МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Марта 2023 года

4-е Воскресенье Великого Поста (Laetare)


Галатам 4:21-31
21. Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
22. Ибо написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной».
23. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25. ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26. а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам.
27. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа».
28. Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29. Но как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной».
31. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Современный Иран - теократическая мусульманская республика. Её законы основаны на шариате, мусульманском религиозном праве. Это означает, что всё общество, независимо от исповедания и личных убеждений обязано жить по мусульманским законам. За этим строго следят особые государственные органы, включая т.н. "полицию нравов". А нарушителей этих законов ждут очень суровые наказания. Например, за употребление алкоголя можно получить 80 ударов плетью, а за супружескую измену - вплоть до смертной казни через побивание камнями.

Но вот, однажды мне довелось смотреть документальный фильм о том, как живут молодые люди в современном Иране. И я выяснил, что среди иранской молодёжи процветают практически те же порочные явления, что и на Западе. Внебрачные связи, однополые связи, употребление наркотиков, даже проституция - все эти явления в Иране очень распространены, даже при том, что по закону они строго наказываются. Просто люди научились предаваться всем этим порокам тайно, соблюдая все меры предосторожности.

За закрытыми дверями и плотно занавешенными окнами можно делать всё, что хочешь - придаваться блуду, употреблять наркотики, пить вино, даже ругать пророка Мохамеда. И у тебя не будет никаких проблем пока ты не попался, пока о твоих пороках не узнали надзорные органы. Вот и получается, что в Исламской республике Иран параллельно существуют как бы два общества: общество "официальное", в котором всё чинно и благородно и общество "полуподпольное", в котором можно всё, чего нельзя в обществе "официальном".

Я отнюдь не хочу сказать, что одобряю такие явления, как внебрачный секс, употребление наркотиков или однополая любовь, кто бы ими не занимался - молодые персы (и персиянки) или кто бы то ни было еще. Я лишь пытаюсь на примере Ирана показать, что даже в обществе, в котором как сейчас говорят, "максимально закручены гайки", в обществе тотального контроля, тотальной цензуры и тотального надзора, все эти явления, с которыми надзиратели и контролирующие органы пытаются бороться - существуют и процветают. Просто процветают они в тех местах, до которых машина государственного контроля дотянуться не может.

Примерно так же обстояло дело в Древнем Израиле. Иудейское общество (даже при том, что со временем у него появились правители - судьи и цари) было в сущности обществом теократическим. Основой устройства этого общества был не "общественный договор" (как мы бы сейчас сказали), но Божественный Закон, данный народу Самим Творцом Вселенной у горы Синай. И нарушителей этого Закона тоже могли ждать самые суровые кары. Например, как и в современном Иране, в древнем Израиле за супружескую измену наказывали смертью через побивание камнями.

Однако, останавливали ли эти суровые наказания древних израильтян от совершения грехов? Увы, нет! Доказательства тому - многочисленные обличения грехов непокорных потомков Израиля, которые мы находим в книгах пророков. И та же супружеская измена - при всей суровости наказания за это преступление - в Израиле была очень распространена. Об этом говорит, например, перечисление грехов Израильтян в книге Иезекииля (18:5-18). Равным образом пророки Иезекииль и Иеремия обличали иудеев и за другие грехи и преступления - неправедный суд, ростовщичество, взяточничество, жадность (Иезекииль 18:5-18, Иеремия 5:1-15). И даже идолопоклонство, которое согласно Моисееву Закону должно было наказываться смертью (см. напр.: Второзаконие 6:18) - на "бытовом уровне" в Израиле было очень сильно распространено (см. напр.: Иеремия 44:15-20, Судей 17:5).

Так почему же в обществе, где грех наказывался так сурово - он был так широко распространён?

Думаю, ответ на этот вопрос мы найдем, если внимательно посмотрим на тот отрывок из Послания к Галатам, который мы с Вами сегодня услышали: "Скажите мне вы, - говорит Св. Павел - желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона? Ибо написано: «Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной». Но который от рабы, тот рождён по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве" (Галатам 4:21-25, Синодальный перевод);

Основная тема Послания Павла к Галатам - необходимость правильного разграничения Закона и Евангелия. А такой актуальной эта тема стала для Павла потому, что в христианские общины, которые он основал, начали проникать лжеучителя из т.н. "иудействующих". В то время как Павел проповедовал Новый Завет, основанный на оправдании верой в Иисуса Христа, по благодати и независимо от дел Закона, иудействующие проповедовали необходимость возвращения к Ветхозаветному Закону. Они учили: чтобы стать христианином, новообращенный из язычников должен сначала стать иудеем и в совершенстве соблюдать не только сердце Моисеева Закона - Десять Заповедей - но также и все прочие требования Закона, включая ритуальные очищения, ограничения в пище и даже обрезание.

И не удивительно, что споря с такими иудействующими, Павел вновь обращается к Ветхому Завету - к истории Измаила и Исаака из книги Бытие. Павел здесь использует т.н. аллегорическое толкование - т.е. истолковательный метод, сторонники которого полагали, что в строках Писания есть и скрытый, образный смысл, который может открыться толкователю. И хотя для многих современных толкователей этот метод представляется не очень надежным, для иудейских раввинов того времени это был весьма распространенный приём. Однако для нас, я думаю, важно не столько то, какие приёмы использует Павел чтобы истолковать историю Измаила и Исаака, сколько то, к какому выводу он приходит, применяя этот метод.

Итак, два Завета Бога с Его народом Павел сравнивает с двумя братьями, родившимися от праотца Авраама - Измаилом и Исааком. Измаил, сын Авраама от египетской рабыни Агари - был первенцем Авраама, а значит был старше и сильнее. Однако, Божье Обетование, которое в свое время было дано Аврааму - о том, что в его потомстве благословятся все народы земли - было связано именно с Исааком, младшим сыном, рожденным от любимой Авраамом жены Сарры.

И вот, Павел, сравнивая жизни этих двух братьев, говорит о двух заветах - Ветхом и Новом. Давайте сначала поговорим о Ветхом Завете, тем более, что к нему Павел применяет формулировку, которая иудею того времени могла бы показаться сканадальной. Синайский Завет, т.е. завет, заключенный Богом с иудейским народом у горы Синай и связанный с дарованием народу Десяти Заповедей, Павел называет "заветом, рождающим в рабство".

Но вот, вопрос: почему Ветхий Завет "рождает в рабство"? Разве этот Завет не был дарован Самим Богом, разве не от Бога был тот самый Закон? Тогда почему положение человека, подчиненного Закону Павел сравнивает с положением раба?

Я думаю, все дело вот в чём: в древние времена люди зачастую становились рабами не по своей воле. Рабами как правило были или пленники, или люди, проданные в рабство за долги. Ребенок, родившийся у раба и рабыни также как правило становился рабом. И поскольку в рабстве они находились не по своей воле, они не были заинтересованы в том, чтобы работать на своего хозяина. Именно поэтому хозяева (как правило) не только покупали рабов, но и нанимали надсмотрщиков, в обязанности которых входило следить чтобы рабы работали и не сбегали.

Однако, если кто-то работает из под кнута надсмотрщика - он будет работать ровно до тех пор, пока над ним стоит этот самый надсмотрщик и ровно до тех пор, пока в руках у этого надсмотрщика кнут. В отсутствие таких инструментов принуждения работник, скорее всего, бросит работу или даже сбежит. Бегства рабов и даже целые рабские восстания были не редки в древнем мире. А всё потому, что труд на основе принуждения работает до тех пор, пока есть принуждающий. Вернемся к примеру современного Ирана, с которого я начал. Это пример, на мой взгляд, очень красноречивый! Потому что на примере общества, в основе которого лежит религиозный закон, мы можем видеть всё бессилие закона. Я, правда, сразу хочу оговорить, что я не верю в божественное происхождение мусульманского закона, шариата. И я верю в Божественное происхождение Моисеева Закона. Однако, никаким Законом, ни божественным, ни человеческим, мы не сможем достичь Спасения и Вечной Жизни.

Божественным Законом - как говорит всё тот же Павел - "познается грех". То есть, Божий Закон выявляет человеческие грехи и преступления и грозит за эти грехи соответствующим наказанием - как в этой жизни, так и в вечности. А при помощи человеческих законов люди стремятся ограничить распространение тех явлений в нашем мире, которые люди считают злом, пример тому - мусульманский шариат. Но суть в том, что ни один Закон, будь это закон Моисея или закон мусульманский, будь это закон Божественный или человеческий - не может преобразить человеческое сердце изнутри, не может произвести в человеке коренные внутренние изменения.

Так вот, пример современного Ирана, с которого я начал, очень хорошо показывает. Представим, что я - молодой перс, который любит хорошее вино, любит покурить гашиш и крайне скептически относится к рассказам о пророке Мохамеде. Пока у меня над душой стоит государственный надсмотрщик (из "полиции нравов") - думаю, у меня хватит ума не пить при нём вино, не курить гашиш и не высказывать вслух свои наиболее радикальные идеи. Но дома, за закрытыми дверями или в компании друзей, которым я доверяю - я могу делать всё это безбоязненно, ведь надсмотрщика надо мной уже нет! Главное, как я уже говорил, не попасться надсмотрщику.

Пример Ирана показывает нам, что люди в центре жизни которых стоит религиозный закон ("законники", если можно так выразиться) - не смогут при помощи этого закона победить все те явления, которые они считают грехом и злом. Всё, что они смогут - создать внешние структуры для наблюдения, контроля, принуждения и наказания. Но люди буду соблюдать их закон ровно до тех пор, пока законники могут за ними наблюдать, могут их контролировать и наказывать. А там, куда законники не смогут дотянуться - их закон, вероятнее всего, соблюдаться не будет.

Итак, что мы имеем в итоге: никакой Закон, ни Божественный, ни человеческий, не преобразует изнутри человеческое сердце, не изгоняет из этого сердца зло и грех. И это утверждение справедливо даже для Ветхозаветного Закона, того самого Синайского Завета, который мы - христиане - унаследовали от иудеев. И заповеди Декалога - напр. о недопустимости идолопоклонства, воровства, убийства и супружеской измены - справедливы для нас точно так же, как они были справедливы для потомков Израиля. Этот Закон дан нам Самим Богом, он действительно свят и праведен и благ (Римлянам ...).

И тем не менее, соблюдением Закона мы не можем достичь Спасения. Мы не можем с помощью соблюдения Закона заслужить прощение грехов. И мы не можем исправить исправить наше склонное ко злу грешное сердце при помощи Закона. Как хорошо сформулировал шотландский богослов Уильям Баркли:"Закон немощен потому, что он бессилен. Закон может определить грех; он может привести человека к осознанию греха; однако, [Закон] не в состоянии дать человеку ни прощения грехов, совершенных в прошлом, ни силы для одержания победы над грехом в будущем".

Вот именно поэтому, Павел сравнивает ветхозаветный Закон с рабством. Отношения господина и раба - как и мусульманский шариат в Иране - основаны на подчинении и контроле. Но никакое подчинение и никакой контроль не смогут преобразовать сердце раба так, чтобы он полюбил своего хозяина. И именно в таком рабском положении согласно Павлу находятся те самые иудействующие, которые до сих пор предпочитают пребывать под Ветхозаветным Законом, и которые хотят затянуть христиан обратно в иудаизм.

Ну что же, самое время задать вопрос: что тогда делать нам, христианам? Каково должно быть наше отношение к Божьему Закону? Если мы, христиане не можем ни оправдаться Законом, ни внутренне преобразиться через Закон - что должно стать для нас опорой? На что мы должны ориентироваться? А вот на что:
" ... Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам. Ибо написано: «возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа». Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рождённый по плоти гнал рождённого по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? «Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной». Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной" (Галатам 4:25-31, Синодальный перевод).

Именно так: "Мы дети не рабы, но свободной". В основе наших отношений с Богом - говорит Павел - должны быть не контроль или подчинение из страха, но вера и доверие Божьим Обетованиям. Поэтому Апостол и говорит: "Мы, братия, дети обетования по Исааку". Это то самое обетование данное Аврааму, о котором я говорил ранее: что в его потомстве благословятся все народы земли.

И это Божье Обетование исполнилось в Иисусе Христе, который ради нас взошел на Крест Голгофы и принял на себя наши грехи. Христос умер за наши грехи и воскрес ради нашего оправдания (Римлянам 4:25). Именно так и пришло Божье благословение ко всем народам земли - через Крестную Жертву Христа, который всем народам даровал Спасение и открыл представителям всех народов путь к миру с Богом. И теперь мы оправданы верой в Иисуса Христа, независимо от исполнения Моисеева Закона. Как говорит Павел всё в том же Послании к Галатам:
"... Мы знаем, что человека делает праведником не соблюдение закона, а только вера Иисуса Христа. И мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы праведниками нас сделала вера Христова, а не соблюдение закона, ведь соблюдением закона не достигнет праведности никто из людей. (...) Ведь я по закону умер для закона, чтобы жить для Бога, я распят вместе с Христом. И живу уже не я — это Христос живет во мне. Если я и живу пока во плоти, то живу лишь верой в Сына Божьего, Который возлюбил меня и предал Себя на смерть ради меня. Не отвергну я Божьей благодати: ведь если праведность достигается путем закона, то Христос умер напрасно!" (Галатам 2:17-21, Перевод А. Десницкого).

Итак, мы оправдываемся перед Богом верой в Иисуса Христа. И значит, "мы [христиане] - (...) дети обетования по Исааку, (...) дети не рабы, но свободной". И что еще очень важно: это обетование по Исааку было дано Аврааму - отцу всех верующих - задолго до того, как потомкам Израиля был дан Закон у горы Синай. Таким образом Павел, ссылаясь на этот пример, снова подчеркивает первичность Божьего Обетования по отношению к Закону. То есть - фактически говорит Апостол - даже при том, что Божий Закон благ и указывает нам путь в этом пораженном грехом мире, нельзя ставить Закон в основу наших отношений с Богом. Ведь Божье Обещание первично по отношению к Закону, оно было дано раньше Закона.

"Мы, (...) дети обетования по Исааку (...), дети не рабы, но свободной". А значит, в основе наших отношений с Богом должна быть именно вера во Христа. А такую веру невозможно навязать силой, при помощи контроля или принуждения. Как невозможно, например, под дулом постолета заставить человека всем сердцем благодарно принять безвоздмездный дар. Новозаветные отношения с Богом, к которому мы причастны благодаря Жертве Христа - должны быть основаны именно на вере, на доверии Богу и любви к Нему, а не на контроле или принуждении. Как говорит в своём 1-м послании Апостол Иоанн: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить [Бога], потому что Он прежде возлюбил нас" (1 Иоанна 4:18-19).

И что еще важно: в сердце человека, который уверовал во Христа и принял Крестную Жертву Христа как принесенную за него (человека) лично, Бог начинает действовать силой Своего Святого Духа, давая человеку силы для борьбы с грехом, для стремления к праведности и истине. И таким образом, отношения веры и любви не отменяют необходимости борьбы с грехом, необходимости стремления к святостии праведности. Просто Новый Завет дает для борьбы с грехом и святости новое основание: ведь теперь отношения с Богом должны основываться на доверии и любви, а не на страхе наказания. И именно такие отношения с Богом несут человеку настоящую свободу - свободу быть чадом Божьим. Поэтому Апостол и говорит: "мы дети не рабы, но свободной". Наша свобода - не свобода для греха, но свобода для Христа, который полюбил нас настолько, что отдал за нас свою жизнь.

Итак, давайте попробуем подвести итоги. В услышанном нами сегодня отрывке из Послания к Галатам Св. Павел выступает против иудействующих. Эти лжеучителя утверждали, что основой отношений человека с Богом должно быть соблюдение человеком Моисеева Закона.

И вот, возражая этим лжеучителям, Павел сравнивает положение человека, который основывает своё спасение на соблюдении Закона ("законника") с положением раба. В древнем мире раб как правило не был заинтересован в работе на своего господина. И точно так же и религия, основанная на соблюдении Закона (будь то закон Божественный или человеческий) - не способна преобразовать изнутри сердце человека, не способна даровать человеку прощение грехов и привести к Спасению. А значит, в такой религии нужен будет не только собственно Закон, но и средства принуждения и контроля - ведь людей нужно заставить этот закон соблюдать. Современный Иран, в котором многие люди живут как бы двойной жизнью - соблюдая напоказ религиозный закон, но в частной жизни пренебрегая этим законом - прекрасный тому пример. И этот пример говорит о том, что такая законническая система надзора, контроля и наказания в общественной и религиозной жизни, и тем более в отношениях с Богом - не работает.

Христиан же Павел призывает к другому: их отношениям с Богом должны быть основаны на вере в Иисуса Христа, на вере в прощение грехов, которое Христос приобрёл своей крестной жертвой; на доверии Божьим обетованиям, которые исполнились в Иисусе Христе. Именно Христос дает нам мир с Богом и только во Христе наши отношения с Богом могут стать отношениями, основанными на доверии, любви и свободе, а не на внешнем принуждении. Именно поэтому Апостол говорит, что - "Мы, [христиане] - дети обетования по Исааку (...), дети не рабы, но свободной". И поэтому "вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам". Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 19.03.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Марта 2024 - Laetare (Пастор  Е. Романенко)
27 Марта 2022 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
14 Марта 2021 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2020 - 4-е воскресенье Страстного времени (Великого поста) LAETARE (Пастор  Г. Азиков)
31 Марта 2019 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
11 Марта 2018 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
26 Марта 2017 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
06 Марта 2016 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
15 Марта 2015 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
30 Марта 2014 - Возрадуемся с Иерусалимом! Проповедь на Воскресенье LÄTARE. (Пастор  Г. Азиков)
10 Марта 2013 - Проповедь на Воскресенье LÄTARE - ХЛЕБ ЖИЗНИ (Пастор  Г. Азиков)
14 Марта 2010 - Laetare – 4 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2009 - Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)