МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Мая 2016 года
Exaudi
Эф.1, 16-23
непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
С того времени как я начал заниматься служением на Божией ниве, у меня достаточно часто появлялся повод поудивляться отношением людей к духовным сущностям. Скажем так: никто, находясь в здравом уме, не полезет решать проблему, связанную с использованием высшей математики, если у него нет соответствующей подготовки. То же самое можно сказать о многих других областях применения специальных познаний. Но в духовной сфере то и дело сталкиваешься с совершенно обратной ситуацией. Люди, не имеющие никакой подготовки, берутся судить о сложных проблемах и делают выводы, основанные исключительно на собственных домыслах. Однако, если основанием для суждений становятся собственные домыслы, то результаты будут заведомо ошибочные, потому что Бог Истинный является Богом сокрытым. И Он может быть познан лишь в той мере, в какой Сам Себя открывает. Поэтому и пишет нам св.ап.Павел: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его». Это означает, что Бог может быть познан только лишь через Св.Духа, а для того, чтобы сие произошло, нужно искать общения сего Духа. Каким образом? Прежде всего, через молитвенную жизнь, а также через Слово, Таинство, общение святых, посредством чего становится возможным приведение повседневного бытия в соответствие с волей Господа. Но для чего нужно познание? Что верующим надлежит познавать? Павел даёт на это следующий ответ: «дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его». Обратите внимание: Павел призывает не к познанию запредельных сущностей, типа триединства и отношений между ипостасями, а к познанию намного более простых и очевидных сущностей, связанных с нашим призванием ко спасению и действием приходящей к нам через веру Божией силы. Однако мы же не жившие на заре христианской эпохи Эфесяне, для которых всё о чём говорит Павел, было чем-то совершенно новым. С тех пор прошло уже 2000 лет; христианство отнюдь не является terra incognita - неведомой землёй. На протяжении всего этого времени учёные богословы осмысляли различные аспекты веры и написали столько трудов, что становится непонятно, зачем для познания Божией воли нужен Св.Дух? – для этого вполне достаточно плодов человеческой мудрости. Я помню тот шок, который испытал при виде семинарской библиотеки в Геттисбурге. Ряды стеллажей, забитые книгами и уходившими, как казалось, в бесконечность. Из этих книг вполне можно узнать всё что нужно. Но только можно ли?
Некоторое время назад один из наших прихожан привёз мне из Петербурга книгу «История западного богословия», содержащей очень хороший обзор богословской мысли от мужей апостольских до нашего времени. И вот, знакомясь с мнениями богословов самых разных эпох, я всё сильнее ощущал просто-таки пугающее сходство между ними и раввинами, труды которых составили Талмуд. Темы, конечно, отличаются, но подход к ним очень сходный, заключающийся в попытках детализировать свойства Бога, в т.ч. применительно к повседневности. И вот, в результате на свет появилось множество мнений, некоторые из которых получали поддержку большинства и объявлялись истиной, причём объявлялись не Богом, а людьми. Но даже и здесь не было постоянства. Например, учение блаженного Августина было развито его духовными преемниками, и в ходе этого развития многие идеи самого Августина были заменены на иные, так что об изначальных идеях уже мало кто вспоминал. И вот, все эти мнения изучаются в семинариях и университетах, а изучающие их люди полагают, что таким образом познают то, что призывает познавать Павел, т.е. призвание Христа, надежду этого призвания, величие Его могущества и т.д. Но что они познают на самом деле? Отнюдь не те сущности, которые призывает познавать Павел, а человеческие представления о таковых. Между тем, эти человеческие представления изобилуют противоречиями, причём отнюдь не безобидного свойства. Хотя бы потому, что из-за этих противоречий происходят обвинения в ереси, взаимное неприятие, и всё прочее в том же духе. Но могут ли распри, разделения и вражда быть плодами Св.Духа? Никак. Ибо там, где Св.Дух, там единение и любовь. Кроме того, богословие ХХ столетия дошло до отрицания Божественности Христа, Его чудес и даже Его Воскресения! В американской семинарии, где мне довелось побывать, утверждалось, что не было исхода евреев из Египта и отрицалось существование диавола, а ректор семинарии ELKRAS в Петербурге отрицал бессмертие души. Что же тут можно познать? Поэтому большой пользы от человеческих мнений нет. Их можно, как пишут в протоколах, «принять к сведению», но и не более того. Вопрос лишь в том, что делать для того, чтобы действительно познать всё то, о чём говорит Павел.
Прежде всего молиться, искать общения Св.Духа, и с Его помощью читать Св.Писание, памятуя при этом о том, что Христос дал нам всё необходимое для спасения и что сказанное Им сказано не для университетской профессуры, а для людей самых простых. И, что самое главное, Он вовсе не призывает пытаться познать непознаваемое, т.к. к нашему спасению это не имеет никакого отношения. Можно, например, до бесконечности выяснять вопрос о том, исходит Св.Дух только от Отца или от Отца и Сына, но эти выяснения нисколько не помогут приблизиться к Царствию Небесному. А если они не помогут в совершении спасения, то зачем они? Как говорилось в одном фильме, «зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму?».
Павел предлагает нам искать познания «в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе…». Но что такое надежда призвания и богатство наследия? Это Божие Царство. Человек, стремящийся к этому Царству в единстве с Богом, обретает великую силу, потому что, отказываясь от себя, даёт возможность Богу действовать через него, становится инструментом Божественной воли. Именно в этом случае и становится зримым величие Божественного могущества. Для того, чтобы сие стало возможным, не нужно тратить время на попытки познать непознаваемое. Нужно иное - вера, т.е. полное доверие Богу, полностью открытая для Него душа, дабы таковая чем дальше, тем больше, заполнялась светом небес. И не только им, но и Божественной любовью, побуждающей к служению Богу через ближних. Когда так происходит, то и могущество Божьей силы начинает являться всё сильнее и сильнее, делая возможным даже невозможное – именно таким путём Церковь в целом может стать в полной мере тем, о чём Павел сказал: «Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём». К такому состоянию можно придти, если, не пытаясь влезать в непознаваемые сущности, просто жить по воле Христа, доверяясь Ему, всеми силами души стремясь к общению с Ним и служа Ему через ближних. Если вы будете внимательно читать Евангелие, то увидите, что ничего иного Христос от Своих верных не требует.
Во время богословской конференции два маститых учёных, стоя в коридоре, спорили о достоинствах различных переводов Библии. К их беседе прислушивалась уборщица, которая в конце концов подошла к ним и сказала: «Мне кажется, что самый лучший перевод Библии делает моя мать». И когда учёные спросили, что же это за перевод, она ответила: «Моя мать переводит Библию в жизнь». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Мая 2023 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
29 Мая 2022 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
16 Мая 2021 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
24 Мая 2020 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор Д. Лотов)
16 Мая 2010 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)