МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Марта 2022 года
Laetare
Ин.6, 47-51
47. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48. Я есмь хлеб жизни.
49. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50. хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Время Великого поста есть время созерцания Голгофской жертвы Христа и размышления над тем, что мы обрели благодаря ей. Для того, чтобы мысли двигались в правильном направлении, следует осознавать, что сия жертва не является неким отдельно стоящим событием – она является центром земного служения Спасителя. Поэтому невозможно правильно понять случившееся на Голгофе, если не осознать цель служения Господа в целом. Какова же эта цель? Преодоление пропасти, разверзшейся между Богом и человеком в день грехопадения, воссоединение человека с Богом, воссоединение Творца с творением. Бог нисходит на землю, чтобы человек смог взойти на небеса, смог вернуться в дом своего предвечного Отца. Однако, небеса не открываются перед нами просто в силу того, что Господь вочеловечился и жил среди нас. Для того, чтобы войти в Царство Божие, в новое творение, человек должен соприкоснуться с Господом, освятиться, наполниться Святым Духом, родиться свыше, умереть и воскреснуть вместе со Христом. И только лишь в этом случае он сможет обрести вожделенную вечность.
Все люди во все времена так или иначе стремились к небесам. Это стремление - неотъемлемая часть человеческой натуры, тоскующей по утраченному раю, по своему изначальному дому. Оно побуждает к действию даже тогда, когда правильный путь неизвестен. Именно поэтому в языческих религиях существовало и существует великое множество обрядов, имеющих целью тем или иным образом помочь человеку достичь мира богов. Важнейший из них – жертвоприношение. Я делаю божеству приношение, оно дарует в ответ свою милость. Христос не требует от нас ничего подобного. Наоборот, Он Сам становится жертвой. Её посредством Он принимает на Себя грехи уверовавших в Него, даруя взамен Свою праведность. Именно благодаря сией праведности мы обретаем надежду на спасение. Но ситуация осложняется тем, что, обращаясь ко Христу, ища спасения в Его жертве, мы бросаем вызов дьяволу и смерти. А таковые привыкли рассматривать нас, как свою собственность. Естественно, попытка ускользнуть из-под их власти вызывает повышенный интерес к тем, кто пытается это сделать. Поэтому именно тот, кто обратился ко Христу, бывает постоянно искушаем; поэтому именно верующему приходится переживать намного больше проблем, нежели чем не ведающим о спасительной силе креста. Своими силами, без опоры на Христа тут не выстоять. Вот почему Он говорит о Себе, как о хлебе жизни. «Я – хлеб живый, сшедший с небес … хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек…».». Христос есть хлеб жизни и тот, кто желает спастись от смерти и дьявола, должен постоянно вкушать его.
Однако, земное служение Христа завершилось много лет назад. Каким же образом мы, ныне живущие, можем вкушать хлеб жизни, дабы обрести жизнь вечную? Каким образом мы можем стать сопричастными Его Плоти, принесённой в жертву на Голгофском кресте?
Человек приступает к хлебу жизни, когда обретает веру в Иисуса из Назарета, как в Единосущного Сына Божия и как во Христа, т.е. Мессию, Спасителя мира. Человек вкушает хлеб жизни посредством веры в то, что жертва Голгофы была принесена за его грехи, и принимает обетования Христа. Поступающий так становится достоянием Господа, входит в число Его избранников. Однако, сия принадлежность не является необратимой, потому что Господь предлагает спасение, но не принуждает к нему. Именно этим пользуется дьявол, который всеми доступными для него средствами старается вырвать нас из числа Господних избранников, что вернуть в своё стадо – стадо не имеющих надежды обречённых. Как уже было сказано, его возможности весьма велики, а наши силы недостаточны для того, чтобы выстоять против него. Именно поэтому Христос не только принёс Себя в жертву за наши грехи, но и ниспослал нам великое средство благодати, помогающее выстоять в битве с силами тьмы и не утратить вечность – Таинство Евхаристии. Посредством участия в этом Таинстве верный реально соприкасается со Христом, укрепляется в вере, обновляет дух и, тем самым, в полном смысле слова вкушает хлеб жизни. Посредством Евхаристии верный поддерживает духовные силы, необходимые для хождения путём Господним. Не случайно один из древних христианских мыслителей назвал Евхаристию закваской бессмертия.
Итак, вера в Иисуса, как во Христа и Таинство Евхаристии – вот тот хлеб жизни, вкушение которого даёт человеку спасение от смерти и жизнь вечную. Но сие вкушение не должно быть неким единовременным действием – оно должно совершаться постоянно, ибо так говорит Господь: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек…». Обратите внимание: здесь сказано не «съевший», но «ядущий», т.е. речь идёт о том, что совершается постоянно. В отношении хлеба, сходящего с небес, действует тот же закон, что и в отношении обычного хлеба. Если человек не ест, его физические силы достаточно быстро истощаются, и наступает смерть. Истощение же духовных сил приводит к утрате веры, а если таковая теряется, то вместе с ней теряется и жизнь вечная.
Христос сказал, что Он есть Путь, и Истина, и Жизнь. Мы свято веруем в это. Соответственно, тот, кто не пребывает в общении с Ним, тот, по выражению блаженного Августина, не имеет ни пути, ни истины, ни жизни. Для человека возможно только два состояния: он может принадлежать либо Богу, либо дьяволу. Теряющий общение с Богом, становится добычей дьявола со всеми вытекающими отсюда последствия. Собственно говоря, значительная часть наших бед происходит именно от того, что мы забываем о необходимости каждый свой шаг, каждое намерение сверять с Господней волей. Как только это происходит, как только мы начинаем действовать, руководствуясь не Словом Божиим, но своими представлениями, мы открываем себя для зла, каковое начинает действовать незамедлительно. Я бы сказал, что бытие человеческое подобно прохождению через отравленную зону. Если у тебя есть маска, позволяющая дышать очищенным воздухом, ты выживешь. Но если забудешь, что её нужно постоянно и весьма плотно прижимать к лицу, то яд незамедлительно начнёт своё действие. Поэтому вера – это всегда духовное делание, удерживающее в состоянии единства с Богом. Бездействие означает отпадение. Формальная же принадлежность к Церкви не спасает.
Господь сказал: «Хлеб … сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт». Это великое обетование, открывающее перед нами вечность, бессмертие. Но, чтобы оно исполнилось, надлежит постоянно вкушать от этого хлеба, доверяя и доверяясь Христу, и приобщаясь Его Плоти и Крови, ибо написано: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Марта 2024 - Laetare (Пастор Е. Романенко)
19 Марта 2023 - 4-е Воскресенье Великого Поста (Laetare) (Пастор Е. Романенко)
14 Марта 2021 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2020 - 4-е воскресенье Страстного времени (Великого поста) LAETARE (Пастор Г. Азиков)
31 Марта 2019 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
11 Марта 2018 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
26 Марта 2017 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
06 Марта 2016 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
15 Марта 2015 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
30 Марта 2014 - Возрадуемся с Иерусалимом! Проповедь на Воскресенье LÄTARE. (Пастор Г. Азиков)
10 Марта 2013 - Проповедь на Воскресенье LÄTARE - ХЛЕБ ЖИЗНИ (Пастор Г. Азиков)
14 Марта 2010 - Laetare – 4 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2009 - Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)