МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
22 Марта 2009 года
Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста
Только что прочитанные стихи из Второй Книги Паралипоменон напоминают нам о ситуации, сложившейся в Иудее перед наступлением величайшей катастрофы – Вавилонского завоевания. Его результатом стало разрушение Иерусалима, Храма, уничтожение величайшей святыни – Ковчега Завета, а также почти поголовная депортация населения в Вавилон. Эта катастрофа не была случайностью. Она стала вполне закономерным следствием причин, первой из которых является совершенно феноменальное самомнение иудеев. Сие самомнение выросло на основании неправильно осознанного понятия избранности. Они действительно были избранным народом, но по какой причине? Разве Бог избрал народ Израиля вследствие наличия каких-либо достоинств? Никоим образом. Как это ни парадоксально, иудеи были избранны именно вследствие своей ничтожности. Маленький народ недавних кочевников, занявший крошечную территорию на стыке великих империй древности. У этого народа не было ничего, чем бы он мог похвалиться. Поэтому Господь избирает его, дабы на фоне ничтожности народа явилась сила Божия. От великого народа ждут великих деяний, и когда таковые совершаются, это никого не удивляет, потому что это естественно. Но как распознать, кем совершаются эти деяния – самим народом или Богом? Поэтому в качестве инструмента своей воли Господь избирает народ Израиля, дабы всякий, видящий дела, творящиеся посредством этого народа, мог понять, что они являются не его заслугой, но исключительно заслугой Истинного Бога. А поняв сие, уверовать и обратиться. Однако, сами иудеи оценили своё избранничество совершенно иначе. Они возгордились, они возомнили себя великими и уравняли понятие избранности с понятием привилегированности. Они решили, что избранность делает их лучше других народов, поставляет в положение хозяев мира (кстати, с этой идеей они не расстались и сегодня). И ещё они полагали, что избранность Божия работает как страховой полис, защищающий от любых неприятностей. То есть Бог в любом случае охраняет Своих и сокрушает их противников. Храм и Ковчег Завета были видимыми знаками присутствия Бога среди Его народа – каналом прямой связи между видимым и невидимым. Кроме того, Ковчег был своего рода абсолютным оружием, со столь великой силой действия, что сопротивление было бесполезным. Следствием всего этого стало ощущение вседозволенности, возможности делать что угодно, в том числе презреть Божьи заповеди и жить не по ним, а по своему собственному разумению. Иными словами, Божья избранность стала для иудеев правами без обязанностей. Однако, так не бывает. Права всегда предполагают обязанности, причём эти два понятия прямо пропорциональны – чем больше прав, тем больше обязанностей. Именно об этом Господь пытается напомнить Своему народу посредством пророков, о чём сказано в Писании: «И посылал к ним Господь … посланников своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Своё жилище». Однако, указанные посланники игнорировались и их слова, бывшие волей Самого Бога, не вызывали никакого действия, кроме насмешек и глумлений, а то и насилия. Однако, Бог поругаем не бывает. Он долготерпелив, но не более того. И крайне опасно принимать Его долготерпение за слабость. Настал момент, когда чаша терпения Господня оказалась преисполненной, и тогда наступил вполне закономерный финал. «…они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошёл гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. И Он навёл на них царя Халдейского – и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: всё предал Господь в руку его.». В результате святыни, на силу которых уповали люди, оказались уничтоженными, и на месте, где таковые находились, воцарилась мерзость запустения. Таковы были последствия уверенности иудеев в защищённости от любых проблем, последствия их отношения к избранности.
Случившееся с Иерусалимом, Храмом и народом показывает, насколько гибельным может быть неправильное отношение к собственной избранности; насколько гибельной может быть уверенность в гарантированности спасения, милости и благодати. Сия уверенность приводит к расслаблению, к холодности и безразличию. Ведь беспокоиться не о чем – всё и так гарантировано. А безразличие к духовным проблемам неминуемо ведёт ко греху, т.е. к пренебрежению волей Божией, к отступлению от неё и, в конечном счёте, к противодействию ей.
В некоторых направлениях христианства можно услышать о гарантированности спасения. Раздаются такие голоса и в нашей Церкви. В каком-то смысле это знамение времени, и причина умирания европейского христианства. Ибо если всё гарантировано, если не надо ни о чём заботиться и что-то делать, то можно расслабиться. И расслабились – расслабились столь основательно, что Церковь перестала быть живым письмом Бога этому миру. Перестала, ибо составляющие её люди перестали отличаться от неверующих. Вот уж поистине напрасно, ибо любой статус налагает на своего носителя определённую ответственность. И, кАк уже было сказано, чем выше статус, тем больше ответственность. Наш статус очень высок. Мы – избранные Божии; мы – Его народ, которому были даны обетования благодати. Это положение подразумевает, что указанная благодать должна являться миру нашим посредством, что мы должны быть провозвестниками воли Божией и занимать по отношению к миру активную позицию, происходящую из верности Всевышнему. И горе нам, если, подобно иудеям, забудем об этой верности, творя не волю Бога, но свою собственную!
«И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его до воцарения царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет.». Нынешняя церковная ситуация в России во многом похожа на то, что случилось в Израиле во времена Иеремии. На протяжении 70 лет иудеи пребывали в плену, который заметно изменил народ. И вернувшиеся в Иерусалим в духовном отношении существенно отличались от своих предков. Россия, в подавляющем большинстве отрекшаяся от Христа, также прошла через 70 лет духовной пустыни. И точно так же, как и в случае с иудеями, возрождение Церкви началось «сверху». Ситуация и дальше развивалась параллельно, ибо на смену нескольким годам горячего энтузиазма пришёл формализм, при котором люди не горячи и не холодны, но теплы, т.е. пребывают в том самом состоянии, которое, в соответствии с Книгой откровения является мерзостью перед Господом. Наш приход на протяжении 18 лет, прошедших со дня его возрождения, также прошёл через различные стадии. И вот сегодня, сейчас, в дни Великого Поста настало самое время спросить самих себя: а если в нас горение? Есть ли в нас ревность о деле Господнем, или мы исполняем то, что принято по традиции? Мы – Божьи избранники, народ святой. Избранность всегда подразумевает ответственность. Поэтому настало самое время посмотреть на самих себя, дабы очистить фитили своих душ от нагара, дать им возможность возгореться в полную силу и реализовать свою избранность как в слове, так и в деле!
Спасение не гарантировано никому из крещёных. Оно созидается в каждый день бытия, оно созидается здесь и сейчас. Что же от нас в таком случае требуется? Сохранять верность Богу и быть Его активными служителями, не допуская, чтобы Его община – наша община – уподоблялась мирской организации, в которой кипят страсти, далёкие от всякой благодати, да и от Бога. В Книге Паралипоменон сказано: «Все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и осквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме.». Блюдите свою святость и святость Дома Божия, дабы Господь не отторг нас, как в своё время Он отторг иудеев, и дабы на месте сём никогда не воцарилась мерзость запустения! Аминь.