МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Мая 2021 года
Exaudi
1 Петра 3, 14-17
14 если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые.
На протяжении веков в людях воспитывалось сознание, согласно которому человек, осуждённый судом и несущий то или иное наказание по его приговору – преступник, страдающий за сотворённое им зло. С таковым всё ясно и никаких добрых чувств подобная личность пробуждать не должна. Ни сейчас, ни потом. Поэтому, в частности, часто получается так, что люди, освободившиеся из мест лишения свободы, несут на себе некое подобие Каиновой печати - от них стараются держаться подальше даже обычные граждане, а уж работодатели тем более. Таким образом, однажды осуждённые попадают в особую категорию, которую можно назвать отверженными, париями. И когда кто-то начинает относиться к ним иначе, то на понимание и признание со стороны общественности рассчитывать не стоит. Но вот ведь какие иногда случаются казусы. В XIX столетии жил в Москве святой д-р Хааз, который много времени и сил уделял служению именно заключённым, по мере сил стараясь облегчить их страдания. Однажды вышел у него по этому поводу спор с митрополитом Филаретом, который сказал примерно так: если человек оказался в тюрьме, значит за дело, и нечего с ним возиться. На что д-р Хааз ответил: «Вы о Христе забыли, владыка». И в самом деле - на Голгофе три креста: на двух распяты разбойники, казнимые за совершенно реальные преступления; но на третьем пребывает Иисус, не совершивший никакого преступления. Он вообще не имеет на Себе греха, однако с Ним делают то же, что и с разбойниками: с внешней стороны Он ничем от них не отличается. Итак, наказание одинаковое. Означает ли это, что Господь – преступник и злодей? Очевидно, что никоим образом. Сегодня мы слышали чтение из Первого Послания Апостола Петра, который тоже был распят, да ещё вниз головой. Означает ли сие, что он был преступником и злодеем? Никоим образом. Хотя в момент казни ничем не отличался от преступника. То же самое можно сказать об апостоле Павле, о других апостолах, и о тысячах мучеников вплоть до нынешнего времени. Например, в 2015 г. боевики ИГИЛ казнили не пожелавших отречься от Господа христиан-коптов в количестве двадцати одного. И это далеко не единственный пример. Впрочем, бывают и не столь кровавые ситуации. Например, сравнительно недавно в России человек был арестован просто за то, что в кафе читал вслух Библию. Что всё это значит? То, что человек, осуждённый государственной властью, далеко не всегда является преступником и злодеем. Почему же тогда осуждали и осуждают невиновных? Потому что государственный аппарат пребывает очень далеко от Бога. Соответственно, инициируемые и принимаемые им законы далеки от Божественной истины и потому могут поставить человека в ситуацию, при которой возникает противоречие между исполнением воли Божией и лояльностью государству. В качестве примера можно вспомнить, как Римская империя десятками казнила наших братьев, отказывавшихся участвовать в государственном культе императора, а именно: почитать его как Бога и приносить жертвы перед его изображением. Думаете, времена, при которых такое было возможно, безвозвратно ушли в прошлое? Ничуть. Современные гонения на Церковь по своим масштабам превзошли гонения времён императорского Рима, причём, что особенно интересно, гонения на христиан происходят не только в, например, исламских странах, но и в государствах, считающихся христианскими. Например, не далее как две или три недели назад в лютеранской Финляндии епископу так наз. «Миссионерской провинции», т.е. объединения консервативных христиан лютеранского исповедания, государство предъявило обвинение в разжигании розни и нетерпимости. За что? За то, что тот высказался по проблеме однополых браков с библейской точки зрения, назвав грех грехом. В Российской империи многие исповедания, прежде всего старообрядцы, испытывали на себе мощь карающей силы государства; во времена большевизма открыто исповедовать веру было опасно для жизни, а в сегодняшней России отношения государства и христиан, в первую очередь неправославных, также весьма далеки от идеала. Что из этого следует? Что мы должны быть всегда готовыми к такому повороту событий, при котором верность Христу окажется преступлением. Но не надо этого бояться. Почему? Потому что Христос воскрес, потому что Он – Господь, потому что Его Царство – наше достояние. И, будучи гонимыми за верность Ему, мы воссоединяемся с Ним в Его страданиях, дабы воссоединиться с Ним и в Его победе. Именно поэтому говорит нам Ап. Пётр: «14 если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь». Однако, обратите внимание, что здесь говорится не просто о страданиях, а о страданиях за правду. Что это значит?
Пётр пишет: «15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Нельзя быть террористом, осуждённым за убийства, типа ублюдка, устроившего стрельбу в казанской школе, и при этом говорить, что ты страдаешь за правду. Путь воров, казнокрадов и иже с ними не имеет к правде никакого отношения. За правду страдает лишь тот, кто следует путём Христа и подвергается гонениям именно за это. А что такое путь Христа? Это путь верности Господу, путь жертвенной любви, самоотверженного служения ближним. Христианин призван быть проводником Божественного света, во всех обстоятельствах идти Его путём и пребывать в исповедании того, что Христос – наш Господь, т.е. наш господин, и никаких других господ кроме Него нет. Так вот, если нас будут порицать и карать именно за это, то не мы, а наши обвинители будут выглядеть плачевно и убого, ибо будет совершенно очевидно, где правда, а где справляет свой шабаш воинствующая дьявольщина. «16Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе». Когда мы читаем о том, как Советы убивали наших пастырей и единоверцев именно за то, что они продолжали открыто исповедовать Христа, то совершенно очевидно, с какой стороны высовывается дьявольское копыто. Но, взирая на пример предшественников, надо думать о себе: есть ли в нас верность, добрая совесть и доброе житие? Можно ли сказать, что мы – светочи миру и соль земли? Т.е. действительно ли мы творим волю Божию или наше христианство – чистая видимость? Горячие мы или холодные? Пожалуй, главная опасность здесь – не быть ни теми, ни другими, а быть тёплыми. Потому что, как мы знаем из Книги Откровения, Господь отвергает тёплых. Поистине, нам стоит взглянуть на себя в свете слов Петра: «15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Какой отчёт мы можем дать, если не горячие, а тёплые; если не пылающие, а коптящие? В чём наше упование? В словах? Но словоблудить наши современники научились очень хорошо, поэтому нужны не слова, а дела. Дела, благодаря которым люди могли бы видеть, что такое жизнь во Христе, как действует Св.Дух, как Он преображает человека.
Мы живём не в вакууме, а в государстве, под давлением государства, одним из признаков которого, согласно определению, является «монополия на легитимное насилие». Этому насилию все мы так или иначе подвергаемся в различной степени. Но вопрос в том, за что? За какие-то дурные деяния, за противодействие государственному произволу или за верность Христу? Апостол Пётр говорит: «17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Трудно представить себе, что за добрые дела можно пострадать, но, тем не менее, пример Иисуса Христа, апостолов и сонма мучеников показывает нам, что такое вполне может быть. И снова говорю: не нужно этого бояться. Потому что вне зависимости от того, что происходит на этой земле, Царство Божие открыто для верных Господних, страдающих вместе со Христом, чтобы вместе с Ним и прославиться. «14 если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Мая 2023 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
29 Мая 2022 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
24 Мая 2020 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)