МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Апреля 2022 года
Palmarum
Ин.11, 45-53
45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что́ сотворил Иисус, уверовали в Него.
46. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что́ сделал Иисус.
47. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом.
49. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50. и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52. и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53. С этого дня положили убить Его.
Иногда можно услышать, как люди сетуют на то, что родились «не в то время» или «не в своё время». Им хотелось бы жить, например, в XVI столетии, а они вынуждены пребывать в ныне текущем. Такие умонастроения встречаются и среди верующих. Есть христиане, которым хотелось бы быть современниками евангельских событий, своими глазами лицезреть Спасителя, слышать Его проповедь. Такое желание вполне можно понять, но не думаю, что оно правильно. Скорее, мы должны быть благодарны Богу как раз за то, что живём именно сегодня. Почему так? Потому что, в отличие от христиан первого века, мы имеем возможность ретроспективного видения. Мы можем видеть, каким удивительным образом действовал в истории промысел Божий и понимать, что это именно промысел Божий, а не сочетание случайностей. И, что самое главное, мы можем видеть этот промысел там, где современник его не увидел бы, ибо пути Господни бывают весьма прихотливыми. Более того. Инструменты, которые Он избирает в качестве Своих орудий, порою весьма причудливы. Настолько, что с точки зрения рационально мыслящего человека иначе как неподходящими их не назовёшь. Вот, например, первосвященник Каифа, являющийся главным действующим лицом сегодняшнего евангельского чтения. В силу своего служения он занимал в духовной жизни Израиля совершенно особое место. Первосвященник был своего рода «устами Бога». Господь говорил со Своим народом не только через пророков, но и через первосвященника, и, если люди хотели вопросить Бога о чём-либо, то могли обратиться к Нему через посредство первосвященника. Но вот, что интересно: хотя первосвященник (равно как и пророки) мог возвестить Слово Господне, это не значило, что он сам вполне понимает смысл сказанного. Сегодняшнее Евангелие являет нам удивительную картину – Каифа, ненавидевший Христа, тем не менее изрекает о Нём Слово Господне, изрекает истину: «…лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб». Этими словами совершенно точно выражается смысл служения Спасителя и Его жертвы, хотя сам Каифа имеет в виду нечто иное. Решение уничтожить Господа было вызвано страхом, что Он станет причиной крупных народных волнений, беспорядков, и, тем самым, даст Риму повод для вмешательства в дела Иудеи и для репрессий: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим, и народом». Таким образом, Иисус должен был быть принесен в жертву ради того, чтобы сохранить народ от гибели. Апостол Иоанн писал своё Евангелие в конце жизни, существенно позже остальных евангелистов и много лет спустя после описываемых событий. Соответственно, он уже мог видеть то, что было невозможно заметить раньше. Именно поэтому слова Каифы сопровождаются следующим комментарием: «Сие же сказал он не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино». Естественно, что в тот момент, когда это происходило, даже ученики не могли понять ни глубинного смысла происходящего, ни подлинного смысла слов Каифы. Поэтому поблагодарим Бога за возможность ретроспективной оценки событий, позволяющей увидеть их истинную сущность и значение. Апостол Иоанн увидел. А что открывается нам?
Первосвященник иудейский Каифа сказал: «…лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб. Сие же сказал он не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеяных чад Божиих собрать воедино». Этими словами раскрывается смысл того, что вскоре должно произойти на Голгофе: смерть одного ради избавления и спасения многих. Однако спасения и избавления вовсе не от того, чего опасался Каифа.
Люди разных времён и народов пытались разрешить загадку бытия, найти его конечный смысл; пытались понять, зачем находятся в этом мире. Почему они занимались этим? Потому что понимали – жизнь в той форме, в которой они её видели, не является правильной; она искажена, она должна выглядеть иначе. Поэтому они искали высшей справедливости. А тот, кто ищет высшей справедливости, ищет Бога. Однако, все эти поиски были обречены на неудачу, ибо Истинный Бог есть Бог сокрытый, и человек может постичь Его лишь в той мере, в которой Он пожелает открыться. Поэтому на протяжении веков люди блуждали во тьме. Откровение, данное Христом, и Его жертва открыли для всех ищущих возможность найти ответы на свои вопросы. Найти избавление от мучительных сомнений, найти избавление от системы ценностей падшего человечества, свободу от рабства греха; найти доступ к Богу и Его истине, доступ к Его Царству. Откровение Христа и совершённое Им искупление дали возможность быть с Богом и служить Ему, дали возможность стать истинными царями творения, ведущими таковое по Божией стезе. Приобщение к жертве Христа даёт возможность возвыситься над самими собой, стать духовными существами, носящими в себе Царство Божие. А носящий в себе Царство Божие обретает перспективу бессмертия, участия в новом творении, в не имеющей пределов новой жизни. На протяжении столетий люди, искавшие высшую истину, были обречены на неудачу, на блуждание во тьме. Теперь тот, кто ищет, имеет возможность обрести истину, обрести Бога, обрести жизнь. Христос взошёл на крест, чтобы собрать воедино всех рассеянных по лику земли искателей истины; собрать воедино чад Божиих, взыскующих своего Небесного Отца. И они собрались. Собрались и до сего дня собираются, умножая избранный народ Божий – святую Христианскую Церковь.
«…первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит». Совет, о котором говорит евангелист, был собран после того, как фарисеям рассказали о чуде воскрешения Лазаря. Вроде бы должно быть очевидно, что обычный человек такие действия совершать не в состоянии. Впрочем, участники совета и не сомневаются в том, что чудеса действительно совершаются. Однако, они не имеют желания разбираться в том, кто же такой Иисус, имеющий власть не только исцелять и изгонять бесов, но даже мёртвых возвращать к жизни! Они не имеют желания разбираться ни в Его личности, ни в сущности Его проповеди, ибо для них важно только одно – сохранить привычный уклад, а вместе с ним и своё положение. А т.к. учение и деяния Спасителя грозят фундаментальными переменами, они решаются на убийство, о чём сказал евангелист: «С того дня положили убить Его.
Последование за Христом, если это последование не только на словах, но и на деле, всегда нарушает привычный уклад, и потому причиняет множество неудобств. Последование за Христом мешает потакать своим порокам и жить во грехе. Поэтому многие люди поступают подобно первосвященникам иудейским. Те убили Господа, чтобы Он не мешал им. А теперь представьте, что Он снова вернулся в том облике, в котором был во время Первого Пришествия и проповедует так, как раньше. Как вы думаете, сколько наших современников, считающих себя христианами, постарались бы устранить Его, вновь распять? Я думаю, что очень многие, потому что истинный Христос сильно бы им мешал. Ведь Его Слово обличает их мерзости и беззакония. Но, т.к. они лишены возможности уничтожить Спасителя физически, то просто изгоняют Его из своей души, из своей жизни. Именно поэтому в мире так много формальных христиан, на словах исповедующих Господа, а на деле поступающих так, как если бы о Нём никогда не слышали. Однако тот, кто изгоняет Христа, тем самым совершает самоубийство, ибо вне Христа нет ни прощения грехов, ни оправдания перед Богом, ни спасения, ни жизни вечной. Дорога, не проходящая через крест Голгофы, ведёт только в одно место – в смерть и притом вечную.
Диавол и его подручные постоянно искушают нас прельщениями безбожной жизни, дабы мы соблазнились и оставили путь Господень. Эти искушения многообразны и весьма привлекательны. Жить без Бога проще, чем жить с Ним, ибо следовать своим порокам намного легче, нежели противостоять им. Но лёгкость и приятность не означают правильности. Потому соблазняющийся лёгкостью жизни без Бога, идёт не к лучшему, а к худшему – к утрате ориентиров, к погружению в пучину греха и в конечном счёте к утрате вечности. Соответственно, чтобы не поддаваться искушениям плоти, мира и диавола, нам должно вновь и вновь взирать на крест Голгофы, на распятого Спасителя, дабы постоянно напоминать себе о том, что эта дверь является единственной дверью, ведущей в вечность. Да поможет нам Господь поступать так, дабе не уподобиться первосвященнику Каифе, ради мирского благополучия пренебрегшего бессмертием. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
28 Марта 2021 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
19 Июля 2020 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Апреля 2020 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
14 Апреля 2019 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
25 Марта 2018 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
09 Апреля 2017 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
20 Марта 2016 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
29 Марта 2015 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
13 Апреля 2014 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
24 Марта 2013 - 6 воскресенье Великого поста – Palmarum (Пастор Д. Лотов)
28 Марта 2010 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
05 Апреля 2009 - Palmarum – шестое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)