МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Августа 2018 года

10-е Воскресенье после Троицы


Рим 11:17-24
Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силён опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.

Дорогие братья и сестры!
Взаимоотношения христиан и иудеев — тема очень сложная. Если не сказать “взрывоопасная”. Отношения между этими исповеданиями во все времена были очень сложными. Но все же рискнем немного порассуждать на эту тему.

Позволю себе начать издалека. В Псалме 32, который нашей церковью рекомендован к чтению на сегодняшний день есть очень необычные, на мой взгляд, слова. Там сказано: “Блажен народ, у которого Господь есть Бог” (Пс 32:12). Если вдуматься, звучит это очень странно. В самом деле, разве есть какие-то еще “боги”, кроме Единого, Всевышнего Творца неба и земли - того самого, который в Синодальном Переводе назван "Господом"? Ведь в нашей христианской системе координат “Господь” и “Бог” это синонимы. Это, наверное, все равно, что сказать: “блажен человек, у которого машина есть автомобиль”.

Отчасти проблему с этим отрывком можно разрешить, если вспомнить, как доктор Лютер в своем Большом Катехизисе толковал первую заповедь: наш Бог - это Тот, на Кого мы уповаем, на Кого мы возлагаем все наши надежды, Кого мы считаем центром нашего бытия. Ну что же, если принять такое толкование, то народ у которого Господь есть Бог - действительно блажен. Если некий народ сделал центром своего бытия именно Единого и Истинного Бога - того самого Вседержителя, который сотворил небо и землю - такой народ действительно можно считать счастливейшим из всех народов земли. Ведь он, в отличие от всех прочих народов, обращается напрямую к самому Творцу Вселенной.

Теперь давайте вспомним те обстоятельства, в которых начались взаимоотношения Израиля и Всевышнего Творца. Что же получается: блажен народ, который из всего доступного ему на тот момент разнообразия богов, божков, полубогов и т.д. древнего мира выбрал служить именно Единому и Истинному Богу? Блажен народ, который, так сказать, не ошибся с выбором?

Не совсем так. Потому что если посмотреть на то, как продолжается текст 32-го псалма, мы видим несколько иную картину. Вот, что там сказано: “Блажен народ, у которого Господь есть Бог, племя, которое Он избрал в наследие Себе”.

Ключевые слова здесь - “Он избрал”. Мы видим, что инициатива этого избрания исходит не от народа, но от Бога. Это не народ Израилев выбрал служить Единому и Истинному Богу. Это Единый Бог избрал для себя, “в наследие Себе”, народ Израилев. А кстати, если вспомнить с чего началась история этого народа - с призвания Авраама - правильнее будет сказать, что Бог создал народ Израилев в наследие Себе.

Итак, Бог избирает для Себя народ Израиля. Теперь вопрос: что означает это избрание? Означает ли это, что к одному народу (или одному племени) на нашей планете Бог относится лучше, чем ко всем остальным? Ну что же, Божье избрание действительно предполагает, особое отношение Бога к тем, кого он избрал. Предполагает милость к ним, заботу о них, благоволение к ним. НО! Это избрание также предполагает повышенную ответственность этих избранных за все, что они в этом мире делают. Если уж народ избран, то ему следует, как было сказано в старой советской комедии, оправдать оказанное ему высокое доверие.

Но оправдал ли это доверие народ Израилев? Ответ на этот вопрос мы слышали сегодня во время чтения из книги пророка Иеремии. Господь показывает пророку простой бытовой образ: глину в руке горшечника. Но этот образ для того самого избранного народа становится грозным предупреждением. Господь говорит: «Вы, дом Израилев, в Моей руке – как глина, над которой властен горшечник. Я могу возвысить Вас, но если вы и дальше не будете слушаться Меня, я же могу отменить то добро, которым хотел облагодетельствовать вас» (Иер 18:9).

Через этот образ Господь напоминает Иеремии о том, о чем известно всякому, кто внимательно изучал Ветхий Завет: к сожалению, вся история избранного народа - это история периодического богоотступничества. Моисей еще не успел сойти с горы Синай, а народ уже просит Аарона “сделать им бога” (золотого тельца). Во времена Царств Господь через своих посланников - пророков - без устали напоминает израильтянам и иудеям чтобы они обратились от пустых и бездушных идолов к Единому Живому Богу!

И, наконец, своего рода «заключительный аккорд» этого отступничества – в отрывке из Евангелия от Луки, который мы сегодня услышали. Иудеи веками ждали Мессию — спасителя, избавителя, освободителя, лидера своего народа. И вот, в субботнее утро в одну из Капернаумских синагог заходит тот самый Мессия. Настоящий, живой. Он зачитывает соответствующие пророческие слова Исайи. И народ, по словам Евангелиста, видит и свидетельствует и дивится словам благодати, которые исходят из Его уст (Лк 4:22). Но вот когда он начинает обличать народ - его сразу же хотят убить. А после тот же народ, подстрекаемый своими религиозными лидерами, кричит об этом Мессии: «на крест его, на крест!».

Итак, большинство представителей избранного народа не оправдало оказанного ему доверия. Учениками и последователями Христа из них стали многие, но все же среди своих собратьев они были меньшинством. Но что это означает для нас — обращенных из язычников? Означает ли это, что теперь, раз уж Новый Завет пришел на смену Ветхому, к нам, бывшим язычникам, Бог благоволит больше, чем к обращенным из своего избранного народа Ветхого Завета? Значит, нам, язычникам, как говорится, больше достанется Божьей благодати?

Мне кажется, не следует так думать. Потому что как слова, которые изрек Господь пророку Иеремии были суровым предупреждением для иудеев, так и слова Апостола Павла, услышанные нами сегодня, звучат суровым предупреждением для нас: “Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привилась на место их и стала общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень – тебя. (…) Скажешь: “Ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верой: не гордись, но бойся” (Рим 11:17-20).

Да, иудеи (точнее, сказать, большинство иудеев) отступили от Бога, не приняв посланного Им Единородного Сына. Однако, если верить Апостолу, мы, обращенные из язычников, не вправе смотреть на них за это свысока. Потому что как в Ветхом Завете не народ «выбирает» себе Бога, но Бог избирает себе народ который несет перед ним ответственность и этот народ находится в Его власти (вспомним глину в руке горшечника!), так и на этапе Нового Завета избранность предполагает ответственность избранных перед Тем, Кто их избрал. Эта мысль лейтмотивом проходит через все апостольские послания: если мы избраны, искуплены Христом и запечатлены Духом Святым, то нам и жить следует по-новому: утверждаясь в вере и очищая нашу жизнь от греха.

И если мы, христиане действительно являемся новым избранным народом Божьим, то нам следует всегда помнить, что это не мы, так сказать, «монополизировали» доступ к Богу. Скорее наоборот: это Бог «монополизировал» нас. Если верно, что Бог избрал нас своим полномочным представительством в этом мире, то такое высокое доверие тоже (как и во времена ВЗ) предполагает повышенную ответственность за все, что мы делаем. Если использовать образ, который предлагает Апостол, не мы, веточки, держим корень. Это корень держит нас: «Они отломились неверием, а ты держишься верой: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» (Рим 11:20-22).

Превозносится не следует хотя бы потому, что неверие может отломить от Божьей маслины не только природные ветви. Неверие может отломить вообще любые ветви. И это суровое предупреждение касается не только нашего отношения к иудеям. Оно касается вообще всей нашей христианской жизни. И всякий раз когда нам хочется почувствовать себя выше или "праведнее" тех же иудеев или, например, наших более грешных братьев (или сестер) нам следует вспомнить эти слова Апостола: "…ты держишься верой: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя".

Ну что же, это грозное предупреждение нависает над нами грозным мечом Закона. Но есть ли для нас, в таком случае, надежда Евангелия? Безусловно, есть! Потому что основная мысль всего Послания к Римлянам: вера, которой мы держимся, это вера в Иисуса Христа, принявшего на себя грехи каждого из нас. И, привиться к Божьей маслине можно только через Иисуса Христа. Того самого Христа, который делом явил нам свою любовь, взойдя за нас на крест.

И если можно говорить о какой-то уверенности в спасении, то эта уверенность основывается не столько на том, что мы делаем для Бога, сколько на том, что Бог сделал для нас — послал в мир Своего Единородного Сына — чтобы те, кто уверует в Него наследовали Вечную Жизнь. “Но и те - говорит Апостол - если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более эти природные привьются к своей маслине” (Рим 11:22-23).

Да, говорит Апостол, надежда есть! Надежда есть для иудеев. Надежда есть для нас, бывших язычников. И не только для нас, но и для всех, кто отломился неверием, для всех неверующих в этом мире. Привиться к Божьей маслине отныне может каждый, кто верует в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя Мира. “Они - говорит Апостол - отломились неверием, а ты держишься верой. (…) Но и (они) если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их”. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 05.08.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

08 Августа 2021 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2020 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Августа 2019 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)