МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Августа 2010 года
10 воскресенье после Дня Св.Троицы
Плач Иеремии 1, 1.8.10.12.17-18а
Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад. Враг простер руку свою на всё самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое. Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделался мерзостью среди них. Праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его.
Сегодня 10 воскресенье после Дня Св.Троицы. Согласно традиции нашей Церкви, в этот день мы вспоминаем о разрушении Иерусалимского Храма, которое совершилось дважды: в шестом столетии до Р.Х. войсками Вавилона и римлянами в 70 г. уже нашего времени. Почему мы вспоминаем об этих событиях, которые отстоят от нас столь далеко? И почему мы вспоминаем о Иерусалиме? Разве мало храмов, а тем паче христианских церквей было разрушено за всю историю человечества? Мы вспоминаем о разрушении Иерусалимского храма по двум причинам. Во-первых, в отличие от всех прочих культовых сооружений того времени, он действительно был местом присутствия Истинного Бога. А во-вторых, мы вспоминаем не просто о разрушении Храма, но о разрушении Храма в свете отношения к нему иудеев. Для них он был не просто местом пребывания Ковчега Завета или славы Божией. Они смотрели на него, как на абсолютную защиту. Т.е. если Храм стоит, то любые беды обойдут стороной и город и народ. Сила Божия сохранит их даже в том случае, если не будет никакой возможности справиться с противником своими силами. Как, например, было во дни пророка Исайи, когда Иерусалим осадили не знавшие поражений ассирийцы. С точки зрения объективной реальности никаких шансов у города не было. Но Ангел смерти поразил неприятельское войско, так что значительная его часть вымерла, а оставшиеся в живых поспешили уйти. Поистине, при такой защите можно было чувствовать себя в безопасности. И каким кошмаром стал тот день, когда это чувство было разрушено. Язычники овладели городом и вначале разграбили Храм, а затем и разрушили его. Иеремия восклицает: «Враг простёр руку свою на всё самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твоё». В своё время человек, имевший неосторожность прикоснуться к Ковчегу Завета, был тут же испепелён вышедшим от Ковчега огнём. Теперь же язычники топчут святыню безнаказанно. Как могло случиться так, что сие стало возможным? Незадолго да разрушения Иерусалима пророк Иезекииль узрел в видении, что Слава Господня оставляет город, предоставляя его его собственной судьбе. Пророк Иеремия, видя происходящее, осознаёт, что совершившееся есть деяние Божие, что именно Господь попустил язычникам вторгнуться на святую землю. «Взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? … Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделался мерзостью среди них … Праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его». Слова пророка в контексте всего Писания открывают нам важную истину: Храм Иерусалимский не был свят сам по себе и не представлял собою средство абсолютной защиты, работавшее автономно, вне зависимости от происходящего вокруг. Он был свят постольку, поскольку народ святил имя Божие и пребывал в верности своему Творцу. Поэтому когда верность была нарушена, и народ отступился от Бога своего, Господь отступился от народа. Его Слава оставила Иерусалим и стены Храма уподобились телу, из которого изошла душа. Они стали просто камнями, с которыми можно было делать что угодно.
Случившееся в Иерусалиме является грозным предупреждением для тех, кто возлагает чрезмерные упования на камни. Ибо уповать надо не на камни, какими бы красивыми и историческими они ни были, но на Триединого Истинного Бога, открывшегося нам во ипостаси Иисуса Христа. Там где этого упования нет, незачем рассчитывать на защиту свыше.
В сегодняшней России вроде бы идёт процесс духовного возрождения. Открываются церкви, в них совершаются службы. Вновь в ход пошли выражения вроде «святая Русь», «народ-богоносец» и т.д. Хорошие слова, но всё же только слова. Стоит ли за ними соответствующее содержание? А что может быть таковым содержанием? Только лишь одно – упование на Христа. Там, где такового нет, любые слова о святости остаются не более чем пустоцветом. Так есть ли оно, это упование?
Почему в своё время в России закрыли и осквернили огромное количество церквей, среди которых и наш собор? Не потому ли, что так называемый народ-богоносец отступился от своего Творца и поддержал безбожную власть богопротивных узурпаторов? Об этом можно долго дискутировать, но факты говорят за себя: без поддержки народа, без его активного или пассивного сочувствия, победа большевиков ни в революции, ни в гражданской войне была невозможна. Безбожную власть поддержали, дали ей возможность набрать силу, и когда это случилось, она, при молчаливом попустительстве «святой Руси» устроила мерзость запустения на святом месте. Мерзость запустения длилась примерно же столько, сколько длился Вавилонский плен. И точно также, как и Вавилонское пленение, всё сие завершилось весьма быстро и неожиданно. Господь дал людям шанс на новое начало. Был ли он использован?
С чего начинается обращение от греха? С его осознания именно как греха и, соответственно, с покаяния, ибо без покаяния нет прощения. Совершилось ли сие покаяние? Нет. Ни народ, ни его правители не покаялись перед Господом за своё пренебрежение Им. Раздался ли хоть раз призыв к всеобщему покаянию? Нет. А это значит, что ни на что благое в дальнейшем рассчитывать не приходится. Общество, в течение многих десятилетий пребывавшее в беззаконии, пребывает в нём и сегодня, занимаясь умножением отнюдь не христианских ценностей. И пусть никто не обманывается многосотенными толпами в Пасхальных процессиях или длинными очередями желающих освятить ведро воды в Крещенские праздники – это внешнее без внутреннего, дом без фундамента. Потому что если бы эти сотни и даже тысячи реально уповали на Христа и стремились жить, творя Его волю и благовествуя Евангелие спасения, российская повседневность выглядела бы иначе.
Однако, даже на камнях растут деревья, и в самом беззаконном обществе находятся верные. В те же дни разрушения Храма иудейский народ состоял не только из отступников – к нему принадлежал пророк Иеремия и несомненно, были и другие, в дни массового беззакония сохранившие верность Истинному Богу. Спрашивается, что же делать тем, кто сегодня хочет пребывать со Христом, кто хочет хранить верность Ему?
Прежде всего памятовать о том, что сегодня Царство Божие находится внутри нас и не придавать слишком большого значения камням, из которых сложены стены и официальным наименованиям. Наличие или отсутствие Церкви определяется не зданием и не существованием зарегистрированной государством организации, но людьми, которые собираются во имя Иисуса Христа, чтобы слышать Его Слово и участвовать в установленных Им Таинствах. Мы реставрируем наш собор, украшаем его территорию, и это дело весьма благое. Но оно окажется совершенно бессмысленным в том случае, если мы не будем пребывать в постоянном общении с нашим Спасителем. Потому что когда нет общения со Христом, посвящённое Ему здание подобно Иерусалимскому Храму во дни Иеремии превращается просто в камни. Да и мы сами из наследников и участников обетований Божиих становимся обычными людьми, не имеющими впереди никакой иной перспективы, кроме смерти. Итак, постоянство в общении со Христом нужно в первую очередь нам самим. Но не только нам. Когда Господь говорил Аврааму о том, что собирается покарать нечестивый Содом, Авраам спросил Его: «Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нём?». На что Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие». Потом это число уменьшалось и в конце концов Аврааму было дано обетование о том, что город будет пощажен ради десяти. И это ещё более важная причина для того, чтобы держаться за Христа, быть верным Ему, быть в общении с Ним. Ведь любой из нас может быть необходим для числа тех, ради кого Господь не обрушит Свой гнев на всех остальных. Не случайно сказал апостол Иаков, что «многое может усиленная молитва праведного».
Братья и сёстры! Вверим наши жизни Христу и пребудем в единстве с Ним, дабы Его имя святилось среди нас и почиталось нами превыше всего! Пребудем со Христом, дабы, когда мы собираемся здесь во имя Христово, Господь действительно пребывал среди нас, и Слава Божия никогда не покинула нас, как это случилось с Храмом и Иерусалимом во времена Иеремии! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
08 Августа 2021 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Августа 2020 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Августа 2019 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
05 Августа 2018 - 10-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
20 Августа 2017 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
31 Июля 2016 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Августа 2015 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
24 Августа 2014 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Августа 2011 - 10 воскресенье после праздника Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Августа 2010 - Проповедь в 10-е воскресенье после торжества Пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
27 Июля 2008 - 10 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)