МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Января 2016 года
1 воскресенье после Богоявления
Деян.8, 26-39
Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошёл. И вот, муж Эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Эфиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к колеснице. Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца веден он был на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих; в уничижении Его суд Его совершится, но род Его кто разъяснит? Ибо взъемлется от земли жизнь Его». Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? О себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
Сегодня, в первое воскресенье по Богоявлении, Церковь вспоминает о крещении Иисуса на Иордане. Это поистине мистическое событие, в котором так или иначе явили Себя все три ипостаси Бога. Впрочем, оно знаменательно не только таковым явлением, но и тем, что Крещение на Иордане отделило время жизни Иисуса, как частного лица, от времени Его служения. Однако, невольно возникает такой вопрос: если Господь Иисус есть Единосущный Сын Божий, т.е. Истинный Бог, то зачем Ему было нужно какое-то особенное действие для начала служения? Почему Он не мог просто начать таковое? Неужели, обладая всей полнотой Божественной мощи, Он нуждался в каких-то дополнительных силах? Не случайно еретики, отрицающие единосущие Отца и Сына, утверждают, что при рождении Иисус был обычным человеком, а подобным Богу стал только по благодати как раз в момент крещения на Иордане в результате схождения Св.Духа. Далее. Вспоминая о случившемся на Иордане, давайте ненадолго отрешимся от слова «крещение». Во-первых, потому, что действие, совершённое Иисусом, не имело никакого отношения ко кресту. Во-вторых, понятия «крещение» и «крест» как однокоренные, являются особенностью русского языка. В греческом же тексте стоит слово, означающее «омовение». Так вот, омовение, совершённое Иисусом на Иордане, с внешней стороны вовсе не было чем-то необычным. Иудеи совершали таковое весьма регулярно в знак очищения от грехов. Но именно Иисус не нуждался ни в каком очищении, потому что был подобен нам во всём кроме греха. Тогда зачем Ему потребовалось это омовение? Знак для Иоанна? Но Иоанн и сам недоумевал и говорил: Тебе ли креститься от меня? Да и Св.Дух мог снизойти и без омовения. Так зачем оно?
Надо сказать, что во время Своего земного служения Господь неоднократно совершал действия, совершенно не нужные лично Ему, но зато чрезвычайно нужные и важные для шедших за Ним, для уверовавших в Него. Благодаря этим действиям верующие знали, каким путём им надлежит идти в будущем. Вот, например, первая Евхаристия, совершённая Спасителем во время Пасхальной вечери. Ему она не требовалась, но мы имеем в ней глубочайшую нужду, и Он показал, что именно надлежит делать, присовокупив к этому повеление «сие творите». В крещении на Иордане происходит нечто подобное. Иисус был Истинным Богом от вечности, а, следовательно, в момент воплощения Он также был Им. Соответственно, Он обладал всей полнотой Божественного могущества и ни в каких инициирующих действиях не нуждался, однако, совершив омовение на Иордане, Он тем самым явил прообраз для грядущего. А впоследствии, назидая апостолов, дал важнейшее обетование: «кто будет веровать и крéстится, спасён будет».
Сегодня в Книге Деяний мы прочитали об одном из первых крещений. И что же! Произошедшее до чрезвычайности похоже на совершившееся при Иордане. И, что самое главное, точно также, как и тогда, после возлияния воды на голову крещаемого, на него сошёл Св.Дух. То, что Иисус явил в прообразе, происходит с теми, кто следует за Ним. А что, собственно, происходит? Происходит великая тайна приобщения к новому бытию, в котором ты становишься не только грешником, но и святым; в котором ты с одной стороны остаёшься прежним, но в то же время в тебе появляется нечто принципиально новое, ибо, хотя все твои прежние свойства остаются при тебе, но ты соприкоснулся с вечностью, был принят Богом в число Его избранников, и на тебе почил Дух Божий. А это не такое событие, которое возможно не заметить, даже если Дух нисходит незримо, а не в виде огненных языков, как это случилось с апостолами в День Пятидесятницы. Обратите внимание, что, когда эфиопский вельможа был крещён и на него снизошёл Св.Дух, он продолжал свой путь, радуясь. Уверяю вас, речь идёт не об обычной радости, происходящей от мирских причин, а о совершенно особенном состоянии, вызванном прямым прикосновением Бога. Я вспоминаю день своего крещения, который очень хорошо запомнил, т.к. мне тогда было 24 года. Оно было абсолютно лишено внешней красивости, т.к. совершалось при закрытых дверях. Хотя Москва от Латвии далеко, а Вентспилс в те времена отнюдь не был туристическим городом, но всё же было лучше не рисковать. И вот, когда Таинство было совершено, когда я вышел из церкви, то ощущение было такое, будто идёшь не по земле, а сантиметрах в 20 над ней. Когда мой напарник, который не имел ни малейшего представления о моих намерениях, увидел меня, то спросил, что случилось? Т.е. произошедшее оставило видимый след. Всё существо было насквозь пронизано ликованием, и я очень хорошо понимаю, почему св.Лука при описании крещения эфиопского вельможи, написал, что тот продолжал путь радуясь. Так откуда радость? Почему радость, а не что-то другое? Потому что в крещении нас касаются любовь и милость Бога. Именно эти свойства Он даёт почувствовать прежде всего. Бог может быть разным, очень разным. Он может быть страшен, как поядающий огонь; Он может быть настолько силен в Своём величии, что ты падаешь на пол, не в силах поднять головы перед этой невообразимой мощью. Но в крещении нам являются не сила и величие, а любовь и милость – то самое, что Бог явил нам в пришествии Христа – то самое, что ожидает нас в Его Царстве. А ведь именно крещение открывает нам путь, к оному Царству ведущий. То, что переживается в крещении здесь и сейчас, есть отблеск будущего в настоящем. Там Бог будет с нами, но Он с нами и сейчас – уже сейчас через Св.Духа Он утешает, наставляет, оберегает, направляет. И самое обидное в том, что кругом масса людей, имеющих этот дар, но игнорирующих его; соприкоснувшихся с вечностью, и совершенно забывших об этом соприкосновении. Их бесконечно жалко, потому что они грабят сами себя; они лишают себя света, напоминающего об истине, о великой любви, и милости и благости Бога. Бог дал людям свободу воли и не нарушает её, но глупо не пользоваться тем, что имеешь. Из всего этого следует несколько важных моментов.
Нам не следует забывать о своём крещении и постоянно обращаться к нему, как к отправной точке, определяющей последующее бытие. Мы – не обычные люди. Мы - дети Божьи, Его избранные, участники Его обетований. Это прежде всего. Далее. Положим, что кто-то был крещён в детстве и не помнит, что и как происходило, но разве милость и любовь Бога в этой жизни больше не ощущались? В крещении человек встречается с этой любовью и милостью впервые, но первый раз не значит единственный. Мы призваны постоянно обращаться к таким моментам, к явлениями благодати Господа, чтобы жизнь вновь и вновь озарялась светом вечности. И ещё. Мы должны напоминать об этой благодати не только себе, но и другим – тем, кто забыл о ней; тем, которых сейчас так много. Такова внутренняя миссия Церкви, т.е. миссия, направленная на формальных её членов, дабы они вспомнили забытое, ощутили благодать Бога и обратились к Нему в полной мере; дабы подобно эфиопскому вельможе, они возрадовались, повернулись от ненависти к любви и пронесли сию радость и любовь через все свои дни на этой земле. «…и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошёл на евнуха … и продолжал путь, радуясь». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Января 2022 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
10 Января 2021 - 1 воскресенье по Богоявлении – Крещение Господне (Пастор Д. Лотов)
12 Января 2020 - 1 воскресенье после Богоявления. Крещение Господне. (Пастор Д. Лотов)
13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор Д. Лотов)
08 Января 2017 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
12 Января 2014 - 1 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
13 Января 2013 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
08 Января 2012 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)