МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Октября 2015 года
День Благодарения
Мф.6, 19-23
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Сегодня мы отмечаем День Благодарения, в который призваны воздать особую благодарность Господу за его милость, дающую нам насущный хлеб, т.е. потребное для пропитания. Нам очень важно понять, что это именно милость, что хлеб насущный – это Божий дар. Нам очень важно понять сие, потому что без такового понимания не будет правильного отношения, т.е. благоговейной благодарности и радости. А когда люди не имеют правильного отношения к Божией милости, когда не осознают таковую как милость, то вступают на путь, ведущий к тяжким грехам и делают то, что мы видим сегодня: одни издают указы об уничтожении продуктов питания, другие этим уничтожением занимаются, третьи с чувством исполненного долга докладывают на заседании правительства, сколько тонн продовольствия им удалось ликвидировать. А т.к. средства на эту ликвидацию идут из бюджета, то налогоплательщики оказываются невольными соучастниками этих мерзостных и постыдных деяний! Господь да не покарает нас за прегрешения наших правителей, не разумеющих, что там, где пренебрегают милостью, она может быть отнята!
Дарование насущного хлеба есть великая милость от Господа, но, как справедливо замечает Лютер, понятие «хлеб насущный» включает в себя очень многое, за что следует благодарить, потому что потребное для пропитания не появляется перед нами из ниоткуда. Оно должно быть взращено и переработано, причём внешние обстоятельства, в том числе и государственное управление, должны быть таковы, чтобы всё сие могло осуществляться беспрепятственно. И вообще, в нашей жизни есть очень многое, за что следует благодарить Господа, причём не только сегодня, но и в каждый день. Однако, вот какой вопрос: чем именно являются для нас дарованные Господом блага, за которые мы возносим Ему благодарность? Каким образом мы воспринимаем их? При всём своём многообразии понятие «насущный хлеб» относится к видимой реальности, к земным благам. Земные же блага для многих столь важны, что ради их обретения приносятся великие жертвы. И это не случайность, потому что мир оценивает людей именно по количеству этих самых благ. Состоятельность вызывает уважение, а богатство – преклонение степени того, сколько им дано. В «Приваловских миллионах» Мамина-Сибиряка есть замечательное описание женщины, с благоговением прикасавшейся к стулу, на котором сидел миллионер. Так что если твой дом – полная чаша, если тебе много дано, то как тут не возблагодарить? Что ж, людям вообще и христианам в частности свойственно стремиться к благополучию. Но Господь говорит ясно и однозначно: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».
Земное изобилие весьма привлекательно и в принципе, если оно достигнуто честным путём, то ничего плохого или недостойного в нём нет. Проблема лишь в том, что оно не ведёт к спасению. И вот, получается так, что пытаясь достигнуть означенного изобилия, люди тратят время и силы на то, что для вечности не имеет никакого значения. Тратят вовсю, с размахом, хотя совершенно необязательно, что затраченные усилия принесут желанный успех. Но, предположим, что всё хорошо, что человек всего добился, всё приобрёл и при этом не использовал приобретённое для превознесения над другими, оставшись скромным и честным тружеником. Вот только чего он добился, что приобрёл? Того, что в будущем будет совершенно бесполезно. Нам кажется, что у нас много времени, но на самом деле его очень мало, и на всё его не хватит. Если ты тратишь его на приобретение ненужного, то на нужное его попросту не останется. А в этом случае, когда настанет твой час предстать перед Господом, ты можешь оказаться в положении голого короля, причём без всякой возможности для какого-либо изменения ситуации. Может ли такое быть угодным Богу? Нет. Чего же хочет от нас Господь, что нам должно делать?
Он заповедовал нам добывать хлеб в поте лица, т.е. трудиться. Труд всегда предполагает некоторые результаты. Но отличие истинно верующего в том, что земные результаты его труда не являются чем-то определяющим, потому что его главной целью является Небесное Царство. Соответственно, заботясь о хлебе насущном, мы должны напоминать себе, что сей хлеб должен быть именно насущным, т.е. необходимым. Он не должен превращаться в излишества - в те самые тленные земные сокровища, о которых говорит нам Иисус. Верующий должен заботиться о том, чтобы собирать урожай не столько на земной, сколько на небесной ниве. Он должен заботиться о возрастании во Св.Духе, о приближении к Божественной святости. Сегодня мы благодарим Господа за насущный хлеб. Это хорошо. Но можем ли мы поблагодарить Его за то, что стали к Нему ближе? Ведь Господь даёт нам насущный хлеб не просто так. Он даёт нам возможность удовлетворения телесных потребностей для того, чтобы мы могли обратиться помышлениями к потребностям духовным и собирать в качестве сокровищ именно сокровища Духа, ибо, как говорит нам Иисус: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Итак, Бог даёт нам хлеб насущный, чтобы, освободившись от элементарных нужд, мы могли направить свои усилия на собирание небесных сокровищ. Поэтому благодаря Господа за ниспосланные Им земные блага, будем стараться жить так, чтобы забота о таковых никогда не закрывала Его лик. Мир внушает нам, что счастье человека в размерах его земного имения и, чем больше всего у тебя есть, тем лучше тебе живётся. Но это ложь. На самом деле человеку нужно не так уж и много и то, что нужно по-настоящему, Господь всегда даст. Это не будет изобилием, однако для поддержания бытия этого будет вполне достаточно, а больше в общем-то не особенно и нужно. Не надо завидовать богатым людям, а тем более тратить силы на то, чтобы достичь их уровня или приблизиться к таковому. Всё имеет свою цену и обладание богатством также. Поэтому и сказал Иисус, о том, что нет никакой пользы в приобретении даже всего мира, если при этом повреждается душа. Ну, а кроме того, как уже было сказано, богатство не ведёт к спасению, поэтому в свете вечности не имеет никакого значения. Что же имеет значение? Единство с Богом, доверие Богу, возрастание во образ Его, уподобление Христу, проникнутость Его любовью, светом Небесного Царства – вот это и есть те сокровища, которые мы призваны собирать прежде всего. Именно за них и следует благодарить в первую очередь, ибо так говорит Господь: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Октября 2022 - День благодарения (Пастор Д. Лотов)
30 Сентября 2018 - 18 воскресение после Дня Св.Троицы. День Благодарения. (Пастор Д. Лотов)
01 Октября 2017 - День Благодарения (Пастор Е. Романенко)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор Д. Лотов)
05 Октября 2014 - Благословение и благодарность. Проповедь на День Благодарения за урожай (Пастор Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор Г. Азиков)