господа, потому что Таковой есть не абстракция, а постоянно действующая реальность, изменяющая душу и бытие. «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 07.10.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

15 Октября 2023 - 19 воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
23 Октября 2022 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
10 Октября 2021 - 19-е воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Е. Романенко)
18 Октября 2020 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Октября 2019 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)