МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Марта 2021 года
Laetare
1 Кор.10, 1-12
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море;
2 и все крестились в Моисея в облаке и в море;
3 и все ели одну и ту же духовную пищу;
4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
Что может быть лучше, чем иметь в союзниках Всемогущего Бога? Что может быть лучше уверенности, что Бог – на твоей стороне? Невозможное становится возможным, неосуществимое – осуществимым. Вот, например, Исход из Египта. Он не мог совершиться, т.к. фараон, во-первых, не имел никакого интереса в потере такого количества рабочей силы; во-вторых, желания рабов его вообще не интересовали; в-третьих, у него имелось достаточное количество силовиков, чтобы подавить любые волнения или даже бунт. Но Бог был на стороне евреев, и потому невозможное стало возможным: народ вышел из Египта, пройдя через море, сомкнувшееся над его преследователями. Невозможное стало возможым: вчерашние рабы стали свободными. Попечение Божие на этом не прекратилось. Он даровал народу, находящемуся в пустыне, пищу и питие. Он даровал народу землю, в которую тот должен был пойти и утвердиться в качестве хозяина оной. Удивительный, превосходящий всякое разумение поворот. Казалось бы, ничего лучше и быть не может, но получилось так, что евреи кое о чём забыли. Они забыли о том, что всё, случившееся с ними, есть следствие Господней милости, и что их собственной заслуги в совершившемся нет никакой. Но похоже, что они восприняли события, связанные с Исходом, как нечто должное. Именно поэтому вместо горячей благодарности началось выражение недовольства. Некомфортно им показалось, видите ли. Им уже мало свободы, им мало того, что у них есть реально необходимое. Им нужно куда больше. И т.к. они недовольны, то они начинают попросту игнорировать волю Бога. Они считают, что могут делать то, что им хочется. В конце концов, когда Господь повелевает им идти в Святую Землю, они собирают этакое вече и категорически отказываются исполнять сие повеление. Божье терпение велико, но не безгранично, и сыны Израилевы периодически получают основательные вразумления, посредством которых им показывается, что быть в милости у Бога хорошо, но когда таковая отнимается, то ничего хорошего не происходит. Об этом напоминает нам Ап.Павел, когда говорит: «5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. …8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. 9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. 10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истре10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя». Ну а отказ идти в Святую Землю закончился тем, что дорога, которая должна была занять самое большее три недели, растянулась на 38 лет и 10 месяцев. Итак, люди, которые должны были бы благодарить Бога, обнаглели настолько, что стали ставить Ему условия, позволять то, что хотела их левая нога и игнорировать Его волю. За что и были многократно наказаны. Но увы, люди так ничему и не научились. Вернее сказать, научения хватало не надолго. Так что вместо того, чтобы благодарить за милость, народ и впредь полагал, что Бог им должен. Кончилось это плохо. Когда настало время Нового Завета, иудеи остались на обочине Священной истории, хотя могли бы идти в лидерах. Чем это актуально для нас?
Дело в том, что христианам свойственно впадать в ту же самое ошибку: путать милость с должным и игнорировать Бога. Есть ли для такого хоть какие-то основания? Нет. Кто мы такие? Грешники. Рабы греха. Тем не менее, все мы надеемся на благую перспективу – спасение и участие в Царстве Божием. Многие даже не просто надеются, а имеют твёрдую уверенность в том, что они уже спасены. Но позвольте, разве Бог обязан предоставлять нам места в Своём Царстве? Нет. Никому и ничего Он не обязан, никому и ничего не должен. То, что у нас есть перспектива войти в Его царство и обрести вечность, есть исключительно милость Бога. А теперь такой вопрос: могли ли евреи выйти из Египта без милости и помощи Бога? Нет. Могли ли они сами по себе выжить в пустыне на протяжении 38 лет? Нет. Могли ли они сами по себе завоевать Святую Землю? Нет. Без милости и помощи Бога они не могли сделать ничего. Кроме как быть рабами в Египте. Вот и мы точно также ничего не можем. О чём ясно сказал Христос: «Без Меня не можете делать ничего». Т.е. грешить-то мы можем и без Христа, это да. А вот обрести спасение, добраться до врат вечности – вот это уже никак. Вот о чём люди, считающие себя христианами, то и дело забывают, а потому позволяют себе, наподобие народа Израиля, игнорировать волю Божию. Но если Бог совершенно не обязан спасать нас, то тем более Он не обязан являть Свою милость игнорирующим Его волю. А, как только что было сказано, без милости Божией достижение Его Царства в принципе невозможно. Да и нормальная организация земной жизни без Божией милости и помощи невозможна. Поэтому самая главная проблема нынешнего времени – игнорирование Бога и попытки жить своим умом, приносящие только великие бедствия. Богу даже не нужно наказывать мир, он сам успешно с этим справляемся. Не надо забираться далеко в историю. Две чудовищные войны минувшего столетия, нынешний возрастающий хаос в Европе и Америке, деградация России – у все-го этого один корень. Но вот ведь как получается: когда игнорирование начинает приносить свои страшные плоды, претензии почему-то предъявляются Богу: как же Он допустил, как позволил?! Так это не Он позволил, это люди сами себе позволили. Бог дал свободу воли: хотите обходиться без Меня, обходитесь, дело ваше. Так что все претензии можно обращать только к самим себе.
Апостол Павел, говоря о наказаниях, постигших народ Израиля после Исхода, пишет: «11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Св.Писание повествует нам об отношениях между Богом и Его народом. В этом повествовании есть не только положительные, но и отрицательные примеры, показывающие, чего не должно быть. В том числе нельзя путать милость с долженствованием, нельзя игнорировать Божью волю. Все перспективы благого будущего существуют лишь постольку, поскольку существует милость Бога. Без этой милости, вне этой милости мы ни-кто, звать нас никак, и никаких перспектив кроме смерти у нас нет. Именно по-этому надо держаться за Христа обеими руками - держаться так, чтобы оторвать было невозможно! И не надо думать, что это просто, Ведь мы живём в безбожном окружении, в котором игнорируют Бога и Его волю, в котором превозносится человеческая квазимудрость, хотя ничего хорошего таковая до сих пор не принесла. Поэтому, стоя в верности Христу, мы будем вынужденно страдать от окружающей тупости и беззакония. Но ведь Христос послал Своих учеников не на приятную прогулку в дачной местности. Он послал их, т.е. в том числе и нас, как овец в стаю волков. Это раз. Два: мы знаем о милости Божией, указавшей нам путь к вратам вечности, а потому смотрим дальше и выше. А потому, какой бы мрак ни был здесь, мы видим вдохновляющий свет Божьего Царства, грядущего в силе и славе! Главное для нас – не поддаться на искушения мира и не вообразить, что Бог нам должен, и что помимо милости Христа мы можем чего-то достичь. Поэтому нужно стоять в вере, в доверии, во всём опираться на Господа, понимая, что абсолютно всем благим мы обязаны Его милости. И всё, что делаем, делать в Его воле, не давая никому сбить себя с Божьего пути. «11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Марта 2024 - Laetare (Пастор Е. Романенко)
19 Марта 2023 - 4-е Воскресенье Великого Поста (Laetare) (Пастор Е. Романенко)
27 Марта 2022 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2020 - 4-е воскресенье Страстного времени (Великого поста) LAETARE (Пастор Г. Азиков)
31 Марта 2019 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
11 Марта 2018 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
26 Марта 2017 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
06 Марта 2016 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
15 Марта 2015 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
30 Марта 2014 - Возрадуемся с Иерусалимом! Проповедь на Воскресенье LÄTARE. (Пастор Г. Азиков)
10 Марта 2013 - Проповедь на Воскресенье LÄTARE - ХЛЕБ ЖИЗНИ (Пастор Г. Азиков)
14 Марта 2010 - Laetare – 4 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2009 - Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)