МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Сентября 2018 года
18 воскресение после Дня Св.Троицы. День Благодарения.
Во Христе возлюбленные! Сегодня мы отмечаем День Благодарения и воздаём Богу хвалу за Его милость и благодать, за ниспослание всего, необходимого нам для жизни. И прежде всего, мы благодарим Его за ниспослание нам хлеба насущного. Мне кажется, что эта милость коснулась всех нас, потому что никто из нас не выглядит измождённым от недоедания, причём и в прошлом и в позапрошлом и т.д. годах ситуация выглядела примерно так же, поэтому нам есть за что благодарить нашего Небесного Отца. С одной стороны, это совершенно замечательно, но с другой, в этом состоянии заключена опасность. Она заключается в том, что, видя из года в год милость Божию, мы можем счесть её не милостью, а обычным, нормальным, естественным положением вещей. Т.е., вполне можно подумать, что события развиваются сами по себе без какого-либо вмешательства. А если так, то зачем благодарить Бога? Зачем благодарить Его за то, что происходит само по себе? Ведь оно и так произошло бы. Но в том-то и дело, что это далеко не факт. Например, в этом году в некоторых местах стояла такая жара, что посевы засохли. В последние годы количество природных катаклизмов вообще возрастает. Так что ни о каком долженствовании не может быть и речи. И если в наших пределах особых бедствий пока не случилось, то это повод не для успокоенности, а для великой благодарности нашему Небесному Отцу.
За что ещё нам следует благодарить Бога? Как бы это ни казалось странным, нам следует благодарить Его за всё более ощущаемую нестабильность бытия. Пенсионная реформа, являющаяся прямым грабежом со стороны государства; непроходимая глупость наших правителей, вгоняющая страну во всё большую изоляцию, американские санкции, падение рубля, рост цен и прочие сущности того же свойства. И совершенно неизвестно, какие сюрпризы преподнесёт нам завтрашний день. За что же тут, спрашивается, благодарить? Как уже было сказано, за нестабильность – за то, что не знаешь, что будет завтра. Потому что стабильное благополучие оказывает столь же разлагающее действие, как и постоянное изобилие еды. Зачем нужен Бог, если и без Него всё хорошо? Тут даже не вопрос, благодарить или нет. Тут более принципиально: зачем вообще нужен Бог? И далеко не случайно именно в сытой и стабильной Европе - в первую очередь во Франции и в Германии – сегодня не только закрывают церкви, но и разрушают их. И не потому, что идут репрессии на христиан, а потому, что в них некому ходить. А вот в не столь стабильной и сытой Восточной Европе их наоборот, строят. И не только в Польше, но даже в Белоруссии и даже в России, причём отнюдь не только православные. В прошлом году, например, было закончено строительство нашей церковь в Казани, сейчас идёт активное строительство нашей же церкви в Мурманске. В чём же дело? Как раз в том, что в условиях прочной стабильности человек смотрит не столько на Бога, сколько на себя самого и потому постепенно утрачивает понимание своей зависимости от милости Господней. А вот когда каждый день способен принести самые не только неожиданные, но и неприятные сюрпризы, тогда понимаешь, что выстоять можно только держась за Бога. И не случайно сила веры является наиболее ярко именно в трудные времена – об этом свидетельствует вся история Церкви вплоть до наших дней.
За что ещё нам следует благодарить Господа? За возможность беспрепятственно собираться вокруг Его Слова и Таинства. Гонения на христиан не остались в прошлом – они продолжаются и сегодня, причём уже официально признано, что нынешние имеют самый большой масштаб за всю историю Церкви. Позволю себе напомнить, что есть страны, где ты можешь оказаться за решёткой только потому, что ты – христианин. А есть такие, где за исповедание Христа убивают. И число мучеников каждый год умножается. Впрочем, в этой стране тоже не всё гладко: принятие так наз. «Закона Яровой» открыло новый сезон преследований неправославных христиан России. Так что следует дорожить возможностью быть на богослужениях и не пренебрегать ею.
Итак, нам следует благодарить Господа за то, что мы имеем хлеб насущный; за то, что благодаря нестабильности бытия мы не забываем о своей зависимости от Него и уповаем не на свои силы, но на Его силу, именно у Него ища помощи и именно на Него возлагая свои упования. А также мы благодарим Его за то, что имеем возможность беспрепятственно участвовать в Слове и Таинстве. Разумеется, это далеко не всё – в нашей жизни есть множество сущностей, зависящих от милости Божией, и за каждую их них можно и должно благодарить Господа. Но есть главное, о чём никогда не следует забывать. В первую очередь мы должны благодарить Бога за то, что во ипостаси Своего Единородного Сына Он сошёл в этот мир, и, принеся Себя в жертву на кресте, даровал нам искупление и оправдание, открыв для всех, уверовавших в Него, путь в Божье Царство, в жизнь вечную. Но как благодарить, в чём должна выражаться наша благодарность? Да и можно ли достойным образом нам, смертным людям, созданным их праха земного, возблагодарить вечного и святого Творца всего сущего? Что мы можем принести Ему?
Во времена ВЗ верующие приносили в Иерусалимский храм свои жертвы: плоды земли и животных. Но как можно жертвовать то, что тебе не принадлежит? Поистине, это щедрость за чужой счёт. Ведь и плоды земли и животные есть творение и собственность Бога, Его дар людям. Не является ли бессмыслицей благодарение Бога посредством Его же даров? Но тогда чем? Ответ находим в Св.Писании, где сказано: «Жертва Богу – дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже». Поэтому, когда мы имеем потребность возблагодарить небесного Отца, мы приносим Ему своё сердце, свою веру, свою любовь, своё служение. Когда мы любим человека, то готовы принести ему и приносим очень многое, причём лучшее из того, что имеем. И делаем сие не потому, что рассчитываем на благодарность, не потому, что рассчитываем получить что-то взамен. Истинная любовь не берёт, а отдаёт – такова потребность сердца. То же самое должно происходить и по отношению к Богу, Которому следует приносить лучшие плоды своей души. Не для того, чтобы снискать Его милость, не для того, чтобы оправдаться в Его глазах, не для того, чтобы заработать себе спасение. Нет. Истинно верующий поступает так по велению любящего сердца, желающего в благодарности и любви принести и отдать Своему предвечному Отцу всё самое лучшее. Восславим же нашего Господа, Которым всё сотворено, Который даровал нам и хлеб насущный и хлеб духовный! Восславим Господа, который возлюбил нас и ниспослал нам Милость и благодать, благость и милосердие, прощение грехов и жизнь вечную! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Октября 2022 - День благодарения (Пастор Д. Лотов)
01 Октября 2017 - День Благодарения (Пастор Е. Романенко)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор Д. Лотов)
04 Октября 2015 - День Благодарения (Пастор Д. Лотов)
05 Октября 2014 - Благословение и благодарность. Проповедь на День Благодарения за урожай (Пастор Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор Г. Азиков)