МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Марта 2010 года
Palmarum – 6 воскресенье Великого поста
Ин.12, 31-33
Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью умрёт.
Известное изречение гласит, что, живя в обществе, нельзя быть свободным от общества. Если это изречение немного сократить, то полученная фраза будет намного более точной: живя в обществе, нельзя быть свободным. С определённого времени западные демократии любят поговорить о том, что их граждане – это свободные граждане свободных стран. Но на самом деле свободы там не намного больше, чем в древневосточных деспотиях. Любое общество со всех сторон сковывает личность посредством законов, общепринятых нормативов, общественного мнения и тому подобных сущностей. Общество корректирует человека, не давая ему в полной мере быть самим собой. Хорошо это или плохо? Учитывая испорченность человеческой натуры, такую скованность следует рассматривать скорее как благо. Но в то же время благодаря ей личность не может проявить свою истинную сущность, так что мы имеем дело не столько с человеком как таковым, сколько с человеком в какой-то роли. Однако, бывают моменты, когда человек попадает в условия, в которых привычные оковы спадают, и тогда он начинает действовать в соответствии со своей натурой. Именно такие моменты и показывают подлинное положение дел. На рубеже XIX-XX столетий церкви были полны, но отнюдь не потому, что люди веровали, а потому, что посещение церкви было признаком государственной благонадёжности. При получении паспорта для выезда за границу человек должен был среди прочих документов предоставить справку о том, что исповедался и был у причастия. А выход из государственной Церкви – православной – даже если предпринимался ради перехода в иное христианское же исповедание, наказывался конфискацией имущества и ссылкой. Но настал момент, когда оковы спали. В 1905 году император издал Манифест о веротерпимости, упразднивший многие из прежних ограничений. И тогда начался массовый исход из храмов, показавший, что на самом деле Церковь в России находится в глубоком кризисе. Чем меньше тот или иной человек несёт ответственности перед окружающими, тем в большей степени является его истинная сущность.
Наш Господь и Спаситель, возвещая Благую Весть, делал это так, что человек в отношении принятия или непринятия благовестия обладал полной свободой выбора, т.е. мог быть самим собой. Прежде всего, Иисус, хотя и был Истинным Богом, но явился миру в образе странствующего проповедника, не имевшего ни имущества, ни состояния. Проповедуя же, Он не приказывал, а только лишь приглашал. Таким образом, не было ничего, что принудило бы человека следовать за Ним. Слышавший Его слово был совершенно свободен как в принятии, так и в отторжении. Люди имели свободу и пользовались ей так, как считали нужным. Одни любили и следовали, другие в разной степени ненавидели и, наконец, третьим было всё равно. Кстати, сам факт того, что отношение ко Христу было самым различным, есть свидетельство свободы выражения этого отношения. Однако, есть одно «но». Когда тебя принуждают к чему-либо, ответственность за твои последующие действия несёт принуждающий. При свободном выборе вся полнота ответственности за принятое решение ложится на тебя самого. Имея свободу в отношении Христа, в этой свободе люди сами решали свою судьбу. Именно поэтому и сказал Господь: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». При попустительстве и согласии равнодушных, ненавидящие Христа разыграли свой кровавый спектакль, не ведая того, что тем самым своими собственными руками отсекают себя от спасения и жизни, своими собственными руками ввергают себя в смерть. «Ныне суд миру сему…». Мир не был судим свыше – посредством своих действий люди осудили сами себя. И в этом не виноват никто, кроме них самих, ибо, как уже было сказано, им была дана свобода выбора, и они распорядились ею так, как считали нужным.
Когда мы говорим о Страшном Суде, то обычно представляем его, как усовершенствованный процесс земного правосудия. Сатана выполняет функции обвинителя, ангелы - защитников или присяжных, а место председателя занимает Господь, выслушивающий мнения сторон и выносящий оправдывающие или осуждающие приговоры. Однако такое представление не соответствует реальности, потому что не Бог судит и осуждает нас, но мы судим и осуждаем себя сами. Бог сотворил нас свободными, потому что Ему не нужны марионетки. Именно поэтому Христос явился миру не в ореоле Божественного могущества, но в ничем не привлекательной личине странствующего проповедника. Тем самым Он давал возможность самостоятельно расставить приоритеты и сделать соответствующий свободный выбор. И даже если выбор был сделан, Он не принуждал к постоянству – человек имел возможность изменить своё решение. Многие изменили. Сегодня мы вспоминаем День входа Господня в Иерусалим – день триумфального шествия среди приветственных криков и бурного ликования. Но куда девались эти ликующие толпы всего пять дней спустя? Когда Пилат вывел Спасителя к народу, не раздалось ни единого голоса в Его защиту - все дружно орали «Распни Его!». И точно также шествие на Голгофу совершалось при всенародном одобрении, за исключением ничтожного меньшинства искренне скорбевших любящих. Почему же такая быстрая эволюция? Писание говорит, что небывалый энтузиазм толпы при въезде Христа во святой город был вызван свидетельством о воскрешении Лазаря, а также чудом насыщения 5000, о котором также сказано, что присутствовавшие на той трапезе хотели сделать Иисуса царём. А это значит, что люди приветствовали Христа ликующими возгласами вовсе не потому, что хотели обрести Царствие Небесное. Им было нужно улучшенное земное царство. Соответственно, тот кто даёт даровой хлеб, тот пусть и правит. Но именно этого Христос не собирался делать ни при каких обстоятельствах. Не потому ли люди так быстро отреклись от Него, что почувствовали себя обманутыми в своих надеждах и ожиданиях? «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». Впрочем, для нас важны не столько причины, сколько результат - люди отрекаются от Христа и, посылая Его на казнь через распятие, тем самым изгоняют Его из своего сообщества. Но именно этим своим решением они совершают над собою суд. И когда Пилат умыл перед ними руки, они произнесли слова, утверждающие их выбор: «И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших». Они сами приняли на себя вину. Тем самым они совершили над собою суд и осудили себя на смерть, ибо, отрекающийся от Христа отрекается от спасения и жизни вечной. Впрочем, навряд ли в тот момент кто-то из них думал о вечности - земные реалии были намного ближе, а следовательно и важнее.
Поведение иудеев, кричавших Пилату «Распни Его!» может показаться удачной попыткой самоубийства, вполне естественно вызывающей недоумение и осуждение. Но не будем торопиться ни с тем, ни с другим, ибо никто из нас не праведен. Время Великого поста подходит к концу – сегодняшнее воскресенье вводит нас в Страстную неделю. Давайте в эти оставшиеся до праздника Пасхи дни остановимся и подумаем, чего мы сами хотим. Вернее сказать, что нас интересует в первую очередь: Царствие небесное или обладание земными благами? Что для нас первично и что вторично? И, соответственно: мы принимаем Христа или изгоняем Его? Ответ на этот вопрос мы даём не словами, но жизнью. Господь сотворил нас свободными для того, чтобы мы могли сделать выбор и добровольно следовать за Ним. И мы делаем этот выбор, но не один раз, как это иногда полагают. Ведь те люди, которые славословили Христа во время Его входа в Иерусалим, вроде бы тоже следовали за Ним, однако сие последование не было долгим. Мы делаем выбор не один раз, а многократно. Потому что каждый день бытия неоднократно ставит нас перед необходимостью выбора между Божественным и человеческим, между спасением и проклятием, между жизнью и смертью. Нынешнее общество достаточно индифферентно по отношению к вере, полагая её личным делом каждого человека, поэтому (редкий случай!) не препятствует в выборе. Проблемы с обществом начинаются уже после такового – сам же выбор мы действительно можем сделать свободно, исходя из велений собственного сердца, а не производственной или общественной необходимости. Факт того, что сегодня мы пришли в церковь, а не куда-либо ещё, показывает, что свой выбор мы вроде бы сделали. Мы выбрали Христа. Но насколько прочной будет наша верность Ему, как долго будем следовать за Ним: час, день, месяц, год, всю жизнь? Господь даёт нам свободу выбора и в этом выборе каждый из нас сам решает свою судьбу. Жизнь и смерть в наших руках. Выберем жизнь. Аминь.
Хоралы:
- Fließt, ihr Augen, fließt von Thränen
Лейтесь слезы сокрушенья
(RDGB-50 SK-32 SB-145 ) - Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld
Невинный агнец вот идет
(EG-83 EKG-62 RDGB-51 SB-132 ) - Ich danke dir für deinen Tod
Благодарю Тебя, Христе
(RDGB-48 )
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Апреля 2022 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
28 Марта 2021 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
19 Июля 2020 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Апреля 2020 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
14 Апреля 2019 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
25 Марта 2018 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
09 Апреля 2017 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
20 Марта 2016 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
29 Марта 2015 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
13 Апреля 2014 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
24 Марта 2013 - 6 воскресенье Великого поста – Palmarum (Пастор Д. Лотов)
28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
05 Апреля 2009 - Palmarum – шестое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)