МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Июня 2023 года
1-е воскресенье после Троицы
Иезекииль 3:16-21
16. По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне:
17. сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня.
18. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.
19. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.
20. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих.
21. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою.
Дорогие братья и сёстры,
Наверняка некоторым из Вас при поступлении на ту или иную работу приходилось проходить различные инструктажи по технике безопасности. Мне, например, приходилось. Когда я работал в довольно крупном университете, мне согласно распорядку нужно было прослушать инструктаж по пожарной безопасности: куда и как эвакуироваться в случае пожара, как пользоваться огнетушителем и т.д.
При этом хотя мне самому этот инструктаж показался просто каким-то формально-бюрократическим этапом поступления на службу, я прекрасно понимал, что сопротивляться, отказываться от такого инструктажа - не только бесполезно, но и неразумно. Потому что во-первых, начальник по пожарной безопасности, который делился со мной всеми этими важными сведениями - не сам придумал эти правила безопасности, а значит он не мог изменять их по собственному произволу или придумывать что-то новое. А во-вторых - потому что (хотя вероятность пожара была ничтожно мала) - в экстремальной ситуации все эти установления вполне могли спасти мою жизнь или жизни окружающих меня людей. И мое собственное, личное отношение к этим правилам безопасности - в данном случае значения не имело. Задача инструктора была в том, чтобы я с этими правилами ознакомился. А если в экстремальной ситуации я не захочу им следовать - тем хуже для меня, ведь я подвергаю свою жизнь риску.
Думаю, примерно в такой же ситуации - своего рода "инструктора по безопасности" - оказался и пророк Иезекииль, отрывок из книги которого мы слышали сегодня. Господь обратился к Иезекиилю с очень суровыми словами: "Cын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня".
Но вот почему иудейскому обществу был необходим такой "страж"? Иудейский народ по сравнению с окружающими его народами находился в совершенно особенном положении. Как свидетельствует книга Исход, Сам Бог заключил с этим народом завет, т.е. коллективный договор. Условия этого договора были четко оговорены: если народ будет соблюдать дарованный ему Господом Закон - народ ждут мир, покой и процветание в Земле Ханаана. Соответственно, текст этого Закона (условия этого договора) каждый иудей должен был хорошо знать, регулярно штудировать и воплощать в своей жизни. А за несоблюдение этого Закона было предусмотрено наказание - как индивидуальное (вплоть до смертной казни для конкретного нарушителя Закона), так и коллективная - и в этом случае Господни кары могли поразить весь народ.
Но увы, Священное Писание свидетельствует нам о том, что непокорный народ Израиля в массе своей постоянно отступал от Бога, постоянно нарушал Божий Закон. Так что идолопоклонство, блуд, убийства, несправедливость - постепенно становились среди иудеев обычным делом.
И значит народ нужно было регулярно вразумлять, чтобы народ вернулся к Благому Божьему Закону, который был дарован народу для его же (народа) блага. И даже конкретнее - чтобы народ обратился к Богу. Чтобы народ вернулся к своему изначальному состоянию - вспомнил, Кем этот народ был избран и перед Кем народ несёт ответственность.
Вот именно для этого Господь периодически посылает народу пророков - особых служителей, задачей которых было призывать народ обратиться, вернуться к Богу. Их задачей было обличать и наставлять, призывать вернуться на путь правды и справедливости, а если нужно - говорить народу жесткую и неприятную правду. И конечно, самой главной их задачей было - четко доносить до народа слова, которые говорил им Сам Господь. Именно так Бог и говорит Иезекиилю: "Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрёшь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих" (Иезекииль 3:17-18).
И в этом плане служение Иезекииля можно сравнить с работой того самого инструктора по безопасности. Ведь не инструктор придумал эти правила, его задача - просто донести их до человека. Просто ознакомить человека с той самой техникой безопасности. Если же человек не захочет эту технику соблюдать - пусть делает это на свой страх и риск. Тем хуже для него.
Итак, Иезекииль обязан был обличать - всячески напоминать народу, куда может привести путь непослушания Богу. А Писание свидетельствует нам, что такой путь непослушания Богу может привести к только еще большему увязанию в пучине греха, к умножению зла и насилия, к разложению общества и в конце концов - к смерти.
Но при этом вот очень интересный момент. Ставя Иезекииля таким "стражем" Господь не даёт пророку какой-то особой власти. Скорее наоборот, Господь существенно ограничивает полномочия Иезекииля: "Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрёшь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрёт в беззаконии своём, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу твою" (Иезекииль 3:18-19).
Дело пророка - предупредить грешника. Показать, что тот путь, по которому грешник идёт - ведет его к смерти. Но что дальше? А дальше пророк не имеет права ни судить, ни выносить приговор. Дальше - ответственность лежит уже на грешнике: воспримет ли он это обличение? Захочет ли он обратиться от своего гибельного пути, оставить свой грех? Если нет - грешник сам понесёт ответственность за всё, что будет дальше делать.
И вот, что из этого следует для нас, дорогие братья и сёстры? Прежде всего, нужно понять и усвоить вот что: Священное Писание свидетельствует нам, что Господь хочет не уничтожить грешника, но обратить и спасти. Библия говорит нам о том, что Господь - суровый судья Вселенной, перед которым мы предстанем в день Воскресения Мертвых и она же свидетельтсвует нам о том, что мы дадим отчёт за все наши дела. Но Писание также говорит нам о том, у Бога нет цели уничтожить нас за наши грехи. Он хочет не нашего уничтожения, но нашего спасения. Не нашей гибели, но нашего исправления.
И вот здесь возникает важный вопрос. Вопрос, на который, как я полагаю, каждый должен себе ответить сам, а именно: а хочу ли я этого исправления? Осознаю ли я, что Господь хочет избавить меня от греха, который разъедает мою душу и привести меня к покаянию, к исправлению, к свободе от греха? Или я подчиняюсь Богу только из страха наказания?
И второе, что нужно понять и осознать: всё, что сказано Иезекиилю, справедливо и для народа Нового Завета, то есть для нас с Вами, христиан. Христианская вера не может быть верой отдельных изолированных индивидов. Это всегда вера среди других людей в сообществе. Сообщество это в Новом Завете называется Церковью.
А в Церкви нередко бывает так, что члены того же Тела Христова, что и мы - ошибаются, согрешают, встают на гибельный путь. Однако, Писание говорит нам - в том числе и через эти слова Иезекииля - что мы ответственны не только за наш собственный путь, но и за путь наших ближних. Поэтому нам имеет смысл прислушаться, например, к словам Христа, которые передаёт нам Евангелист Матфей: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Матфея 18:15-17).
Господь Христос говорит: если ты видишь, что твой брат стоит на гибельном пути - хотя бы поговори с ним. Объясни ему, в чём он не прав. Если он не послушает обличения - пусть это дело станет известно другим людям, вплоть до всей общины. Потому что если кто-то стоит на неверном пути - долг каждого христианина, равно как и долг общины - показать ему, что это путь гибельный и направить его на путь исправления. Показать ему, что Христос умер не для того, чтобы один из членов Его Святого Тела оставался рабом греха и смерти. Христос - повторюсь - не имеет цели уничтожить нас за наши грехи. Он взошел на Крест Голгофы не для того, чтобы принести людям кару, но чтобы принести людям Спасение: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него" (Иоанна 3:17).
Однако, что же будет, если наш заблуждающийся ближний не захочет слушать нашего обличения, не захочет исправляться? В таком случае далее он сам будет отвечать перед Богом за свой выбор. Об этом свидетельствует всё тот же текст книги Иезекииля: " Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу твою" (Иезекииль 3:19). И об этом же свидетельствует Евангелие от Матфея: "если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (то есть как последний изгой, Матфея 18:17).
Итак, если грешный человек не послушает обличения - далее он сам ответственен за свой гибельный путь. Подобно тому, как каждый человек сам ответственен за то, будет или не будет он соблюдать правила пожарной безопасности. Такому грешнику самому придется дать отчет перед Богом за то, что он будет делать; он выходит из зоны нашей ответственности и его следует предоставить исключительно Милости Божией, надеясь, что Господня Благодать однажды пробьёт его непокорное сердце и приведёт его к покаянию.
Итак, дорогие братья и сёстры, если попробовать подвести итоги. Священные Писания как Ветхого так и Нового Завета говорят нам о том, что мы не имеем права быть равнодушны к жизненному пути наших ближних, в особенности наших братьев и сестёр по вере. Так что если мы видим, что кто-то из наших ближних или наших братьев и сестёр христиан идет гибельным путём, впадает во грех или нечестие, наша задача - как минимум предупредить их о том, что они находятся на этом гибельном пути. Задача напомнить, что Христос умер на кресте не для того, чтобы член Христова Тела мог произвольно грешить.
Увы, возможно, не все люди и не всегда будут внимательны к такого рода обличениям, не все захотят покаяться и исправиться. Однако, хотя бы дать нашим ближним сигнал - необходимо. А всё что будет дальше - это уже вопрос личной ответственности грешника и его взаимоотношений с Господом. Потому что именно об этом Господь свидетельствует пророку Иезекиилю: "Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлён, и ты спас душу твою". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
02 Июня 2024 - 1 Воскресенье после дня св.Троицы (Пастор Е. Романенко)
19 Июня 2022 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Июня 2021 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Июня 2020 - 1 воскресенье после дня Cв.Троицы (Пастор Д. Лотов)
23 Июня 2019 - Преходящие и вечные ценности (Пастор Г. Азиков)
03 Июня 2018 - 1 вс после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
18 Июня 2017 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Мая 2016 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
07 Июня 2015 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Июня 2014 - Вера, действующая любовью Бога. 1-е воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
02 Июня 2013 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Июня 2011 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Июня 2010 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Мая 2008 - 1 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)