МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Августа 2010 года

11 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.23, 1-12

Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Все люди различны, но в то же время удивительно похожи. В каждом человеке есть свойства, общие для всего человечества. В том числе не самые лучшие. Например, переданный нам в наследство от Адама первородный грех, т.е. склонность преступать волю Божию, идти против Бога. Первородный грех есть та основа, на которой вырастают все прочие согрешения. Сии согрешения подобны людям. Они очень различны, но в то же время в них есть общие свойства. Они могут быть преднамеренными и непреднамеренными, крупными и мелкими, вольными и невольными, влекущими тяжкие последствия и практически незаметными. Но, каковы бы они ни были, у них есть общее свойство, о котором возвещает нам Слово Божие. Любой грех ввергает человека в состояние неправедности, любой грех ведёт к смерти.

Человеческая натура такова, что выбраться из состояния неправедности для человека невозможно. Так или иначе, в большом или в малом, человек в каждый день бытия так или иначе поступает против воли Всевышнего. Поэтому, если Бог не только не отвергает нас, но слушает наши прошения и отвечает на них; если Он даёт нам обетования спасения и, наконец, если ради открытия возможности этого спасения Он умалился до нашего образа и взошёл на крест Голгофы, то это не заслуженная награда, но милость, которой должно радоваться в каждый день бытия и за которую должно неустанно благодарить. Но получается нечто иное. Если Господь тем или иным образом являет Свою милость, немедленно находятся люди, считающие её вполне заслуженной. В силу же заслуженности милости, они полагают, что стоят к Богу ближе, чем другие; что они более угодны Ему, чем другие. И в силу этой приближенности и угодности они считают себя имеющими право стоять над другими и учить их, как нужно жить. Более того. Эти «приближенные к Богу» считают возможным дополнять Божественное Откровение своими измышлениями. Они изобретают всевозможные толкования, обычаи и предписания, которые затем канонизируются, и горе тому, кто попробует в чём-то от них отступить. Забрасывание камнями, если не физическое, то, по крайней мере, моральное, обеспечено. Именно так вели себя те самые фарисеи, о которых говорит Христос. Они действительно считали себя более близкими к Богу, нежели все остальные, причём всячески подчёркивали это. Поистине удивительно, как в их движении соединялось стремление служить Богу и быть верными Ему, а с другой способность превращать веру в подобие Уголовного Кодекса со множеством статей, нарушение любой из которых вело к наказаниям. Не случайно сказал об этом Христос: «Связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». И уже совсем непонятно, каким образом стремление к верности Богу могло совместиться с самовозвышением, с пренебрежительным отношением даже не к язычникам, а к собственным единоверцам.

Наш Господь и Спаситель сошёл в сей мир в том числе и для того, чтобы освободить веру от пут человеческих измышлений, чтобы очистить её подобно тому, как очистил Он Храм от торгующих. Он пришёл для того, чтобы даровать нам свободу и привести отношения между Богом и людьми в то состояние, в котором они и должны быть, т.е. свободные от всякого формализма отношения между Отцом и Его детьми, которые и являются истинной близостью. Когда такая близость действительно есть, происходят удивительные вещи. Об этом свидетельствует нам жизнь Иерусалимской общины апостольского времени. Люди горели близостью Христа. Именно поэтому столь велика была свидетельствующая сила этой общины, ставшая причиной бурного её роста. Но увы, греховность человеческая и в новозаветный период истории сделала злое дело. Она вновь повела людей против Бога, против Христа, совершив очень многое для уничтожения принесённой Иисусом свободы. Уже не в синагоге, но в Христианской Церкви появились всевозможные правила и запреты, регламенты и установления, исходящие не от Бога, но от человеков, которые посчитали себя более близкими к Богу, нежели остальные. Все крещёные христиане являются святыми, участниками Нового Завета благодати, посвящёнными, имеющими прямой доступ к Богу. Но эта всеобщая посвящённость, всеобщее священство верующих было уничтожено иерархией, вставшей над мирянами, взявшей на себя функции посредника между Богом и людьми и требовавшей того же, чего требовали фарисеи: «Также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «Учитель!». Появились многочисленные отцы, владыки и святейшества, во главе которых встал человек, присвоивший себе титул «наместник Сына Божия». Они существуют и сегодня, причём их притязания не уменьшились. Самое удивительное, что огромное количество христиан соглашается с этими притязаниями и подчиняется им. Поэтому благодарение Богу за Реформацию, устранившую порождённые человеческой греховностью фантазии и притязания. Благодарение Богу за Реформацию, развернувшую нас лицом к Писанию, к Слову Божию, к Слову Христа, которое являет нам нечто совсем иное: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос».

Почему Иисус сказал это? Потому что перед Богом мы все находимся в одинаковом положении. Никто не лучше, никто не хуже. Все люди до единого – от последнего нищего до главы государства, от мирянина до патриарха являются не более, чем обречёнными на проклятие и смерть грешниками, которые имеют возможность обрести какие-то иные перспективы не иначе, как по милости Христа. И только лишь по милости! Поэтому никто из нас не выше других, ни у кого из нас нет никаких привилегий и никакого права на них. Если же Спасителю угодно поручить кому-то из нас то или иное служение, то это опять-таки акт милости, являющийся поводом для радости и благодарения, но не для превознесения над кем бы то ни было. Да и с чего нам возвышаться? Разве свою мудрость мы проповедуем? Никоим образом. Мы проповедуем Слово Божие, мы проповедуем Христа распятого и воскресшего, мы проповедуем приблизившееся Царство Божие. И всё это - Божественная Весть, в которой нет ничего человеческого. Никто из нас не является источником благодати. Мы – только её проводники. Мы инструменты Божьей воли и не более того. Никто из нас не является источником вечной жизни. Мы только свидетельствуем о ней. Соответственно, ни у кого из нас нет причин требовать себе первых мест и всего остального в том же роде. Христос призывает нас на служение, Христос даёт нам всё потребное для его осуществления. Не стоит забывать об этом и искать награды не на небесах, но на земле. Ибо написано: «Больший из вас да будет всем слуга; ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

Перед Богом нет высших и низших. Перед Ним мы все равноценны, почему Господь и говорит о том, что все мы - братья и сёстры. Братья и сёстры, дети Небесного Отца, дарующего нам жизнь и являющего милость. Этой милости мы должны радоваться и служить ближним таким образом, дабы нашим посредством они смогли приобщиться к ней. Мы призваны служить ближним, открывая им нашего Учителя, Наставника и Спасителя – Иисуса Христа. Мы призваны открывать Его таким образом, дабы люди поняли, что христианская вера – не языческий набор обрядов, запретов и предписаний, но доверие Христу и свобода во Христе; это освобождение от мирских условностей, позволяющее жить для Бога, жить для Христа; это обретение мира Божия и радости в Духе Святом; это единство со Христом; это участие в Его Царстве как здесь, так и на небесах. К сожалению, и до сих пор множество людей ищет спасения в исполнении обрядов, в следовании внешним традициям. Но милость Божия и спасение приходят к нам не через традиции, а через Христа. И мы призваны смотреть на Христа, верить Ему и быть с Ним, потому что только пребывая с Ним, мы можем иметь уверенность в том, что находимся на правильном пути! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

11 Августа 2024 - 11-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
20 Августа 2023 - 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
06 Августа 2023 - Преображение Господне (Пастор  Е. Романенко)
28 Августа 2022 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2021 - Грех и Благочестие в глазах Бога (Пастор  Г. Азиков)
23 Августа 2020 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Сентября 2019 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Августа 2018 - 11-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
27 Августа 2017 - 11 воскресенье после дня Св. Троицы (Пастор  Е. Романенко)
07 Августа 2016 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Августа 2015 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
31 Августа 2014 - Как получить одобрение в глазах Господа? Проповедь на 11 воскресенье после Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
19 Августа 2012 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Сентября 2011 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Августа 2010 - Проповедь в 11-е воскресенье после Троицы (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Августа 2008 - 11 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)