МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Мая 2010 года
Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи
Исх.19, 3-6
Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
Когда израильский народ поднялся, чтобы выйти из Египта, опомнившийся фараон, не желавший терять такое количество дешёвой рабочей силы, послал в погоню большое войско, которое и настигло израильтян у берега Чёрмного моря. Таким образом, народ оказался в ловушке: впереди море, позади армия. Положение совершенно безвыходное и не надо много фантазии для того, чтобы сказать, что должно было воспоследовать - массовое избиение, после которого оставшиеся в живых отправляются под конвоем обратно в Египет. И если до того они были полурабами, то теперь стали бы ими во всех отношениях. Вроде бы ничто не в состоянии спасти евреев, но, тем не менее, всего через несколько часов народ оказывается в безопасности на другом берегу моря, причём без всяких потерь, в то время как преследователи рассеяны и по большей части уничтожены. Положение совершенно невероятное, но, тем не менее, реальное. Впрочем, что значит «невероятное»? Невероятное для человека – это да. Но ведь не человек избавил израильтян от уничтожения. Их избавление – деяние Божие.
При всей своей фантастичности это деяние Всевышнего в Ветхозаветной истории отнюдь не единственное. От взятия Иерихона до побед Иуды Маккавея вновь и вновь совершается то, о чём Господь сказал Моисею: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе». Господь спас народ, ибо принял его, как Своё достояние, однако статус народа Божия действовал лишь постольку, поскольку люди сохраняли верность Богу: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля». Принадлежность Богу становится источником силы народа – силы, которая позволяет совершать невероятное. Причём для того, чтобы увидеть это невероятное, не надо смотреть в какие-то отдалённые времена. Жизнь Иуды Маккавея принадлежит отнюдь не легендарному периоду истории – всего лишь II век до Р.Х. Но и в этот период мы видим то же самое, о чём повествует нам Пятикнижие Моисеево: большое и сильное государство – Сирийское царство - ничего не может сделать со сравнительно немногочисленной армией Иуды, воины которой сражались для того, чтобы отстоять возможность быть верными Богу, соблюдать Его завет и жить по Его заповедям. Победы Иуды выглядят невероятными, но и не такое возможно, когда люди хранят верность своему Создателю! Люди хранят верность Богу, а Бог сберегает Своих верных для того, чтобы вверить им особое служение, о котором сказано: «…вы будете у Меня царством священников и народом святым». Кто такие священники? Посредники между Богом и людьми, провозвестники Божией воли, назначение которых стать светочем для народов мира, указать им путь истины и жизни. Служение первосвященников Иерусалимского Храма и пророков является наиболее ярким примером того, чем должен был стать весь израильский народ. Должен был стать, но не стал. И причина сему только одна – неверность. Именно неверность стала причиной того, что народ Израиля потерял всё и вместо народа-священника стал народом-изгнанником. Причём и по сей день продолжает оставаться таковым, ибо даже на своей собственной земле не является полноправным хозяином. Таковы последствия неверности.
Христианская Церковь является новым избранным народом Божиим. Народ новый, но предназначение остаётся прежним, ибо план Бога не изменился – просто на место одного исполнителя, оказавшегося непригодным, был поставлен другой. Мы – народ священников; мы – письмо Бога этому миру; мы посредники между Ним и остальным человечеством. В сознании обычного человека священником и служителем является только тот, кто принадлежит к сословию духовенства. Но это мнение глубоко ошибочно. Пастор является предстоятелем и наставником вверенной ему общины, но любой из его прихожан, любой крещёный христианин вследствие своей принадлежности к народу Божию является священником и служителем Господа. Именно так была создана Церковь, именно так она и развивалась, ибо благовествовали не только предстоятели общин, но и все христиане. Поэтому Благая Весть и распространилась по миру с такой феноменальной скоростью. Сие никогда не произошло бы, если бы проповедь велась исключительно силами апостолов и поставленных ими пресвитеров. Практика всеобщего священства отнюдь не стала достоянием прошлого – примеры такого подхода к благовествованию, к призванию христианина мы можем видеть и сегодня. Почему на рубеже XIX и ХХ столетий в России столь успешно распространился баптизм, а сегодня не менее успешно распространяется пятидесятничество? Именно потому, что практически каждый участник этих общин является благовестником. Плод налицо – умножается число общин, умножается число их участников, чего о нас, к сожалению, сказать нельзя. Что ж, там, где действительно есть верность Христу, там, где к пребыванию с Ним и в Нём действительно стремятся и не стесняются рассказывать об этом, там возможно многое. Но что такое сия верность, которую мы столь часто вспоминаем? Просто доверие Христу? Нет, нечто большее. Это захваченность Христом. Захваченность такой силы, что человек действительно полностью отдаёт себя Ему. Это не значит, что нужно уходить в монастырь, это не значит, что надо ходить с постным лицом и заматывать себя в длинные юбки и платки – унылое начётничество и одежда к Богу не приближают. Захваченность Христом означает, что всё, что человек делает, он делает во имя Божие и с Его благословением, смотря на мир и происходящее в нём Его глазами. Когда сие есть, то возможным становится многое, в том числе чудеса и знамения. «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принёс вас к Себе». Господь сотворил многие и великие чудеса не только в Ветхозаветный, но и в Новозаветный период истории. Они есть там, где есть верность. Так было, так есть и так будет.
Бог делает к нам шаг, демонстрируя Свою силу и давая обетование благодати. Теперь мы должны сделать или не сделать ответный шаг, т.е. либо стать верными Божиими, либо не становиться ими. Сидеть на двух стульях не получится. Надо быть или холодным или горячим. Ибо сказал Господь: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Вера ведёт к спасению. Внешняя церковность, не являющаяся выражением веры, не ведёт никуда, кроме преисподней.
Моисею было сказано: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля». Слушаемся ли? соблюдаем ли? Всё ли что делаем, делаем во имя Божие? И всё ли что делаем, может быть посвящено Богу? На всё ли что делаем, можем испросить благословения? Господь освящает Своих верных, но никогда не будет среди нас никакой святости, если не будем блюсти и поддерживать таковую. Произнося Молитву Господню, мы говорим «да святится имя Твоё». И этим прошением мы просим вовсе не о том, чтобы имя Божие было свято само по себе, ибо оно свято и без наших прошений. Мы просим о том, чтобы оно святилось нами в повседневном бытии, потому что именно в повседневности должна находить своё воплощение наша принадлежность к числу Божиих избранников. Причём было бы абсурдом полагать, что с 10 до 19 часов можно принадлежать Богу, а в остальное время принадлежать самим себе. Кто хочет быть избранником, тот должен быть им постоянно – в великом и в малом, в каждый час, в каждый день.
Все беды Церкви – и старые и новые - являются последствием того, что многие её члены утратили освящённость, перестали ощущать себя священниками Господа, стали жить не для Бога, а для себя, и вместо свидетельства о Небесном Отце стали являть обычное мирское нечестие. Но с такими людьми происходит то же самое, что с обедневшими дворянами в Англии, которые, опустившись ниже определённого имущественного уровня, утрачивали дворянское достоинство и становились простолюдинами. Потому и сказал Христос: «Не всякий, говорящий Мне «Господи, Господи» войдёт в Царствие Небесное.
Мы призваны к святости, к верности Богу. Будем же бережно хранить эту верность, ибо тот, кто теряет верность, перестаёт быть священником и служителем и в случае упорства в нечестии теряет и спасение. Будем бережно хранить верность Господу и творить волю Его. И если пребудем в сём, то увидим удивительные вещи – мы увидим Божью силу, действующую в нас и через нас. И ещё мы увидим, как Господь понесёт нас на крыльях, как некогда нёс народ Израиля, дабы в конечном счёте вознести нас в Своё царство. Так написано и так будет сделано. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Мая 2023 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
29 Мая 2022 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
16 Мая 2021 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
24 Мая 2020 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
02 Июня 2019 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
13 Мая 2018 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
28 Мая 2017 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
08 Мая 2016 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
17 Мая 2015 - Exaudi (Пастор Д. Лотов)
27 Июля 2014 - 6 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Июня 2014 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
12 Мая 2013 - 6 воскресенье после Пасхи – Exaudi (Пастор Д. Лотов)
20 Мая 2012 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
05 Июня 2011 - Exaudi – 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)
20 Мая 2010 - На неделе Exaudi (Пастор Д. Лотов)
04 Мая 2008 - Exaudi - 6 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)