МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Марта 2022 года
Reminiscere
Мк.9, 17-29
17. Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
18. где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
20. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
21. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
22. и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
23. Иисус сказал ему: если сколько‐нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
24. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
26. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
27. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
28. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
29. И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
С лёгкой руки кинорежиссёров появилось немало фильмов, в которых так или иначе представлена сцена изгнания злого духа из одержимого. Народ, любящий пощекотать нервы экзотическими зрелищами в восторге: ах, какое замечательное развлечение. Развлечение. Можно сказать и так, потому что происходящее на экране весьма далеко от реальности, куда более простой, грубой и мучительной. Однако, это скверное развлечение, опасное. Чем же оно плохо? Тем, что формируется легкомысленное отношение к тому, что, во- первых, отнюдь не фантастика, а самая настоящая, хотя и не так часто встречающаяся реальность; а во-вторых к тому, что в действительности является источником больших страданий как для самого одержимого, так и для его ближних. Развлекаться зрелищем чужих страданий в высшей степени недостойно. Что же до легкомыслия, то после просмотра такого рода фильмов может возникнуть ощущение, что изгнание злого духа – дело совершенно пустяковое и несложное – прочитал несколько страниц из требника, побрызгал святой водой и всё в порядке. Но если так, то почему даже ученики Христа, согласно их собственному признанию, потерпели неудачу? Причём это ведь не единственный случай. В Книге Деяний есть пример ещё более неудачного изгнания, когда одержимый, побуждаемый злым духом, кинулся на горе- изгонятелей и избил их так, что они едва унесли ноги. Что же тут происходит?
Выступление против злого духа есть выступление против существа, во многих отношениях более могущественного, нежели человек. На войне можно выйти с винтовкой против танка, но каков в этом случае будет результат? Очевидно, что для противостояния танку надо вооружаться специально, таким оружием, которым можно нанести реальный урон. Вот о таком специальном вооружении и напоминает ученикам Христос, когда они спросили Его: «…почему мы не могли изгнать его? 29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Выходя на бой против превосходящих сил, нужно вооружиться таким образом, чтобы минимизировать разрыв возможностей. Сие вполне актуально как для обычной войны, так и для духовной. Ты не можешь оказаться слабее своего противника, иначе тебя постигнет неудача, как это случилось с учениками. Ты должен быть сильнее. Но откуда взять эти силы? Ответ очевиден – только от Бога. Каким образом это можно сделать? Верой и очищением. Вот для чего нужен Пост. Только не надо понимать под этим словом придуманную людьми весьма странную диету, имеющую весьма мало общего с Божественным Откровением. Речь идёт о настоящем посте, т.е. духовной сущности, вход в которую начинается через осознание своей ничтожности, полного бессилия и бесперспективности вне Христа; с осознания своей погибшести вне Христа, вне Его жертвы на Голгофе. С этого пост начинается. А продолжается он через покаяние и молитву для очищения и укрепления в вере, для укрепления доверия Христу и единства с Ним.
Потерпевшие неудачу ученики, о которых поведал нам евангелист, оказались в критической ситуации, показавшей, как мало они могут сами по себе. К сожалению, большинство людей в такой ситуации не оказывается. Поэтому у них возникает иллюзия самодостаточности. А если ты самодостаточен, то зачем тогда нужен Христос, зачем нужно держаться за Него, зачем припадать к подножию Его креста? Практически это выражается в том, что значительное число христиан не считает нужным исповедоваться или рассматривает исповедь как чисто формальное действие. А зачем, если ты движешься в общем потоке, т.е. вполне вписываешься в существующие нормы? Как сказала со смешком одна дама, пришедшая на исповедь, «грешна мелкими, как все». Можно подумать, что вроде бы незаметные грехи, изобильно совершаемые в повседневности, не являются отступлениями от Божьей воли, не отодвигают нас от Господа, не уводят в сторону с пути спасения. Увы, уводят. Только очень понемногу, очень незаметно. Но, чем дальше, тем меньше у человека прозорливости для распознания искушения и сил для противостояния таковому. Да, можно жить и так, но что делать, если грянет гром? У учеников было всё замечательно, но настал день, когда они столкнулись с собственным бессилием, проистекавшим из недостаточной духовной чистоты, недостаточного единства с Богом. У каждого из нас может быть то же самое. Например, на Божьем суде, когда выяснится, что вся наша прижизненная праведность и благочестие – пустой звук. Старинные корабли с деревянными корпусами постепенно обрастали ракушками и водорослями, которые утяжеляли корабль, уменьшали его маневренность и снижали скорость. Поэтому периодически их ставили на так наз. кренгование, т.е. очистку. Но вот, предположим, какой-то капитан по тем или иным причинам не стал тратить на неё время. Например, владелец судна погнал его в срочный рейс. Что дальше? А дальше корабль попал в сильный шторм. Так как он отяжелел, то намного хуже повинуется управлению. И вот, испытание, само по себе тяжкое, становится тестом на выживание, шанс погибнуть многократно возрастает, а сделать уже ничего нельзя. Слишком поздно.
Не думаю, что нам придётся заниматься изгнанием злых духов, да и не стоит пытаться это делать. Даже не каждый служитель может таковое совершить, потому что изгоняющий должен иметь сильную веру и чистоту жизни. В противном случае результат может оказаться плачевным, о чём свидетельствует нам Св.Писание. Но разве чистота души и сила веры нужны только для изгнания злых духов? Тем более, что одержимость не так часто выражается столь явным образом, как в случае, поведанном евангелистом. Как правило, одержимый человек ничем не выделяется среди остальных, но, думая, что творит свою волю, он творит волю диавола, сея вокруг себя зло. И чем выше он находится, тем более разрушительные последствия имеет его деятельность. Но диавол охотится не только за топ-менеджерами. Любой человек находится под его прицелом, каждому из нас приходится противостоять его искушениям. А это совсем не просто. Хотя бы потому, что надо уметь их различать. Чтобы противостоять злу, нужно понимать, что тебя подталкивают именно к злу. А чтобы различать зло, нужно пребывать в подлинном, а не мнимом единстве со Христом, постоянно очищаясь и укрепляясь в вере, в доверии Ему. И жить так, чтобы всё что делаем, имело начало именно в этом доверии. В какой-то момент даже ученики Христа, постоянно находившиеся с Ним, оказались бессильны перед злом. Чтобы такого не случилось с нами, нужно понимать важность и необходимость очищения, нужно находить для него время. Нужно находить время для покаяния, исповеди, молитвы, погружения в Слово, участия в Таинстве. Находить время сегодня, ничего не откладывая на завтра, потому что никто не знает заранее, когда именно на его голову обрушится шторм. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
25 Февраля 2024 - Reminiscere (Пастор Е. Романенко)
05 Марта 2023 - 2-е Воскресенье Великого Поста (Reminiscere), (Пастор Е. Романенко)
28 Февраля 2021 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
08 Марта 2020 - Reminisсere (Пастор Д. Лотов)
17 Марта 2019 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
25 Февраля 2018 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
12 Марта 2017 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
21 Февраля 2016 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
01 Марта 2015 - Reminiscere (Пастор Д. Лотов)
16 Марта 2014 - Reminiscere – 2 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
24 Февраля 2013 - Reminiscere – Второе воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
04 Марта 2012 - REMINISCIERE - второе воскресенье Страстного времени (Пастор Г. Азиков)