МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Февраля 2016 года

Reminiscere


Евр.5, 7-9
Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Своё благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.

В современном нам мире мы можем видеть, как люди отходят от Божественного Откровения, и в своих помышлениях, равно как и в действиях начинают руководствоваться не Словом Господа, а своими собственными представлениями. Ничего хорошего в этом нет. Отступление от Божие воли ведёт к нарушению главных законов бытия, из-за чего происходит много недолжного, неправильного а порою и катастрофичного. Однако, при всей духовной развращённости нынешнего времени, оно не уникально и не исключительно. Как справедливо замечает Экклезиаст, нет ничего нового под солнцем. Всё то же самое было и раньше – об этом свидетельствует нам Св.Писание Ветхого Завета. Например, Господь посредством пророков возвестил не только пришествие Мессии, но и какой характер будет носить Его служение. В том числе у Исайи прямым текстом говорится о Мессии страдающем. Но люди предпочли опираться не на Слово Божие, а на свои собственные идеи, в результате стали ожидать не Мессию, предсказанного пророками, а кого-то совсем иного. Именно поэтому большинство иудеев так и не смогло воспринять Иисуса как Мессию. В том числе именно потому, что Иисус был Мессией страдающим - бедным, не имеющем постоянного пристанища странником, чьё служение увенчалось крестным путём и смертью. Так было предсказано пророками, но для иудеев это был немыслимый бред, потому что, в соответствии с их представлениями, Мессия не мог страдать. Он должен был быть царём. И не просто царём, но царём победоносным. А царю не пристало бродить по дорогам в одном-единственном хитоне; победителю не пристало страдать – он должен пребывать в силе и славе, в радости и ликовании. Да и как не радоваться? Ведь речь шла о сокрушении врагов Израиля, о подчинении ему всего мира, о победе над всеми. Но что такое война и какой ценой достигается победа? Бесчисленные убиенные, исковерканные судьбы, разрушенные хозяйства, разорённые страны – вот что такое результат войны, вот что такое цена победы, и именно это должен был сделать иудейский Мессия, чтобы иудеи могли торжествовать, окончательно превращая весь мир в своих рабов. Но, как уже было сказано, истинный Мессия оказался иным. Он оказался Мессией страдающим. Он оказался не на стороне победителей или, вернее, желающих стать таковыми. Истинный Мессия шёл не от победы к победе, а от страдания к страданию вплоть до самого страшного, когда в ночь предательства Он испытывал такой ужас, что истекал кровавым потом. А далее допросы, издевательства, крестный путь, Голгофа, смерть. Мессия не торжествовал, торжествовали Его распинатели. Правда, их торжество оказалось непродолжительным, потому что он воскрес. Таким образом, Иисус всё же оказался победителем, но совсем иного свойства. Он победил не потому, что возвышался и заставлял страдать других, а потому, что страдал Сам. Чем это важно для нас? Тем, что теперь мы можем не бояться того, чего люди обычно боятся и что считают кошмаром.

Людям свойственно желание быть на стороне победителей. Это вполне можно понять, потому что победители живут, в то время как побеждённые существуют - в концлагерях или в ссылках, начиная от 101-ого километра и далее. Поэтому, когда двое дерутся за идею, третий спокойно ждёт, чтобы вовремя присоединиться к тому, кто победит. Побеждённые страдают, а люди страдать не любят и не хотят. Страх перед страданиями вполне естественен, поэтому их стремятся избежать любыми способами, в том числе и ценой предательства. Причём даже не столько предательства ближних, сколько самого себя. С внешней стороны ничего плохого не происходит. Как раз наоборот – всё хорошо. Но сделка с совестью – страшная вещь. Одна, другая, третья и в результате от человека как от цельной личности не остаётся ничего. И, если в такой душе сохраняется хоть какой-то проблеск порядочности, то купленная ценой предательства комфортность становится весьма горькой, ибо понимаешь, что, идя на компромисс, на сделку, ты в конечном счёте потерял куда больше чем приобрёл. Так вот, благодаря Христу можно преодолеть страх, побуждающий идти на такие сделки. Благодаря Христу человек имеет возможность познать и понять, что в предательстве нет смысла. Выражаясь более приземлённо, в нём нет никакой выгоды, никакой пользы. Поэтому можно спокойно, не взирая на внешние обстоятельства, следовать римскому изречению: «делай, что должен – пусть будет, что будет». Почему так? Да потому, что страдания не означают проигрыша или поражения. Мы не супергерои, мы тоже хотим быть с победителями. Просто мы смотрим дальше и понимаем, что проигранное сражение не означает проигранной войны, а исход войны решается не здесь, но в вечности. Мы оцениваем ситуацию именно с позиций вечности. А что побеждает в ней? Любовь, верность, служение, жертва, самоотречение. Сейчас все эти сущности по большей части имеют бледный вид, ибо настало «царство Хама», настало время попрания и осквернения, время страданий верных, но не надо всем этим смущаться, потому что сии страдания временны. Более того. Они есть предвестие победы. Христос уже прошёл этим путём и победил. И, если мы идём по Его следам, то, соучаствуя в Его страданиях, соучаствуем и в Его победе, ибо, идя за Ним, идём к вратам вечности, к спасению, к жизни. Как написано в услышанном сегодня Послании к Евреям: «и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».

Непостижима тайна Мессии, о Котором Послание к Евреям говорит: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Своё благоговение». Если Отец и Сын одно, то зачем Иисус с сильным воплем и со слезами молился Богу? Кому Он молился – Самому Себе? Сегодня эта тайна является для нас совершенно непостижимой. Тем не менее, она чрезвычайно важна – но не непостижимостью, а явлением нам примера того, что должно делать Господнему верному. Христос обращался к Богу, и мы должны обращаться к Богу. Христос был услышан, и мы будем услышаны. Христос победил и мы победим. Христос воскрес и мы воскреснем. Христос обрёл царство и мы обретём царство – Царство Бога и Отца, обитель спасённых.

Господь Иисус показывает нам пример верности Богу, пример послушания воле Бога. То же самое требуется и от нас: быть послушными воле Небесного Отца и следовать путём Христа. Следовать до конца, чтобы победить, т.е. придти туда же, куда пришёл Христос – к торжеству Бога, к воскресению и жизни, к новым небесам и новой земле, которым не будет конца! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 21.02.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Февраля 2024 - Reminiscere (Пастор  Е. Романенко)
05 Марта 2023 - 2-е Воскресенье Великого Поста (Reminiscere), (Пастор  Е. Романенко)
13 Марта 2022 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
28 Февраля 2021 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
08 Марта 2020 - Reminisсere (Пастор  Д. Лотов)
17 Марта 2019 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
25 Февраля 2018 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
12 Марта 2017 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
01 Марта 2015 - Reminiscere (Пастор  Д. Лотов)
16 Марта 2014 - Reminiscere – 2 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
24 Февраля 2013 - Reminiscere – Второе воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
04 Марта 2012 - REMINISCIERE - второе воскресенье Страстного времени (Пастор  Г. Азиков)