МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Мая 2023 года
Exaudi
3 Цар.19, 8-13
8. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись той пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
9. И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?
10. Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее.
11. И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
12. после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.
13. Услышав сие, Илия закрыл лицо свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?
Совершенно непостижимым для рационального мышления образом, наш Господь и Спаситель Иисус Христос был Истинным Человеком и в то же время Истинным Богом. Именно эта, заключённая в Нём полнота Божественности, делает Его поведение парадоксальным с человеческой точки зрения. И в самом деле, обладая всемогуществом, Он мог единым словом изменить мир и людей, мог преобразить реальность так, как счёл бы нужным. Ведь накормил же Он огромную толпу пятью хлебами. Да и воскрешение Лазаря также выходило за рамки обычной реальности. Но Господь только проповедует и, если и творит чудеса, то исключительно при крайней необходимости. Более того. Он творит их не только весьма неохотно, но, к тому же, очень не любит, когда о них начинают рассказывать. Выражаясь образно, вместо того, чтобы как следует стукнуть кулаком по столу, вместо того, чтобы явить Свою власть, Он предпочитает уговаривать. Весьма странно и не всегда понятно… Может быть, именно в силу этого, деяния Божьи, открываемые нам Ветхим Заветом, проще и понятнее. Мы видим, как Всевышний являет великую силу, творит чудеса, превосходящие всякое разумение и наводящие ужас. Причём их посредством Он не только меняет реальность, но и вразумляет. Причём иногда весьма жёстко. Не хочешь отпустить избранный народ? - получи казни египетские. У народа нет пути? – перед ним расступаются воды. Фараон настолько неразумен, что хочет вернуть израильтян в рабство? – его войско тонет в море. Иерихон не сдаётся? – его стены обрушиваются. Неудивительно, что когда Моисей передаёт народу Слово Божие, никому не приходит в голову усомниться, что сие Слово действительно исходит от Бога. По нынешнему разумению многие деяния Божии, о которых повествует Ветхий Завет, могут быть названы жестокими, но с точки зрения современников указанных событий, они логичны и понятны. Но вот что удивительно. Вся явленная Богом мощь, все великие чудеса никак не изменили общавшийся с Ним народ. В течение столетий, на протяжении которых разворачивается Священная История, мы видим всё те же грехи, всё те же преступления, из коих первое и наиглавнейшее – неверность Богу, отпадение от Него и хождение вослед богов иных, т.е. примитивное идолопоклонство. Грехи народа, неверность, вызывали гнев Божий, выражавшийся во всевозможных наказаниях. Таковые на какое-то время отрезвляли, заставляли пересмотреть свои позиции, но потом всё начиналось сызнова. Станицы Ветхого Завета изобилуют описаниями Господних кар, и это не производит впечатления чего-то ненормального. Скорее наоборот - удивляешься Божьему долготерпению. Тем не менее, даже в Ветхом Завете Бог не всегда предстаёт, как грозная и карающая сила. Примером сего может послужить обращение Всевышнего к пророку Илии, которое мы слышали сегодня в 3-ей Книге Царств. «Выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра». Удивительные слова, ибо в них открывается та сущность Бога, которую мы познаём уже в Новом Завете. Не огонь, не землетрясение, но тихий ветер – не кара, но Слово. Но если Христос говорит так со всеми – даже с теми, кто распинал Его, то в Ветхом Завете «веяния тихого ветра» удостаиваются немногие. А, если быть более точным, то ничтожное меньшинство. Почему же Илия был удостоен такого общения? Потому что он великий пророк? – настолько великий, что не увидел смерти, но был взят в Царство Божие живым? Может быть и так, но тогда надо разобраться, в чём великость Илии. Она в полном единстве с Богом, в полном доверии и, вследствие этого, в безоговорочном принятии Его воли. А также в великой верности, которую не поколебала даже необходимость в одиночку противостоять многочисленному сословию языческих жрецов, большинству народа и царскому двору. Илия не боялся противостоять обществу, потому что знал Истинного Бога и хотел во что бы то ни стало быть с Ним. По сравнению со своими соплеменниками, он находился на ином духовном уровне, поэтому и Бог говорит с ним не так, как с другими. «…после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра» - поистине, в этих словах прозревается Христос, хотя изречены они за много столетий до Первого Пришествия…
За много веков до вочеловечения Бог является Илии так, как мог бы явиться Христос. Мы живём 2000 лет спустя после Пришествия Спасителя, но при этом погрязаем в беззаконии и нечестии точно также, как евреи времён Илии. И, тем не менее (причём это самое парадоксальное), Бог не обрушивает на нас казни египетские, но продолжает говорить с нами в веянии тихого ветра. В веянии тихого вера, а не в урагане, не в землетрясении и не в огне. Почему? Что это – знак доверия? Нас считают достаточно духовно зрелыми? Ведь обычно для вразумления наказывают несмысленных детей, со взрослыми же с этой целью разговаривают и наказывают лишь тогда, когда словесное вразумление не помогает. Когда я смотрю на нынешний мир, в том числе и на Церковь, мне представляется, что Бог хочет с нами именно говорить, а мы всё никак не хотим вырасти из несознательного возраста, в котором для того, чтобы понять, почему не стоит прикасаться к работающей плите, нужно непременно об неё обжечься. Мы всё время наступаем на одни и те же грабли, они бьют и бьют нас, но мы вновь и вновь наступаем на них. Всё те же грехи, всё то же отступничество, всё та же неверность. Остаётся только удивляться долготерпению, которое являет нам Господь. Он ждёт и ждёт, а мы всё никак и никак. От этого становится грустно…
«И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе…». Эта великая ревность и есть то, что отличает Илию от нас. Для него Бог и дело Божие всегда были на первом месте, а вот про нас этого сказать нельзя. У нас, конечно, есть ревность о Господе – иначе мы бы не были сегодня здесь – но вот только она какая-то недостаточная. Выражаясь языком Св.Писания, мы не холодные и не горячие, а тёплые. Собственно говоря, именно от этой недостаточности, от теплоты и происходит большинство наших грехов. Но Илия не был ни Ангелом, ни Сыном Божиим. Он был самым обычным человеком. Почему же он имел, а мы нет? Неужели, чтобы хоть что-то понять, непременно нужны громы и молнии, сокрушающий ветер и поядающий огонь? Таковые могут быть, и в конце времён будут несомненно. Прообраз того, что будет перед Вторым Пришествие Христа, мы можем увидеть в сегодняшних природных катастрофах вроде недавнего землетрясения в Турции, ставшего причиной гибели порядка 50.000 человек. Великие бедствия придут, ибо так возвещает нам Слово Божие, но сегодня Бог не хочет строить отношения с нами на основании страха и грубой силы. Таким способом можно запугать, но ничего прочного или серьёзного на таком основании выстроить невозможно. Страх перед грубой силой не ведёт ни у чему, кроме озлобления, ненависти и, при первой же возможности, отторжения. Сие подтверждается многочисленными примерами как из прежних времён, так и нынешних дней. И если на заре Священной Истории Господь был просто вынужден говорить с людьми именно так, то, когда к этому представилась хоть какая-то возможность, изменил стиль общения и теперь говорит с нами так, как когда-то говорил с Илией – не в буре и не в землетрясении, но в веянии тихого ветра. Он говорит с нами, как со взрослыми – неужели же мы ещё не настолько выросли, чтобы достойно ответить Ему?... Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
29 Мая 2022 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
16 Мая 2021 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
24 Мая 2020 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)