МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Марта 2017 года
Laetare
Римл.6, 19-23
Говорю по [рассуждению] человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на [дела] беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на [дела] святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, по-тому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
По давней церковной традиции месса в чётвёртое воскресенье поста служится не в фиолетовом, а в розовом. Пока мы не имеем такой возможности, но в будущем таковая, надеюсь, появится. Почему же именно это воскресенье выделяется из всех прочих? Потому что в печальные дни поста, побуждающие к размышлениям о нашей греховности и о муках Христа, тексты этого воскресенья говорят о радости. И называется оно Laetare по первым словам псалма «Возрадуйтесь с Иерусалимом все любящие его». Спрашивается: а чему радоваться? Тому, что мы грешники, погибшие существа и всё скверно? Нет, не всё скверно, и нам есть чему возрадоваться. Мы радуемся тому, что вошли в народ Божий, которому Господь открыл фантастическую перспективу – вечную жизнь. Как мы слышали сегодня в чтении из Послания к Римлянам, «дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
Бывает, что во время туристической поездки попадаешь в какое-то место, где видишь нечто неприятное - например жизненный уклад, совершенно не соответствующий твоим представлениям о нормальной жизни. И вот, ты всё это видишь, испытываешь не самые приятные чувства, но при этом понимаешь, что лично к тебе увиденное не относится, и от этого осознания испытываешь огромное облегчение. Но вот, ты идёшь по кладбищу, на котором покоятся твои ближние, и попробуй почувствовать, что ты не принадлежишь к увиденному, если зришь свою фамилию на могильной плите! И если ты неверующий, то воистину принадлежишь, потому что твой удел – смерть, прах и тлен. Но с учениками Христа, в числе которых пребываем и мы, всё иначе, потому что Иисус возвестил великую весть о Божьем даре вечной жизни. И потому плита с именами может быть сколь угодно велика и массивна – к тому, что находится под ней, мы принадлежим не более, чем к куче выброшенной за ветхостью и ненадобностью одежды. С чисто человеческой точки зрения можно понять чувства к кладбищу, как к пристанищу ближних, но дело в том, что ближних-то там как раз и нет. Есть только распадающаяся внешняя оболочка, в которой нет никакого прока, потому что она более не заключает в себе личности и вообще не требуется - ведь в день воскресения Господь дарует нам новые тела, пригодные для реалий нового бытия. Не случайно на Немецком кладбище в Москве есть эпитафия, в которой говорится: «не ищите здесь моей души, потому что она к Богу вознеслась». Воистину, не надо искать личность на кладбище, её надо искать совсем в другом месте, о котором возвестил Господь – в вечности, в новом творении Божьего Царства, которое может стать и нашим достоянием. Разве это не повод возрадоваться? Безусловно повод. Хотя бы потому, что многое из того, что столь отягощает жизнь сегодня, становится неактуальным, теряет абсолютность, становится относительным. Ибо, вне зависимости от происходящего здесь, Божий дар остаётся с нами – отнять его не может никто. Поэтому не надо беспокоиться о будущем – нужно просто делать своё дело: служить Богу через ближних посредством даров, которыми наделил нас наш Небесный Отец.
Есть ещё один важный момент, о котором следует помнить. Жизнь и смерть в языке Св.Писания означают не то, что в разговорном. Ибо в мире, т.е. в сообществе вне Христа, жизнь есть бытие, смерть - отсутствие бытия. В Священном же Писании смерть не означает прекращения бытия, ибо, как говорит св.ап.Павел, жизнь не прекращается, но только лишь изменяется. Душа, личность не уничтожается, ибо является дыханием Бога, о чём говорится в Книге Бытия. Так что отсутствие бытия человеку не грозит в любом случае, но бытие может быть разным. Св.Писание называет жизнью бытие в Боге, в единстве с Ним, в то время как смерть есть отлучённость от Него. Мы не знаем, на что будет похоже бытие осуждённых Божьим судом. Весьма глупо представлять себе сковородки и котлы, но Иисус ясно говорит о плаче и скрежете зубов, т.е. ничего хорошего в этом бытии явно нет. И, что самое ужасное, нет никакой перспективы на улучшение, потому что Суд только один - о возможности пересмотра его результатов Слово Божие не говорит ничего.
Господь предлагает жизнь – великое благо, как, впрочем, и вообще всё, что Он предлагает. Проблема лишь в том, что во Христе и вне Христа понятия о благе разные. Поэтому Павел и говорит: «Какой же плод вы имели тогда? [Такие дела], каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная». Понятия о благе разные, потому что различаются и цели, и перспективы. В самом деле, если кругозор ограничен исключительно видимой реальностью, сверх которой, по твоему мнению, ничего нет, то ты будешь жить не так, как в том случае, когда знаешь о грядущей вечности. И право же, бытие, ограниченное видимой реальностью, сверх которой нет ничего, удивительно мерзостно, потому что испоганено греховностью и беззаконием. Достаточно посмотреть обзор новостей, чтобы настроение основательно испортилось. Сколько зла, сколько торжествующего зла! Сколько наглости, невежества, воинствующего хамства и беззакония! И если есть только эта видимость, тогда высшее благо заключается в том, чтобы растолкать, раздавить, очистить себе пространство, забраться повыше и вкусить торжество своего величия, возвышающегося над массой ничтожеств, лузеров. Но бытие не ограничивается видимой реальностью, ибо Господь открывает перед нами вечность, вечную жизнь, Своё Царство и дарует его нам. Во тьме греховного мира возгорается свет, в его горесть вторгается радость, которую мы призваны возвестить другим, дабы вывести их из мрака смертной тени к сиянию вечной жизни грядущего в силе и славе Божьего Царства, «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Марта 2024 - Laetare (Пастор Е. Романенко)
19 Марта 2023 - 4-е Воскресенье Великого Поста (Laetare) (Пастор Е. Романенко)
27 Марта 2022 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
14 Марта 2021 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2020 - 4-е воскресенье Страстного времени (Великого поста) LAETARE (Пастор Г. Азиков)
31 Марта 2019 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
11 Марта 2018 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
06 Марта 2016 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
15 Марта 2015 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
30 Марта 2014 - Возрадуемся с Иерусалимом! Проповедь на Воскресенье LÄTARE. (Пастор Г. Азиков)
10 Марта 2013 - Проповедь на Воскресенье LÄTARE - ХЛЕБ ЖИЗНИ (Пастор Г. Азиков)
14 Марта 2010 - Laetare – 4 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2009 - Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)