МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Августа 2010 года
Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы
Рим.11,25-32:
Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе.
О какой же тайне идет речь? Это тайна взаимоотношений иудеев и христиан: Уже Павел видел большое напряжение в этих отношениях. Почему бы иудеям просто не стать христианами? Как они могут не признать Иисуса обещанным иудейскому народу Мессией? Мы читали у Луки – Иисус плачет о Иерусалиме. Как посмели эти евреи настолько огорчить Спасителя? А потом они же кричали: Распни, распни Его! Поэтому мы, Церковь Христова и есть истинный народ Божий. Так думали тогда христиане в Риме. Так думал на закате своих дней Мартин Лютер. И соответственно вели себя по отношению к иудеям. Поэтому Павлу и пришлось написать церкви в Риме: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей» Для Библии тайной является то, что Бог откроет всем только в конце времен. Но Павел приоткрывает для нас эту тайну уже сейчас. Эта тайна защищает нас от зазнайства и самолюбования. Тайна эта в том, что иудеи и христиане идут к спасению разными путями. И пути эти не нужно сравнивать между собой. Пути Господни часто неведомы и непонятны для нас. Сначала многим думалось: Многие, возможно даже все иудеи обратятся и уверуют во Христа. Потом наступило отрезвление. Христиане в Риме полагали, что раз иудеи не признали Христа своим Спасителем, Бог лишил их Своего обетования. Он наверняка отвратился от них. Все обетования унаследовали христиане. А если так – то откуда нам, христианам из язычников, знать, что Бог давным-давно не отвратился от нас за все наши деяния? Мы, христиане, до недавнего времени полагали, что единственно возможным путем ко спасению для иудеев является обращение ко Христу. И вот тут-то Павел пишет нам, чтобы «мы не полагались на собственные воззрения (У Лютера: не почитали себя умными)». Да они остаются неким шипом в истории Церкви, эти евреи. У нас с ними много общего. Но многое нас и разделяет. Нам нужно это спокойно пережить, спокойно пережить, что они верят по-другому, чем мы. Это не всегда удается безболезненно. Из непонимания быстро произрастает неприятие и отторжение. Тогда уже мы говорим: «Не будьте зазнайками, не мечтайте о себе, не считайте себя лучше остальных.»
И если мы скажем, что Израиль потерян, что Бог отвернулся от некогда возлюбленного народа Своего, это будет свидетельствовать о нашей большой ограниченности. Такое утверждение игнорирует тайну Божию. Нам действительно сложно понять, что Бог признает такой путь народа Израильского. Особенно, если Израиль по-прежнему идет по этому пути без Иисуса. Но это в точности соответствует воле Божией. Бог не отвратился от народа Ветхого Завета. Совсем наоборот! Бог хранит Израилю верность. Ибо Бог верен Своему Слову. Слову, обещающему жизнь. Слову, открывающему нам, людям, будущее. Слову, из которого иудеи и христиане черпают силы. Силы для повседневной борьбы, силы в тяжелые, мрачные часы нашей жизни. Силы жить и силы умирать. Силы, проистекающие из Слова Божия, из его обетования. Весь Израиль спасется, говорит нам Павел. Но Израиль будет спасен не так, как мы себе это представляем, но так как этого хочет Бог.
Это нам тоже сложно понять. Нам сложно это принять. Потому что этот путь проходит по-другому, чем мы себе это представляем. То, что иудеи не признали Иисуса обетованным Мессией – это и было волей Божией. Потому что это произошло ради нас. Это послужило спасению христиан, вышедших из язычников. Отказ иудеев признать Иисуса Мессией был проявлением не отсутствия веры, а верностью. Евреи отвергли благодать, явленную им во Иисусе. Поэтому она стала нашим достоянием. Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
08 Августа 2021 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Августа 2020 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Августа 2019 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
05 Августа 2018 - 10-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Августа 2010 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)