МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Января 2013 года
1 воскресенье после Богоявления
Мф.4, 12-17
Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришёл и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Смена исторических парадигм, смена эпох происходит по-разному. Иногда она происходит в результате каких-либо крупных общественных потрясений, революций или войн, когда новый уклад, новая система общественных отношений врывается в жизнь зримо и грубо. Но бывает и так, что новое входит совершенно неприметно. Ты думаешь, что всё идёт, как и прежде, но на самом деле уже началось нечто совершенно иное. Вначале оно присутствует и растёт скрытно, затем всё более явно и, наконец, становится полностью явным и очевидным, вызывая всеобщее изумление. Именно так произошла смена эпох Ветхого и Нового Заветов. На их рубеже стоит Иоанн Креститель – последний пророк Ветхого Завета. Ко времени Иоанна пророческий голос не звучал в Израиле уже несколько столетий, поэтому его проповедь с самого начала вызвала широкий отклик: к нему шли со всей Иудеи, его посетила особая делегация из Иерусалима и, наконец, он был арестован и казнён по личному приказу Ирода. Даже внешний вид Предтечи поражал воображение соплеменников. Не случайно на иконах его изображение очень похоже на изображение пророка Илии. Проповедь Иоанна вызвала широкий отклик, но Тот, о Ком эта проповедь возвещала, пришёл совершенно неприметно. В отличие от Иоанна Спаситель не потрясал воображение ни внешним видом, ни образом жизни. Не случайно именно Иоанна официальные посланцы Иерусалима спросили, не Мессия ли он. Иисусу никто из духовных лидеров Иудеи такого вопроса не только не задавал, но даже и не думал задавать. Тем не менее, именно с Иисусом в жизнь мира вошло нечто совершенно новое - Новый Завет благодати. Заключение Иоанна в темницу означает, что граница времён осталась позади – Иисус начинает проповедовать. Содержание Его проповеди евангелист передаёт одной фразой: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Всего одно предложение, но, тем не менее, в нём заключена новая реальность, новый путь, новая жизнь.
Со времени грехопадения человека Царство Небесное стало настолько далёким и недосягаемым, что, в конце концов, было утрачено самое понятие как о нём, так и о его Творце – Едином Истинном Боге. На протяжении долгих веков человечество пребывает в идопоклонстве, вместо Бога воздаёт хвалу обожествлённому творению и назидается баснями. Бог открылся Аврааму и заключил с ним Завет, а произошедший от Авраама избранный Богом народ получил Закон. Но приблизил ли его этот Закон к Небесному Царству? Нет, потому что закон неисполним. Спасение не определяется балансом добрых и злых дел. Нет никакого лимита святости, выполнение которого открывает доступ на небеса. Есть только два состояния: праведности и неправедности, причём любой грех, т.е. любое отступление от Божьей воли ввергает в состояние неправедности, о чём возвещено через пророка: «Праведность праведного не спасёт его в день преступления его». Каковы же в таком случае шансы достичь Царства Божия, если для этого достижения нужно исполнить закон в полной мере, т.е. пребывать в состоянии праведности постоянно? Нулевые. И никакие ритуальные акты не помогут в этом достижении, потому что смысл отношений с Богом не в ритуалах, а в исполнении Его воли. Иудеи пошли ложным путём, возведя ритуалы в абсолют и пытаясь угодить Богу посредством их исполнения, потому что Бог не нуждается в них. Он хочет от нас иного. И вот, для чтобы вывести людей на правильную дорогу; для того, чтобы они поняли, что же именно требуется, Бог во ипостаси Христа является Сам. Совершается Богоявление. Оно совершается, чтобы вывести и избранный народ, и весь мир из тупика, в котором он оказался, потому что сами по себе люди оказались не в состоянии познать истину. Именно поэтому Христос возвестил, что Небесное Царство, Царство Бога приблизилось. Оно приблизилось к нам в Его личности, приблизилось настолько, насколько это вообще возможно для видимого мира. Христос пришёл к нам, чтобы открыть нам истину, открыть путь в Небесное Царство, открыть путь в новое творение, которое в свой час придёт на смену нынешнему. Во Христе и через Христа Его ученики получили возможность прикоснуться к грядущей вечности.
В момент Вознесения земное служение Спасителя завершилось. Означает ли это, что Царство Небесное снова стало столь же далеко и недоступно, как до Его явления миру? Нет, Небесное Царство осталось с нами, так как и Христос остался с нами. Он не пребывает с нами так, как пребывал с учениками на протяжении трёх лет их совместных странствий, но, тем не менее, Его присутствие среди Его народа, Церкви, продолжалось. Прервалось ли общение с Ним учеников после Его Вознесения? Нет. Он продолжал пребывать с ними, направляя их в их служении и укрепляя на пути, которым они шли. Прикасаясь к Нему, они прикасались к приблизившемуся в Нём Небесному Царству и в этом прикосновении обретали силы для дальнейшего служения.
Мы не должны чувствовать себя обделёнными из-за того, что не были, подобно апостолам, самовидцами Христа. Во-первых, Сам Спаситель назвал не видевших и уверовавших блаженными. А во-вторых, точно также, как и ученики после Вознесения, мы можем прикоснуться к Иисусу и к Его Царству через Его Слово, через молитву, приобщение Св.Тайн, через общение святых. И так же, как и апостолы, мы можем почерпнуть в этом прикосновении великую силу. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Оно приблизилось. Приблизилось и не ушло. Оно осталось с нами. К нему мы обращаемся, когда крест жизни становится тяжким, потому что соприкосновение с вечностью даёт силы, помогающие нести его и не изнемочь под его тяжестью. Мы обращаемся к Небесному Царству, чтобы понять, что и как делать, потому что истинную значимость, истинный масштаб видимой реальности можно понять, только если смотреть на неё сквозь реальность Небесного Царства. Многие не хотят этого делать, а потому принимают кучку земли за гору, а лужу за океан. О таковых можно только сожалеть и по мере сил способствовать их духовному прозрению, дабы они познали истину и не расходовали жизнь на то, что совсем не стоит расходов.
Царство Небесное приблизилось, и чем сильнее мы стремимся к единству со Христом, тем теснее будем с ним соприкасаться. И однажды настанет день, когда это приблизившееся Царство придёт во всей силе, став единственной реальностью. Когда это случится, мы обретём полноту того, в чём сейчас можем пребывать лишь отчасти. Мы ждём Пришествия Небесного Царства, мы ждём Пришествия Христа. А пока длится сие ожидание, будем радоваться тому, что имеем и не будем позволять ничему и никому отторгать себя от грядущей вечности. И в первую очередь не будем позволять этого самим себе. Ведь в каждый день бытия мы так или иначе нарушаем волю Бога. А грехи, вне зависимости от того, велики они или малы, подобны камням, из которых складывается стена, отгораживающая нас от Бога и Его Царства. Поэтому в каждый день бытия мы должны посредством покаяния разрушать эту стену, не давая ей возможности лишить нас участия в жизни будущего века. Так говорит Господь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Января 2022 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
10 Января 2021 - 1 воскресенье по Богоявлении – Крещение Господне (Пастор Д. Лотов)
12 Января 2020 - 1 воскресенье после Богоявления. Крещение Господне. (Пастор Д. Лотов)
13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор Д. Лотов)
08 Января 2017 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
10 Января 2016 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
12 Января 2014 - 1 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
08 Января 2012 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)