МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
31 Июля 2016 года
10 воскресенье после Дня Св.Троицы
Евр.3, 12-19
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но, доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота". Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие.
В своё время, при более близком знакомстве с баптистами, меня крайне удивила их уверенность в собственном спасении. Вернее сказать, их уверенность в том, что они уже спасены. Сильнее всего эта уверенность проявилась у моего знакомого – по вероисповеданию баптиста, но при этом много лет бывшего органистом в лютеранской церкви. У него образовалась опухоль в мозгу, от которой он в конце концов и умер. Перед кончиной ему предложили исповедаться и причаститься, но он отказался, мотивировав свой отказ тем, что он уже спасён, поэтому никакого дополнительного покаяния ему не надо, ибо, как только он перейдёт на ту сторону, то тут же окажется в Царствии Божием. Что ж, вполне логично – если ты уже спасён, то действительно, никаких дополнительных действий уже не нужно. Сходным образом мыслят кальвинисты, полагающие, что если Господь предизбрал кого-либо ко спасению, то такой человек уже несомненно спасён и ничто в этом мире не способно его указанной спасённости лишить. Если принять данное воззрение за выражение истины, то тогда действительно не нужны ни исповедь, ни Причастие. Можно даже не молиться, не ходить в костёл и даже свободно грешить. А почему нет? - ведь это ничего не изменит. Если ты уже спасён, то никакие твои действия не смогут лишить тебя этого спасения. Так что же: мы действительно уже спасены? Есть христиане, думающие именно так, но услышанные сегодня слова Св.Писания заставляют в этом усомниться: «мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца». Это означает, что спасётся только тот, кто до конца бытия в этом мире сохранит свою веру. В качестве примера, иллюстрирующего данное утверждение, приводится ситуация с израильтянами после их исхода из Египта. Они должны были идти прямой дорогой в землю, которую Господь обещал им во владение, но отказались туда идти, несмотря на прямое Божье повеление. И что получилось в результате? Ничего хорошего. Господь осудил израильтян на пребывание в пустыне до тех пор, пока не умрут те, кому на момент неповиновения было более 20 лет. В результате дорога в Ханаан, которая могла занять две-три недели, потребовала без малого 39 лет. Итак, из Египта вышли все. Вернее сказать, Бог вывел всех, но далеко не все вошли в Ханаан. Из всего старшего поколения только двое – Иисус Навин и Калеб – единственные, сохранившие верность Богу. О всех же остальных в Послании Евреям сказано: «Итак видим, что они не могли войти за неверие».
Бог во все времена один и тот же – так говорит нам Его Слово. Следовательно, Его отношение к людям также остаётся неизменным. Во времена Ветхого Завета Израилю была предложена милость, дававшая возможность выйти из Египта и, обретя свободу от рабства, войти в землю, обещанную Аврааму и семени его. В эпоху Нового Завета Бог также предлагает милость, только куда большую. Он вновь предлагает освобождение – но уже не из земного рабства, а из рабства смерти. А далее Он предлагает войти опять-таки не в какое-то земное, а в Его царство. Израильтяне приняли милость и воспользовались ей, выйдя из Египта. Сегодня люди также принимают милость Бога и воцерковляются. Но не все израильтяне вошли в Ханаан. Точно также, далеко не все крещёные войдут в Божье царство. По какой причине? По причине утраты веры. Но позвольте, как это может быть? Как может воцерковлённый человек утратить веру? Да и может ли? Может. Потому что вера – не имущество, которое можно заперть в кладовой. Это состояние души, а душа человеческая переменчива. И внешность может быть обманчива. Можно быть членом Церкви и даже бывать на мессах, но это ещё не значит веровать, потому что вера – это доверие Богу, а вот его как раз может и не быть. Человек может формально исповедовать Христа, но в реальности жить своим умом, полагаясь не на Бога, а на себя и принимать решения, основываясь не на воле Господа, а на своей собственной. Израильтяне, отказавшиеся идти в Палестину, не говорили, что не признают Бога. Они Его как раз признавали. Но отказ исполнять Его повеление они мотивировали так: не пойдём, потому что нам придётся противостоять сильным народам, которые нас перебьют. Бог, выведший их из Египта через расступившееся море, сказал им, что предаст народы Палестины в их руки, но они доверяли не Его слову, а своим ощущениям. Потому и были наказаны. За неверие. Т.е. отсутствие доверия – это и есть неверие и слова «Итак видим, что они не могли войти за неверие» вполне актуальны и для нынешнего времени.
Безбожный мир, в котором мы существуем, активно воздействует на нас, стремясь отвратить от Христа и заставить жить по своим собственным законам. Сопротивляться этому давлению, порою очень грубому, сложно. Именно поэтому Господь изначально создал Церковь, как общину. Как вы помните, в последние месяцы земного служения Спасителя с Ним ходило около 120 человек, которые оставались вместе даже после Его смерти на Голгофе. Спрашивается: почему Господь поступил именно так? Потому, что выстаивать вместе, поддерживая друг друга, всегда легче. Поэтому так важно совместное исповедание веры и укрепление в ней, совместная молитва, совместное приобщение Божьей благодати, о чём прочитали сегодня в Послании Евреям: «наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Что это значит? Что мы не должны сидеть каждый в своём углу – мы должны а встречаться друг с другом и говорить о своём уповании на Христа, потому что общение такого рода реально укрепляет, побуждает быть ближе к Богу. Именно в этом первая задача всех христианских конференций, паломничеств, лагерей и вообще любых мероприятий, где христиане могут встречаться и говорить друг с другом. Наши прихожане, побывавшие на больших летних собраниях лестадианцев в Финляндии, рассказывали о том воздействии, которое оказало на них присутствие на эти встречах. То же самое я могу сказать о своём собственном посещении монастыря в Тезе. Но все встречи такого рода начинаются со своего собственного прихода, со своей общины, которая существует именно для того, чтобы мы не только соединились в нашем исповедании веры, но ещё могли укреплять друг друга, реализуя то, что в Символе веры называется «общением святых».
Конкретно в наших условиях осуществить сие не так просто, потому что Москва огромна, и мы разделены намного сильнее, чем люди в какой-нибудь белорусской деревне, пребывающие в шаговой доступности друг от друга и от костёла. Тем важнее для всех нас воскресный день и возможность общения как до, так и после мессы. Поистине, нет ничего глупее, чем не пользоваться этой возможностью, что некоторые из вас, кстати, и делают, находя в воскресенье более важные занятия. Но поступающий так грабит самого себя. И не только грабит, но и ставит под удар, потому что враг силён и в своих происках пользуется любой возможностью, чтобы отторгнуть нас от Христа и от Его Царства. Мы имеем надежду на спасение, мы имеем возможность спасения, но пока ещё не спасены, ибо ещё не достигли Божьего Царства. И пока она не достигнуто, нам надлежит тщательно сохранять то, что делает возможным его достижение – нашу веру, наше доверие Христу. А чтобы сохранять, надо укрепляться, а чтобы укрепляться, надо быть вместе. У нас не так много времени, поэтому будем не пренебрегать имеющимися возможностями, но использовать их для взаимного назидании и укрепления, чтобы в свой час всем вместе взойти в Небесный Град, в Царство нашего Бога и Отца. «…наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
08 Августа 2021 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Августа 2020 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Августа 2019 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
05 Августа 2018 - 10-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)