МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Марта 2023 года
2-е Воскресенье Великого Поста (Reminiscere),
2 Коринфянам 6:1-10
Жизнь христиан в Римской империи первых трёх веков н.э. была очень непростой. Большинство из них были не знатного происхождения, они не были богаты или знамениты. Так что уже в I в. н.э. Св. Апостол Павел в 1-м Послании Коринфянам пишет своим единоверцам: "Не много (...) среди вас тех, кого бы сочли мудрыми, не много (...) влиятельных, не много родовитых" (1 Коринфянам 1:26, перевод РБО).
На христиан в Римском обществе чаще всего смотрели как на вредных и упёртых сектантов, так что в первые века Церковь зачастую существовала на полулегальном положении. Верующие вынуждены были собираться в частных домах, в пустынных местах, а иногда в катакомбах или даже на кладбищах.
Кроме того, о христианах в Римской империи ходило множество самых разных нелепых слухов. Например, поскольку христиане говорили о том, что на своих молитвенных собраниях вкушают Тело и Кровь Христа - язычники полагали, что на этих собраниях христиане занимаются самым настоящим людоедством.
А когда христиане отказывались участвовать в праздненствах в честь языческих богов - их вообще начинали считать прямой угрозой общественному порядку и благополучию. Ведь для язычника благоденствие и процветание общества напрямую зависели от того, насколько усердно народ чтит "государственных" богов. И христиан, которые отказывались это делать, считали виновными даже в природных катаклизмах, через которые, как полагали язычники, проявлялся гнев их богов. Уже во II в. н.э. известный богослов и апологет Тертуллиан писал о таких настроениях в римском обществе: "Если Тибр вошел в стены (т.е. разлился), если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия; то тотчас кричат: «христиан ко льву»" (т.е.: "бросить христиан на растерзание зверям". Тертуллиан, "Апологетик", Гл. 40).
Периодически на Христову Церковь начинались гонения. Церковные историки сохранили для нас множество имён христианских исповедников и мученников, которые предпочитали скорее быть подвергнуты пыткам или умереть мучительной смертью, чем отречься от своей веры во Христа. Например, известного богослова и философа Оригена Александрийского держали в темнице и пытали почти два года, стремясь добиться его отречения от Христа. Однако, он так и не отрёкся.
Одним словом, первые века своего существования Христовы верные жили, если можно так выразиться, под большим давлением. Их жизнь часто была полна бедствий и испытаний. И судя по отрывку из 2-го Послания Коринянам Св. Ап. Павла, который мы с Вами услышали сегодня, началось это еще в апостольскую эпоху: "Чтобы наше служение не вызывало упреков, мы никому ничем не досаждаем. Мы постоянно выступаем как Божьи служители: переносим скорби, нужду и страдания, побои, заключение и мятежи; трудимся, бодрствуем и постимся, сохраняем чистоту, знание и доброту, всё переносим в Святом Духе и нелицемерной любви, со словом истины и силой Божьей. Оружие праведности у нас в правой и левой руке: пусть славят или бесчестят, пусть злословят или хвалят; пусть считают лжецами — но мы верны; пусть не обращают внимания — но мы знамениты; пусть погибаем — но вот, живем; пусть и наказывают, но не до смерти; пусть огорчают, но мы всегда радуемся; пусть в нищете, но обогащаем многих, пусть нет у нас ничего — но мы обладаем всем! (2 Коринфянам 6:3-10, перевод А. Десницкого)
Павел описывает свой собственный опыт жизни странствующего миссионера. Он говорит, что во всём стремится вести безупречную жизнь, так чтобы его ни в чём нельзя было упрекнуть. Однако, делает он это не для того, чтобы привлечь внимание к собственной персоне и не для того, чтобы показаться "особо праведным" перед людьми. Павел живет так не для того, чтобы угодить людям, но для того, чтобы ни у кого не было сомнений в чистоте и искренности его намерений. Именно поэтому он говорит о себе и своих спутниках по миссионерским путешествиям: "Оружие праведности у нас в правой и левой руке" - ведь в древние времена воин держал в правой руке меч для атаки, а в левой - щит для обороны. То есть Апостол говорит, что стремится жить святой и праведной жизнью, чтобы не дескредитировать то служение, которое ему было доверено. А служение это состояло в том, чтобы он возвещал миру весть об Иисусе Христе распятом и воскресшем, об Агнце Божием, принявшем на Себя грехи мира (Иоанна 1:36).
С начала своего обращения и до конца своей жизни Павел проповедовал Иисуса Христа "через жертвенную смерть Которого мы обрели искупление и прощение грехов" (Колоссянам 1:14, перевод NRT). И именно эта Благая Весть о Христе, принявшем на себя грехи мира и была опорой для Павла во время всех его испытаний и во время всех невзгод, которые Апостол описывает в этом отрывке. Даже во время всех несчастий и опасностей, Павел знал: Христос умер за наши грехи и воскрес ради нашего оправдания (Римлянам 4:25).
Это прощение грехов, котрое дарует нам Иисус Христос - есть величайше сокровище и величайшее богатство, к которому может приобщиться человек. Именно Христос в своей крестной жертве принял на себя наши грехи и примирил нас с Богом (2 Коринфянам 5:18-19). Как говорит тот же Апостол, но уже в Послании к Колоссянам: "[Христос] все примирил с Богом через Себя, через смерть Свою на кресте заключив мир со всем земным и небесным" (Колоссянам 1:20, перевод РБО).
И что самое главное: этой радости искупления и прощения грехов, которую мы имеем во Христе - никто не сможет у христиан отнять, потому что Сам Бог дарует этот великий дар своей Церкви. Именно поэтому, любой Христов верный вслед за Апостолом может сказать: "Пусть огорчают, но мы всегда радуемся; пусть в нищете, но обогащаем многих, пусть нет у нас ничего — но мы обладаем всем!" (2 Кор 6:10). Ведь прощение грехов и мир с Богом это самое ценное, что может получить человек.
Именно поэтому, но уже в послании к Римлянам всё тот же Апостол говорит: "Я убежден: ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни иные начальства, никакие силы ни в настоящем, ни в будущем, ни в выси, ни в глуби — словом, ничто из сотворенного не сможет нас разлучить с любовью Божьей в единении с Христом Иисусом, Господом нашим" (Римлянам 8:38-39, перевод Десницкого).
И то, что говорил Апостол, вполне применимо и к жизни Христовой Церкви, как в апостольскую эпоху, так и в последующие века. Христиане, как я уже сказал, жили под постоянным давлением. В их жизни были испытания, был постоянный риск потерять свое имущество, здоровье и даже жизнь. Были преследования, пытки и казни. Было презрение со стороны окружающего их общества: ведь из-за отказа чтить "официальных" государственных богов христиан считали зловредными сектантами и предателями национальных интересов.
Но у христиан был Христос и то прощение грехов, которое Христос дарует и которое мир дать не в состоянии. Вернее, правильнее сказать: христиане принадлежали Христу, который хранил свою Церковь, укреплял ее силой Святого Духа и проводил через все испытания. И благодаря этому каждый Христов верный мог сказать: "Пусть в нищете, но обогащаем многих, пусть нет у нас ничего — но мы обладаем всем".
Ну что же, таков был опыт жизни наших с Вами предшественников, наших братьев и сестер по вере. Однако, что эти слова значат для нас, современных христиан?
Здесь есть два момента, на которые следует обратить внимание.
Первое. Жизнь христианина не всегда будет проста и безоблачна. Не случайно, Наш Спаситель говорил о жизни как о несении Креста: "Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе, возьмет свой крест — и тогда следует за Мной" (Марка 8:34, перевод РБО). Жизнь христианина может быть трудна, потому что она предполагает каждодневную борьбу с грехом, каждодневное преодоление различных искушений. Но она также может стать трудна вследствие тех испытаний и опасностей, которые нас окружают. И в наши с Вами жизни, дорогие братья и сестры, вполне может прийти все то, о чём пишет Апостол: "скорби, нужда и страдания, побои, заключение и мятежи", вплоть до гонений и необходимости пострадать за исповедание христианской веры.Некоторые люди наивно полагают, что мы живём в эпоху, когда такие страшные явления невозможны. Они думают, что технический прогресс и рост благосостояния в обществе будут способствовать улучшению нравов и росту добра, гуманности и человечности; что как только общество достигнет определенной стадии экономического и технического развития - то такие явления как насилие, войны, вооруженные восстания, геноцид, политический террор или преследования за веру просто уйдут в прошлое за ненадобностью. Но увы, события начала XXI в., в особенности последних нескольких лет показывают нам, что это далеко не так.
Стабильность и комфорт современного мира очень обманчивы. Мирная жизнь как будто убаюкивает нас и позволяет нам забыть о том, что мы живем в падшем мире, пораженном грехом. Что в этом мире есть люди, которые сознательно делают себя проводниками греха и зла. А значит в том числе и по милости таких людей страшные испытания могут прийти в жизнь каждого верующего (и вообще в жизнь каждого человека!).
Поэтому первое, что нужно усвоить: если в нашей христианской жизни начинаются такого рода испытания, о которых говорит Апостол - скорби, преследования, гонения - мы как минимум не должны этому удивляться. Мы должны помнить, что всё это возможно и должны быть готовы к такому повороту событий.
Например, подобно тому, как в глубокой древности наших братьев и сестер по вере, отказывавшихся чтить "официальных" богов считали предателями государственных интересов, так и мы с Вами можем заслужить ярлык предателей и изменников за то, что отказываемся ставить что- то или кого-то в этом мире превыше Христа; за то, что не чтим тех же "богов", которым поклоняются люди этого мира.
И вот в этой связи, дорогие братья и сестры, второе, что нам следует помнить: если в нашу с Вами жизнь придут страшные испытания такого рода, нам, как и нашим братьям и сестрам до нас, следует помнить слова Апостола: "пусть нет у нас ничего — но мы обладаем всем". Мы обладаем всем, потому что у нас есть величайшее сокровище - Иисус Христос и прощение грехов, которое Христос нам дарует. И этого Сокровища никакие начальства, никакие власти и силы, никакие испытания и гонения не способны у нас отнять.
А следовательно, нужно всеми силами стараться держаться за Христа, какие бы тяжелые испытания не выпадали на нашу долю. Нужно стремиться познавать Христа через чтение Божьего Слова. Нужно стремиться к приобщению Христовых Тайн в Святом Причастии. Быть постоянными в молитве и не пренебрегать исповедью. И чем страшнее обстоятельства, в которых мы оказываемя, тем крепче мы должны стараться держаться за нашу Опору Спасения - Единородного Божьего Сына, нашего Спасителя. Ведь страшные времена, какими бы страшными они ни были - рано или поздно проходят. А "Иисус Христос вчера, сегодня и во веки — Тот же!" (Евреям 13:8, перевод А. Десницкого).
И подобно тому, как Св. Павел стремился жить святой и праведной жизнью - держа "оружие праведности в правой и левой руке" - так и мы должны стараться жить в святости; делать добро на благо наших ближних; быть светом для мира даже когда вокруг сгущается тьма.
Итак, дорогие братья и сестры, если попробовать подвести
итоги:
Во 2-м Послании Коринфянам Св. Павел описывает свою жизнь
во Христе, рассказывает о том, как и в каких обстоятельствах
он несет свое служение благовестника. И его жизнь
благовестника не всегда была легкой и безоблачной, в ней
были и очень тяжёлые испытания и скорби. Равным образом
непростой была и жизнь наших братьев и сестёр по вере в
первые века существования Христовой Церкви: презрение со
стороны общества, клевета, преследования и гонения были для
многих из них каждодневной реальностью.
И тем не менее, каждый Христов верный, как во времена Павла, так и в последующие века мог сказать: "Пусть нет у нас ничего — но мы обладаем всем". Потому что нам даровано величайшее сокровище: прощение грехов и искупление в Иисусе Христе, принявшем на себя грехи мира. И никакие преследователи и гонители, никакие начальства, власти и силы, никакие страшные внешние обстоятельства не способны лишить нас этого великого дара. И поэтому нужно всеми силами держаться за Христа, укреплять нашу веру через Святое Божье Слово и Таинство Алтаря. Потому что испытания проходят, а Христос с нами "во все дни до скончания века" (Матфея 28:20).
"Нас почитают обманщиками - говорит Св. Апостол Павел - но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
25 Февраля 2024 - Reminiscere (Пастор Е. Романенко)
13 Марта 2022 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
28 Февраля 2021 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
08 Марта 2020 - Reminisсere (Пастор Д. Лотов)
17 Марта 2019 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
25 Февраля 2018 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
12 Марта 2017 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
21 Февраля 2016 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
01 Марта 2015 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
16 Марта 2014 - Reminiscere – 2 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
24 Февраля 2013 - Reminiscere – Второе воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
04 Марта 2012 - REMINISCIERE - второе воскресенье Страстного времени (Пастор Г. Азиков)