МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Января 2022 года
1 воскресенье после Богоявления
Мф.3, 11-12
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин по-нести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым.
Сегодня, в первое воскресение после Торжества Богоявления, мы празднуем Крещение Господне. Сознание автоматически связывает слово «крещение» со словом «крест», однако это особенность русского языка, не свойственная оригинальному греческому тексту. В таковом стоит слово, не имеющее ничего общего с крестом и означающее «омовение водой». В самом деле, то действие, которое совершал на Иордане Иоанн Креститель; действие, о котором мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея, никоим образом не было связано со смертью Господа на Голгофе. Омовение водой было частью традиционной духовной практики Израиля и означало очищение от грехов, возвращение в полноту Божьего народа, восстановление пригодности для служения Богу. На протяжении жизни человека этот обряд совершался многократно. Но вот, на смену Ветхому Завету пришёл Новый, сохранивший многие прежние действия, но наполнивший их совершенно иным смыслом. Сохранилось и омовение водою, но теперь оно стало именно крещением, соприкосновением с крестом Господа, дающим возможность проследовать за Ним через смерть и страдания к воскресению и славе. Крещение – великое Таинство, очищающее чело-века от грехов прежней жизни и вводящее его в народ Божий. В нём даётся дар общения Св.Духа, возможность общения с Богом без посредников. Казалось бы, что может быть лучше? Но не всё так просто, ибо говорит Иоанн Креститель: «12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым».
Нынешний мир движется ко дню Второго Пришествия, каковое станет исполнением и завершением всего начатого в Первом. А Первое Пришествие стало моментом, разделяющим людей на оправданных и осуждённых, на спасённых и проклятых. Сие разделение совершается отнюдь не Богом – люди делают это сами. А разделителем становится отношение ко Христу, Его принятие либо отвержение. Как сказано в Писании, «верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён…» Отношение людей ко Христу определяет отношение к ним со стороны Бога. Пока Иисус жил в Назарете, как частное лицо, отношение к Нему могло быть каким угодно. Но после Его прихода на Иордан, после Его явления как Мессии это стало невозможным. Никакой нейтральности по отношению к Нему быть не может – или ты с Ним, или ты против Него. И в том и в другом случае результат будет со-ответственный. «12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым». Иоанн обращался к иудеям, но его слова полностью актуальны для нас. Иудеи были Божьим народом, гумном Господа, но и мы – народ Божий. Поэтому и мы – Его гумно, которое Ему надлежит очистить, отделив зерно от соломы. Но ведь у нас всё хорошо. Мы ведь приняли Мессию и крестились во имя Его. Разве мы не зёрна, заслуживающие житницы? Неужели с этим могут быть какие-то проблемы? Могут, потому что отношения с Богом не строятся на основании формальных актов и внешних действий. Ему нужна реальная, а не формальная принадлежность, т.е. определённое состояние души, преобразившейся под воздействием Св.Духа. Вот почему очищение гумна, отделение зёрен от соломы, о котором возвещает Иоанн Креститель, совсем не так просто и однозначно, как кому-то может показаться.
«…лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё». Ещё раз: что такое гумно Господа? Его народ. В этом народе есть как пшеница, так и солома. Кто мы – то или другое? Понятно, что всем хотелось бы быть пшеницей и многие себя таковой безусловно полагают. Но насколько основательно такое предположение, вот в чём вопрос. Ведь, как уже было сказано, принадлежность Христу, следование за Ним, единство с Ним не во внешней символике. Единство со Христом – это пребывание в Его воле, пребывание в указанной Им системе ценностей. Сие пребывание находит выражение в образе жизни, определяемом любовью и служением. А основанием для всего этого является святое Крещение, воссоединяющее с Господом и открывающее путь в вечность. О нём нельзя забывать: ни о том, что оно даёт, ни о том, к чему обязывает. Увы, забывают. Я думаю, все ещё помнят ситуацию в Екатеринбурге, когда РПЦ возжелала строить церковь на территории сквера в центре города, а местное население с таковым желанием не согласилось. Вылилось всё это в силовое противостояние, в ходе которого епархия пыталась отстоять свои позиции посредством тренированных мордоворотов, выпущенных одним из спонсоров предполагавшегося строительства. По счастью, обошлось без жертв, но сама ситуация весьма показательна – вместо любви и служения люди, считающие себя защитниками интересов Церкви, явили агрессию и ненависть. О каком христианстве тут можно говорить? И в чём вера человека, натравившего на ближних своих вышибал? Следование за Христом то и дело ставит перед выбором и не всегда этот вы-бор прост. Не сомневаюсь, что в рядах Росгвардии и омоновцев есть люди, считающие себя верующими. Но каким образом их вера сочетается, например, с силовым разгоном людей, выступающих против творящихся несправедливостей, а то и беззакония? Выбор за Христа или против Христа приходится делать очень часто, хотя в большинстве своём это не столь острые ситуации как те, о которых я говорил. Но, каковы бы они ни были, в каждой из них надо выбирать между пшеницей или соломой. Только не надо думать, что являющиеся пшеницей есть некие без-грешные праведники. Вовсе нет. Они тоже ошибаются и падают. Но, в отличие от соломы, они не считают грех нормой бытия и потому стараются с Божией помощью очищаться от той мерзости, которая так или иначе прилипает по мере про-движения по дороге жизни, подобной деревенскому просёлку после дождя.
«12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым». Мы, крещёные во имя Христа, есть Его гумно, подлежащее очистке. Каждый день мы делаем выбор, определяющий, кем мы будем пред лицом Господним: пшеницей или соломой. И чтобы этот выбор был правильным, не надо забывать, к чему призывает и к чему обязывает святое Крещение. Господь явил великую милость, открыв перед нами дорогу в вечность. Посему постараемся сохранить Ему верность, быть с Ним, а не против Него, дабы в свой час стать доброй пшеницей в Его житнице. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Января 2021 - 1 воскресенье по Богоявлении – Крещение Господне (Пастор Д. Лотов)
12 Января 2020 - 1 воскресенье после Богоявления. Крещение Господне. (Пастор Д. Лотов)
13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор Д. Лотов)
08 Января 2017 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
10 Января 2016 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
12 Января 2014 - 1 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
13 Января 2013 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
08 Января 2012 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)