МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Июня 2024 года
1 Воскресенье после дня св.Троицы
Луки 12:13-21
13. Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17. и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».
18. И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19. и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
20. Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
21. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Сегодня в центре нашего с Вами внимания очень интересный текст из Евангелия от Луки - притча о неразумном богаче. Этот текст говорит нам о том, как христовым верным следует относиться к ценностям этого мира и прежде всего - к ценностям материальным.
И начать наш с Вами разговор я был хотел вот с такой нехитрой мысли, которая, милостью Божией, пришла мне в голову, когда я готовил сегодняшнюю проповедь: ценность тех или иных вещей, ценность тех или иных богатств - всегда относительна.
Например, для нас с Вами (как это было и для людей во времена служения Христа) золото - драгоценный металл, из которого делают весьма недешёвые украшения и который ценится очень высоко. А вот в Империи инков золото было вполне обычным металлом, употребляемым в быту. Из него помимо простых украшений делали бытовую утварь и даже посуду - что в свое время очень удивило испанских конкистадоров. Так, инкский вождь Атауальпа в качестве выкупа за свою жизнь обещал конкистадору Франсиско Писарро до потолка заполнить золотом помещение темницы, в которую испанцы его заточили.
Возьмём другой пример: тюльпаны. Сейчас это красивые, но вполне обычные цветы. Пакетик семян тюльпанов сейчас стоит не так дорого и купить его может каждый. А вот Нидерланды 1630-е гг. захлестнула т.н. "Тюльпанная лихорадка", когда спрос на эти казалось бы незатейливые цветы был просто огромным: цена за одну луковицу тюльпана могла превышать тысячу гульденов - огромные деньги по тем временам!
Наконец, ещё один пример, более релевантный нашим с Вами историческим условиям: в наш просвещенный век чтобы описать благосостояние того или иного человека, говорится о том, сколько у него, например, домов со скольким количеством комнат, сколько у него автомобилей и т.д. А вот Ветхозаветные времена благосостояние человека описывали в количестве голов скота (см. напр.: Бытие 26:13-22).
Представьте себе реакцию современного состоятельного человека, имеющего, например, большую дачу в Барвихе и квартиру в Дубаи, если бы ему предложили в дар те богатства, которыми в своё время Господь благословил Иова: "четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысячу пар волов и тысячу ослиц" (Иов 42:12). Думаю, современного богача такой подарок вряд ли порадовал бы. Он бы просто не знал, что делать со всем этим "счастьем"!
Все эти примеры говорят нам о том, что ценность тех или иных вещей, которые люди готовы накапливать, за которые люди готовы платить большие деньги - всегда относительна. Эта ценность зависит от культурных реалий, от эпохи и даже от личных предпочтений человека.
Так что дело не в том, какие именно ценности люди предпочитают накапливать, но в том, для чего люди накапливают те или иные ценности. И вот, дорогие братья и сёстры, учитывая всё сказанное выше, давайте посмотрим на эту притчу нашего Господа Христа о неразумном богаче и попробуем понять, в чём именно этот богач неправ.
Ведь на первый взгляд этот богач ведет себя вполне рационально. Он ведет себя как рачительный и хороший хозяин: перестраивая свои зернохранилища он спасает дело своей жизни, решает насущную проблему своего бизнеса. У него есть проблема: ему некуда девать свои многочисленные богатства и он планирует вполне успешное решение этой проблемы. Однако, что в данном случае является его конечной целью?
Об этом он сам говорит: «… Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Луки 12:18-19).
"Покойся, ешь, пей, веселись" - в самом деле, кто из нас не мечтает о такого рода беззаботной жизни на (финансовым языком выражаясь) пассивный доход от своего успешного предприятия? Примерно как отец Фёдор Востриков в экранизации "Двенадцати стульев" (реж. Л. Гайдая) мечтал только о том, чтобы "жить у своего свечного заводика да наливочку попивать". Чем не хороший жизненный план?
План-то хороший, но есть в нём один существенный изъян. И как раз об этом изъяне предупреждает нашего неразумного богача сам Господь: "Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»" (Луки 12:20).
Судя по тому, что говорит наш неразумный богач, именно в своих многочисленных богатствах он нашёл свою жизненную опору - условие своего жизненного счастья и самое главное - жизненной стабильности: «... Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Однако, Господь напоминает ему: то, в чём богач полагал свою жизненную опору, то в чём он видел залог своей жизненной стабильности - на самом деле мимолётно. Во-первых, потому, что, (как мы с Вами убедились на приведённых мною примерах) мимолётно всё в нашем изменчивом мире. Ценность тех или иных богатств может уйти в прошлое так же внезапно, как в XVII в. прошла в Нидерландах мода на тюльпаны. Да и сами богатства могут уйти в прошлое очень быстро - какую бы форму эти богатства не принимали. Богатый дом может, например, сгореть; золото может стать добычей грабителей; зерно может сгнить в хранилищах; скот - стать добычей разбойников или хищников и т.д. Уже по этой причине в жизненных благах и богатствах человек не может найти подлинную жизненную опору.
Однако, дорогие братья и сёстры, главная причина, почему в богатствах нельзя найти ту самую жизненную опору, состоит в том, что никакие богатства не могут спасти человека от смерти - как смерти временной, так и смерти вечной. Конечно, имея деньги и вкладывая их в собственное здоровье можно долго оттягивать момент собственной кончины. Однако, увы, бесконечно оттягивать этот момент не получится. Как хорошо заметил в своё время римский император и философ стоической школы Марк Аврелий: в сущности, не имеет значения, умрёшь ли ты завтра или через много лет, потому что умрёшь ты всё равно (См.: "Наедине с собой", Кн. 4, п. 47). Кстати, именно поэтому стоики рекомендовали каждому человеку ежедневно размышлять о собственной смертности.
А вот наш неразумный богач этого явно не делал: он не размышлял ни о собственной смертности, ни о Боге и Его Царствии, ни о нуждах своих ближних или соплеменников, ни уж тем более о Божьем Слове. А ведь писания Ветхого Завета предписывают сынам Израиля заботиться о своих ближних (См.: Левит 19:18). Например, в Книге Притчей сказано: "Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен" (Притчи 14:21), и: "Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его" (Притчи 3:27).
Но богач об этом явно не думал. Жизнь его была крайне замкнута, можно даже сказать само-замкнута, ограничена узким кругом собственного благосостояния, собственных интересов, собственных жизненных наслаждений. Ни любви к Богу, ни любви к ближнему в этой жизни, ограниченной радостями "своего свечного заводика" - не было!
Именно поэтому Господь и решает послать неразумному богачу такой отрезвляющий сигнал: "в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?". Вопрос, конечно же, риторический. Даже если у нашего богача есть законные наследники, которым он может передать свое имущество, сам он уже не сможет насладиться всеми этими богатствами. Все эти богатства могут принести временное наслаждение, но не могут ни приблизить богача к Богу, ни служить благу его ближних, ни уж тем более спасти богача от смерти.
И вот поэтому, дорогие братья и сёстры, давайте посмотрим на вывод этой притчи, к которому Господь подводит своих учеников: "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Луки 12:21).
В том, что значит "собирать сокровища для себя", мы с Вами уже более- менее разобрались, теперь давайте поговорим о том, что значит "богатеть в Бога". Эта фраза тоже может иметь много переводов и множество толкований. Напр. православный библеист проф. Лопухин предлагает такой вариант истолкования, который мне кажется наиболее точным: "богатеть в Бога" означает: "быть богатым теми благами, которые Сам Бог признает за блага" [1].
К таким благам относятся, например: твердая вера, милость, любовь, милосердие к ближним, целомудрие - словом, всё, что может даровать нам Господь своей благодатью, преобразуя наши сердца силой Своего Святого Духа. Такие блага невозможно купить ни за какие деньги, они не зависят от количества накопленных нами земных богатств. И что самое главное, такому богатству в Боге не страшна даже смерть. Ведь если человек прожил свою жизнь в единстве с Богом и стремился прежде всего к Богу, Бог даже после смерти не оставит человека, но пример его в Свои Обители.
Послушайте, как толковал вывод этой притчи известный проповедник и богослов IV в. Св. Амвросий Медиоланский: "...людям лучше стремиться к бессмертному наследию, а не к денежному имуществу. Напрасно копит богатства тот, кто не знает, будет ли он ими пользоваться, подобно тому богачу, житницы которого ломились от уродившихся плодов и он готовил себе хранилища для изобильного урожая, не зная, для кого собирает их. Остается в сем веке все, что принадлежит сему веку, и то, что мы собираем для наследников, исчезнет — не наше то, что мы не можем унести с собой! Одна только добродетель отправляется в путь с умершими, только милосердие следует за нами, ведя нас в небесные обители, прокладывая к ним путь, приобретая небесные вечные кущи для усопших на истраченные деньги, не имеющие цены" [2].
Думаю, я вряд ли смогу сказать лучше, чем сказал Св. Амвросий. Поэтому, учитывая всё сказанное выше, есть смысл, дорогие братья и сёстры, поговорить о том, что эта притча нашего господа Христа о неразумном богаче означает для нас с Вами.
А означает эта притча прежде всего то, что никакие материальные ценности, никакие богатства не должны заслонять для нас нашу заветную цель - единство со Христом в Его Царствии. Святое Евангелие учит нас, что нам нужно именно "богатеть в Бога", т.е. стремится обрести те богатства и те качества души, которые Сам Бог признаёт за благо. А любые земные богатства должны для нас быть вторичны, если они вообще имеют какое бы то ни было значение.
Как мы с Вами уже убедились, дело не в том, какую форму те или иные богатства имеют. В разные эпохи ценились разные вещи. Если бы мы с Вами хотели накапливать богатства, то во времена Иова или Авраама, мы с Вами занимались бы умножением поголовья своих стад; будь мы с Вами соратниками конкистадора Франсиско Писарро (в XVI в.) мы бы тоннами вывозили золото из Южной Америки; сейчас люди предпочитают держать свои накопления в валюте, а некоторые - даже в криптовалюте, некоторые инвестируют в недвижимость и т.д.
Однако, независимо от того, в какой форме люди накапливают те или иные земные богатства, всем людям следует почаще вспоминать вот это отрезвляющее предупреждение от Господа: "...Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?".
Никакие сокровища, как мы с Вами уже убедились, не могут спасти человека от смерти, тем более от смерти вечной. Из всех накопленных нами богатств в могилу мы взять ничего не сможем. Как хорошо сказал по этому поводу Св. Ап. Павел: "Ведь мы ничего не приносим с собой в мир, ничего и не сможем унести. Если есть пища и одежда, будем довольны этим!" (1 Тим 6:7-8, перевод РБО, 2017).
Сокровища не могут спасти нас от смерти. А вот Христос - может нас спасти. Поэтому для христиан как никогда актуален призыв Христа из Его Нагорной проповеди: "Ищите (...) прежде Царства Божия и правды Его, [а остальное] приложится вам" (Матфея 6:33, Синод. перевод). Вот это и есть тот самый главный принцип отношения христиан к земным богатствам и земным благам, который нам следует взять на вооружение.
Именно к Царствию Божию, к единству со Христом, к тому самому "богатству в Боге" нам и следует стремится. А желание накопить земные сокровища вполне может отвести наш фокус внимания от Бога и Его Царствия к тому, что происходит здесь на земле.
Ведь то, о чём мы с Вами думаем большую часть нашего земного бытия определяет и то, как мы живём. И если наш фокус внимания переключается с Бога и Его Царствия, с Крестной Жертвы Христа на нечто земное (напр. накопление богатств) - мы с Вами рискуем быть захвачены водоворотом земной суеты и забыть о нашем Высшем Предназначении - быть гражданами Царствия Божия.
Приведу Вам ещё такую историю-пример: современный православный блоггер И. Забежинский рассказывал историю о своём знакомом - тоже православного исповедания - которые очень долго строил себе дачу. Он вложил в эту постройку много времени, денег и сил. И вот, когда дача была почти уже закончена, он говорил: "Я когда молюсь молитвой "Отче наш", прошение "Да приидет Царствие Твоё" говорить как-то язык не поворачивается - ведь так хочется наконец в достроенной даче пожить!".
Вот эта история, на мой взгляд, является очень хорошей иллюстрацией слов Христа: "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матфея 6:20-21). Если твоё сокровище остаётся здесь на земле, то и расстаться с этой грешной землёй и всеми её сокровищами человеку будет очень трудно! Поэтому нам следует стремится к тем самым неувядающим Небесным сокровищам - к Царствию Божию, к единству со Христом.
И это значит также, что если мы имеем в этом мире те или иные богатства, те или иные ресурсы - нам нужно разумно употреблять их для дела Божия: для дел милосердия, для помощи нашим ближним. Нам нужно являть в этом падшем и жестоком мире ту любовь и то милосердие, которые явил миру Христос, приняв за людей смерть на кресте. Это и значит "богатеть в Бога", то есть быть богатым теми благами, которые Сам Бог почитает за блага - любовью, милосердием, состраданием, заботой о ближних.
И вот, дорогие братья и сёстры, Завершая наш с Вами разговор и подводя некоторые итоги, именно об этих Божественных богатствах милосердия, сострадания и помощи ближним забыл наш неразумный богач. Его круг интересов был ограничен исключительно его собственным благополучием: "покойся, ешь, пей, веселись".
Нам с Вами, дорогие братья и сёстры, ни в коем случае нельзя повторять ошибку этого неразумного богача. Нам нельзя - какими бы земными благами не решил нас благословить Господь - забывать о помощи ближним и милосердии. Нельзя чтобы богатства и блага этого мира заслоняли для нас Христа и Его Царствие. Господь Иисус именно об этом предупреждал нас, когда сказал: "...Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
11 Июня 2023 - 1-е воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
19 Июня 2022 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Июня 2021 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Июня 2020 - 1 воскресенье после дня Cв.Троицы (Пастор Д. Лотов)
23 Июня 2019 - Преходящие и вечные ценности (Пастор Г. Азиков)
03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)