МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Января 2014 года

1 воскресенье по Богоявлении


1Ин.5, 9-13

Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

Довольно давно, ещё в брежневские времена, меня глубоко поразила газетная заметка, сообщавшая, что при происходившем тогда обмене партийных документов членский билет КПСС №1 был выписан на имя Ленина. В сознании совершенно не укладывалось, каким образом и для какой цели нужно выписывать документ на человека, который умер несколько десятков лет назад и ни в каких документах не нуждается. Потом я понял, что это вполне логичная часть системы воззрений, в которой были: изречения типа «Ленин жив, Ленин будет жить», переименования городов и городских районов в честь почивших членов политбюро и каменно-скульптурный парад на Новодевичьем кладбище. Эта система называлась «увековечивание памяти». Она была попыткой присяжных безбожников хоть как-то, хоть за что-то зацепиться на этой земле. На фоне их категорического неприятия идеи жизни после смерти это стремление тем или иным способом прислониться к вечности выглядело довольно странно. Вот уж поистине, на словах одно, на деле другое. Но даже последовательному, убеждённому безбожнику трудно и даже невозможно вытравить из себя то, что постоянно напоминает о себе, что является неотъемлемой частью каждого человека – душу. Что такое душа? Во 2-ой главе Книги Бытия сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Душа - это дыхание Бога в нас, частица Его бессмертия, которая не может умереть, поэтому и сказал св.Ап.Павел, что жизнь не отнимается, но только лишь изменяется. Даже примитивные народы, не имевшие никакого откровения, кроме природного, и те чувствовали, что физическая смерть не означает прекращения бытия. Хотя в своих представлениях о вечности они не поднимались выше несколько улучшенного варианта жизни на земле. Впрочем, как раз в этом ничего удивительного нет. Человеку трудно представить непредставимое. Именно поэтому вечность была не более чем улучшенным вариантом видимой реальности даже для высокоразвитых язычников. И даже иудеи, получившие через пророков откровение о грядущем воскресении, остались в рамках старых представлений. Но вот, в этот мир пришёл Иисус, возведший нас на новую ступень Божественного откровения и возвестивший напрямую то, о чём раньше говорил лишь через посредников-пророков: смерти нет. Вернее сказать, она есть, но её сила не абсолютна. Она может разделить душу и тело, но уничтожить душу она не в состоянии. Когда же настанет день воскресения мёртвых, смерть будет преодолена, а в пришедшем в силе и славе Божьем Царстве полностью уничтожена. Таким образом наше будущее – это торжество жизни. Какой будет сия грядущая жизнь – не знает никто, потому что, в отличие от расхожих представлений, она совершенно не похожа на нынешнее бытие и не является его улучшенной формой. Условия Царства Божия настолько отличаются от нынешних, что любые попытки представить себе бытие в нём буду в лучшем случае уродливой карикатурой. Например, благодаря Откровению Христа мы знаем, что в Царстве Божием нет греха, зато Бог есть всё во всём, т.е. всё обретается в гармонии, утраченной в грехопадении. Как можно представить себе жизнь без греха, если нынешняя жизнь пронизана грехом насквозь? Как можно представить себе жизнь в гармонии с Богом и со всем творением, если в пределах этого мира такая гармония в принципе недостижима? Существует легенда о двух монахах, которые договорились о том, что тот, кто скончается раньше, известит своего собрата о том, что ему открылось на другой стороне. И вот, когда один из них умер, то действительно явился другому монаху и сказал ему только два слова: totaliter aliter (во всём иначе). Грядущее непредставимо, но оно прекрасно, ибо не содержит зла, отравляющего видимый мир. Весть, которую принёс нам Христос, является Благой Вестью, Евангелием, в том числе и потому, что говорит во-первых, о принципиальной доступности Царства Божия для каждого человека; а во-вторых о том, что сие Царство уже приблизилось к нам, ибо вечная жизнь сокрыта в личности Иисуса Христа. О чём и написал нам св.ап.Иоанн, «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его».

Понятия жизни и смерти в Св.Писании имеют несколько иное значение нежели в повседневном обиходе. Они не означают наличие или отсутствие бытия, ибо, как уже было сказано, жизнь не отнимается, но только лишь изменяется. Поэтому речь идёт не о бытии как таковом, а о его качестве. Спасение есть бытие в Боге, проклятие и смерть есть жизнь вне Бога. Откровение Нового Завета говорит, что бытие вне Бога исполнено мучений. Точно также, как мы не можем сегодня вообразить, какой будет жизнь в Царстве Божием, мы не можем вообразить, на что будет походить существование проклятых. Однако, вполне достаточно того, что Иисус об этом состоянии не говорил ничего хорошего. Благая Весть многогранна. Ещё одна её составляющая говорит нам, что для спасения и участия в Божием Царствие вовсе не требуется совершать былинные подвиги – нужно просто поверить Иисусу, довериться Ему и воссоединиться с Ним не в будущем, а уже сейчас. Более того. Воссоединение в Ним в будущем возможно лишь постольку, поскольку оно уже совершилось в настоящем. Никакого иного пути к вечности нет. Другие религии пытаются претендовать на истину, на то, что и они знают путь к вечности. Но все их претензии разбиваются об услышанное сегодня слово св.ап.Иоанна: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни». Нет жизни помимо Христа, невозможно обрести жизнь помимо Христа. И если Он, желая нашего спасения, Сам указал путь, которым можно придти к Нему, то никакого другого попросту нет. Возможно, этот путь далеко не самый привлекательный, но он есть путь истины и жизни, и этим всё сказано. Почему он не самый привлекательный? Потому что отличен от путей мира, на которых господствуют совершенно иные приоритеты. Мир сосредотачивается на том, чтобы брать; христианин на том, чтобы отдавать; мирской человек служит в первую очередь самому себе, христианин служит Богу и ближнему. Ведь для воссоединения со Христом нужно максимально уподобиться Ему, а Христос – это высшее выражение жертвенной любви. Именно такую жертвенную любовь Бог хочет видеть в Своих верных. «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь». Кто такой имеющий в себе Сына? Это тот, кто смотрит на мир и на людей глазами Христа и поступает так, как поступал Христос. Это то самое состояние о котором сказал св.ап.Павел: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос».

Если вы аккуратно положите в кружку с горячей водой пакетик с заваркой и не будете ничего трогать, то увидите, что заварка обособилась от воды и не перемешивается с нею. Такая картина свойственна многокомпонентным жидкостям. Человеческое общество похоже на них, ибо люди склонны обособляться друг от друга в пределах созданных ими общностей. Даже Церковь умудрилась разделиться. Не так давно один из наших прихожан прислал мне короткий мультфильм «Еретик», в котором показывается, как человек собирается бросаться с моста, но его останавливает женщина, вступающая с ним в разговор, чтобы переубедить его. Выясняется, что они оба верующие, христиане, протестанты, баптисты и т.д. Но когда оказывается, что он принадлежит к одному направлению баптизма, а она к другому, она с воплем «еретик!» самолично спихивает его в реку. Весьма выразительная аллегория. Но если мы смотрим на мир глазами Христа, то мы не можем обособляться ни от кого, потому что Господь взошёл на крест за грехи всего мира. А это значит, что каждый человек имеет возможность войти в Царство Божие через исполнение нами нашего христианского призвания – благовествования, ибо Господь открывает путь к Царству для каждого уверовавшего. Веруют же не в православие, не в лютеранство и не в баптизм, но в Иисуса Христа и спасающей силой обладает именно эта вера, а не та или иная историческая традиция. Во время Своего земного служения, являя делом пример для учеников, Иисус не пренебрегал никем и возвещал Слово Жизни мытарям, блудницам и грешникам. Причём делал сие с любовью, а не с брезгливостью. Поэтому тот, кто хочет жить, уподобляясь Христу, должен быть открыт для каждого человека, кем бы тот ни был.

Пути дьявола выглядят куда более привлекательно. То, что предлагает дьявол, находится в полном соответствии с человеческой греховностью, возведенной в ранг закона. Но на этих путях нет Христа. А, следовательно, и жизни. Потому что не может быть жизни там, где нет Христа. И этого вполне достаточно для того, чтобы оставить пути дьявола в пренебрежении. «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

09 Января 2022 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
10 Января 2021 - 1 воскресенье по Богоявлении – Крещение Господне (Пастор  Д. Лотов)
12 Января 2020 - 1 воскресенье после Богоявления. Крещение Господне. (Пастор  Д. Лотов)
13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор  Д. Лотов)
08 Января 2017 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
10 Января 2016 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
13 Января 2013 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
08 Января 2012 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)