МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Марта 2018 года
Palmarum
Ин. 12:1-8
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Сегодня мы празднуем Palmarum или Вербное воскресенье, открывающее Страстную Неделю. В этот день Господь совершил Свой последний вход в Иерусалим, и все вы знаете, в какой атмосфере таковой происходил. Совершается нечто невероятное: ненавидимый и отвергаемый духовными лидерами иудейского народа, не допускаемый ими в синагоги, Иисус входит в Иерусалим, как триумфатор. Не все веруют в Него именно как в Мессию. Но для встречающих Его несомненно, что в Его лице Бог посетил Свой народ. И они хотят видеть этого Божественного посланника своим царём. Поэтому и устраивает соответственную встречу. Да и как не встретить, если Им публично и явно совершены такие великие чудеса, как воскрешение Лазаря и насыщение 5000! Иисус кормит, исцеляет и воскрешает – это же просто идеальный царь! Кого ещё надо? С такими возможностями Он наверняка в состоянии и с римлянами разделаться! Поистине, настроения у народа самые приподнятые. У учеников, судя по всему, тоже. То, что Господь говорил им о предстоящих Ему страданиях и смерти просто не доходит до их сознания, они видят только возрастающую с каждым днём земную славу Иисуса. И когда они все приходят в дом Марфы, Марии и Лазаря, то зримое свидетельство этой славы – воскрешённый Лазарь – сидит с ними за одним столом! Но у самого Иисуса совершенно другие настроения, потому что Он совершенно точно знает, для чего идёт в Иерусалим, и что Его там ожидает. Именно поэтому он приходит в дом Своих друзей - в дом, где его всегда принимали с большим радушием - чтобы побыть хоть немного не в атмосфере поклонения или наоборот, ненависти, но просто любви и искреннего расположения. Тяжко Ему. Ибо, хотя Он и есть Единосущный Сын Божий, но предстоящие Ему страдания для Него отнюдь не иллюзорны, но напротив - реальны и мучительны. И вот, в это момент сестра Лазаря Мария оказывает Господу великий почёт, не просто омыв Ему ноги, что в то время было делом обычным, но омыв их миром. И что говорит об этом Иисус? «…она сберегла это на день погребения Моего». И далее: «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Таково было настроение, в котором вошёл в Иерусалим Иисус – единственный, Кто среди приветственных возгласов и восторженных кликов видел крест.
Однако, чем всё это актуально для нас? Ведь это было 2000 лет назад. Сие актуально тем, что Господь приглашает учеников следовать за Собою. Более того. Следование является условием ученичества. Кто хочет быть Моим учеником, возьми крест свой и следуй за Мною – так говорит Господь. Этот крест есть то, о чём люди, считающие себя христианами, частенько забывают. Они склонны рассматривать нашу святую веру, как способ улучшить земное бытие, ибо с помощью Божией обустроить его можно намного лучше, чем без таковой. Молился плохо – получил «мерседес», молился бы лучше – получил «кадиллак». Направление мысли, именуемое «богословием успеха», было удивительно популярно во все времена. Но Господь говорит Своим ученикам не об успехе, а о гонениях, о крестоношении. Он говорит: если гнали Меня, то будут гнать и вас. Он говорит: и будете ненавидимы всеми за имя Моё. Поэтому следование за Ним – это путь не среди цветов, но среди терниев, это несение креста. А несение креста меньше всего похоже на увеселительную прогулку. Очевидно, что такое может понравиться далеко не каждому. А то, что не нравится, стараются отодвинуть или вообще проигнорировать. Вот почему порою практическое христианство очень далеко от реального. Но лучше пребывать даже в не очень приятной истине, нежели в розовых заблуждениях. Разумеется, такая перспектива может показаться довольно мрачной, и становится совершенно непонятно, посему, например, апостол Павел призывал верующих к радости. Но сие станет вполне понятно, если учесть, что, неся крест, нужно смотреть не под ноги, а вперёд и вверх. Да, путь следования за Христом ведёт на Голгофу, но за Голгофой стоит воскресение и сияющие светом вечности врата Божьего Царства! Вот на что надо смотреть и о чём помышлять, потому что не здесь, а именно в Божьем Царстве найдут своё окончательное исполнение жажда справедливости, святости, чистоты и гармонии мира! Но путь к воскресению идёт через смерть, а путь к славе – через страдания. При всех минусах Средних веков именно этот момент очень хорошо понимали и потому могли годами исполнять тяжкие эпитимии ради очищения души и ради того, чтобы не утратить Царство Божие, ибо именно оно было на первом месте. А теперь надо всё сразу: и славу на небесах, и комфорт на земле. Но так не бывает. Если нет креста на земле, то нет участия в славе на небесах. Именно об этом напоминает нам Вербное воскресенье и Вход Господень в Иерусалим.
В момент, о котором поведал нам евангелист, среди учеников Христа был человек, чрезвычайно озабоченный мирским благосостоянием, причём не каким-то абстрактным, а своим собственным. Это был Иуда. «Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». Что ж, он позаботился о своём благосостоянии в полной мере и извлёк прибыль из всего – в том числе и из предательства своего Учителя. Но и конец у него был соответствующий, причём весьма символичный. Так что каждый из нас имеет выбор: озаботиться земным благом и отправиться вслед за Иудой или, устремившись к Царству, идти за Христом, памятуя о том, что этот путь, хотя и ведёт через Голгофу, но тем не менее, ведёт к Царству. И никакого другого пути нет, ибо Иисус Христос есть Путь, и Истина, и Жизнь.
Господь сказал ученикам, вознегодовавшим на Марию: «…оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего». Без смерти нет воскресения, без страданий нет славы. Таков путь Господа. И если мы действительно Его ученики, то таков же должен быть и наш. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Апреля 2022 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
28 Марта 2021 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
19 Июля 2020 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Апреля 2020 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
14 Апреля 2019 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
09 Апреля 2017 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
20 Марта 2016 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
29 Марта 2015 - Palmarum (Пастор Д. Лотов)
13 Апреля 2014 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
24 Марта 2013 - 6 воскресенье Великого поста – Palmarum (Пастор Д. Лотов)
28 Марта 2010 - Palmarum – 6 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
28 Марта 2010 - ПРОПОВЕДЬ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
05 Апреля 2009 - Palmarum – шестое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)