МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Мая 2016 года

1 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Тим.6, 6-12
Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

На протяжении многих не то что десятилетий, а столетий, подавляющее большинство населения России пребывало в бедности. И при империи, и при военном коммунизме, и при развитом социализме. На сегодняшний день никаких принципиальных изменений здесь не произошло. Большинство наших сограждан держит на учёте каждый рубль и постоянно испытывает нехватку то одного, то другого. Это состояние вполне можно уподобить голоду, нехватке пищи. А теперь вопрос: что происходит с голодающим, когда он вдруг получает возможность наесться? Практика показывает, что таковой не может себя контролировать и, если дать ему волю, будет есть до тех пор, пока не умрёт от разрыва внутренностей. Известно также, что люди, в течение какого-то времени голодавшие, копят провизию, например сухари, набивая их в укромные места. Таким образом, голод становится причиной состояния, в котором человек ведёт себя неадекватно. Последствия финансового голода выглядят примерно так же. Как уже было сказано, определённые слои населения России постоянно пребывали в состоянии финансового голода, довольствуясь нищенскими зарплатами, повысить которые не было никакой возможности – в годы развитого социализма все заработки тщательно отслеживались, работа по совместительству не поощрялась, а за неофициальные заработки можно было угодить за решётку. И вот вдруг, в связи с крушением режима, возможности для заработка появились, причём самые обширные, самые неожиданные. Соответственно, изголодавшиеся бросились загребать, где только можно и сколько можно - причём загребать любыми способами: от измождающей работы на многих местах до криминальной деятельности и торговли собой. Поистине, времена так называмого «дикого запада» бледнели перед тем, что творилось в России на протяжении 90-х. Рядом с церковью нашего братского прихода св.Троицы на Немецком кладбище есть участок, куда с завидной регулярностью ложились молодые люди не старше 30 лет – жертвы выяснения отношений между различными криминальными группировками. Глядя на с каждым годом расширявшийся список имён, я думал о том, что эти люди сами избрали свой путь – избрали добровольно. Они безусловно знали, на что идут и чем всё может закончиться, однако эта перспектива их не оста-новила. Некому было оттащить их от миски. А что в результате? Перечёркнутая жизнь, изуродованная душа и гибель не только в этом мире, но и в вечности. Поистине, возможность сорвать большой куш является соблазном чудовищной силы – попробуй устоять. И не выстаивают. Поэтому как в первом веке, так и сегодня, сохраняют актуальность слова св.ап.Павла: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». Но ради чего впадать в искушение? Ради чего все эти попытки нахапать как можно больше? Ради того, чтобы почувствовать себя счастливым? Но зависит ли счастье от размеров имения? Тем более, что из-лишнее ничего не прибавляет. Нельзя съесть больше чем ты можешь съесть; нельзя выпить больше чем ты можешь выпить – всё, что находится выше порога возможностей, уже не нужно. Спать в номере гостиницы за 50 евро ты будешь точно также, как и в номере за 5000. А если у тебя бессонница, то никакие средства не помогут нормально заснуть. Так ради чего брать лишнее? Зачем губить душу ради того, что не принесёт пользы не только в вечности, но и здесь? Бывает, смотришь новости – и удивляешься людям, которые пыжаться изо всех сил, пытаясь забраться повыше; людям, которые выставляют свои деяния, как нечто очень важное. Но на самом деле от этих деяний немного толку даже здесь, а уж в вечности и подавно никакого. Поистине трижды прав св.Павел, когда говорит: «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.».

Почему апостол призывает быть довольным при обладании неким необходимым для проживания минимумом? Потому что для него основным является не то, что окружает человека, а то, что находится внутри него. Внешнее богатство не в состоянии обогатить внутренний мир – оно позволяет приобретать только внешнее. А внешнее быстро приедается. Начинает хотеться чего-то другого или того же, но в ещё больших размерах. Отсюда бессмысленные транжирства, мотовство и загулы, подобные загулам российских промышленников и купцов. Например, один из уральских заводчиков распорядился выложить коврами несколько километров дороги, чтобы потом по ним прокатиться. Если сие и приносило счастье, то только кратковременное. И не случайно указанные загулы зачастую кончались жесточайшими депрессиями и запоями, а то и самоубийствами. В Советской России после революции господствовало убеждение, что чем беднее, тем святее. В нынешней России исповедуется противоположное убеждение. Но ни бедность, ни богатство сами по себе достоинством не являются и, как и все крайности, ни к чему благому не ведут. Благом можно считать то состояние, о котором пишет св.Павел – состояние, при котором человек имеет всё по-настоящему необходимое, насущное, какового, кстати, на самом деле нужно не так уж и много и, имея сие, может обратиться к поискам сокровищ духа. Сие актуально даже для неверующих. Для нас же, членов Церкви, это ещё более актуально, потому что мы имеем возможность приобщения к Божественной истине, к возрастанию в ней. А Божественная истина ведёт нас к обретению ценностей, не принадлежащих этому миру. И это замечательно, потому что, как справедливо заметил Павел, ничего материального из этого мира забрать нельзя. Нагими приходим в него, нагими и уходим. Сокровища же Божественной премудрости актуальны как здесь, так и в вечности. И, если стремление к материальному обогащению погружает в порок и грех, то стремление к обогащению духовному ведёт к святости и чистоте.

Уметь довольствоваться необходимым важно ещё по одной причине. Погоня за материальными благами затягивает. Она требует времени и сил, а запас таковых не беспределен, так что в какой-то момент их попросту не хватит ни на что другое. А ведь мы в этой погоне тоже участвуем. Не так, как наши доморощенные миллионеры, но по-своему. Увидели у ближних нечто привлекательное – захотели и себе такое же; услышали, как другой ближний куда-то поехал, и сами захотели туда же. А для этого нужны дополнительные средства, а доставание таковых требует дополнительного времени и усилий. И вот, мы уже участники гонки, а время уходит и силы тоже. Поэтому так важно расставить приоритеты: что важнее в первую очередь: преходящее или вечное? И если определяем, что вечное, то и заботится в первую очередь следует именно о вечном. Что же до заботы о преходящем, то она нужна лишь настолько, чтобы обеспечить возможность достижения вечного. Более того: если ты пребываешь в постоянном общении с Богом, стремишься к единству с Ним, то Он, видя сие стремление, даст тебе всё действительно необходимое, насущное, дабы ты имел возможность искать не материальное, а духовное и жить так, как написал своему духовному сыну Тимофею св.ап.Павел: «преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 29.05.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

02 Июня 2024 - 1 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор  Е. Романенко)
11 Июня 2023 - 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
19 Июня 2022 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2021 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июня 2020 - 1 воскресенье после дня Cв.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июня 2019 - Преходящие и вечные ценности (Пастор  Г. Азиков)
03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)