МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Июня 2023 года
Торжество Пресвятой Троицы
Эккл.3,11
Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
Воскресный день, который мы празднуем сегодня, в Церковном календаре обозначен как «День Пресвятой Троицы». Сие название побуждает нас обратиться к великой тайне, сокрытой в этом понятии. За многие века существования народа Божия словосочетание «Святая Троица» стало настолько привычным, что христиане употребляют его не задумываясь, так, между делом. А между тем, никто из нас не знает, что же это такое. Не стоит полагать, что только мы такие неразумные - наши предшественники этого тоже не знали. Вернее сказать так: ты можешь знать, что какая-то сущность существует, но представить её ты не в состоянии. Можно, например, рассуждать о размерах видимой части Вселенной и даже выражать таковые некими числами. Но реально вообразить себе эту бездну не в состоянии никто из живущих. А ведь это не более, чем вполне материальная часть творения. Говоря же о Святой Троице, мы соприкасаемся с тайной Творца. Бог открывает нам Себя в трёх лицах, которые различны, но, в то же время, являются единым целым. Вот, например, в Евангелии говорится, как Христос, воззрев на небо, сказал: «Отче, прославь Сына Твоего», после чего с небес пришёл глас: «И прославил, и ещё прославлю». В то же время на просьбу Филиппа показать Отца, Господь сказал: «столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня? Видевший Меня видел Отца». Если Создатель говорит нам о чём-то, то, значит, так оно и есть. Но как это может быть? Многие люди думали об этом – история диспутов о сущности Троицы, о взаимоотношении ипостасей занимает не одно столетие. Однако, ничего толкового так и не придумали. А все высказанные мысли выглядели убого и неубедительно, что, впрочем, вполне естественно, потому что Бог не вмещается в человеческую реальность. Что из этого следует? Что не надо искать рациональных объяснений для сущностей, непредставимых для человеческого разума и логики. Блаженный Августин, много размышлявший о Божественном Триединстве, сподобился видения, в котором увидел себя сидящим на берегу моря и пытающимся вычерпать его ложкой. Истинно так. Есть сущности, которые нужно просто принимать как данность. Это самый лучший вариант. Тем более, что для размышлений есть куда более важные моменты. Например, очень стоит подумать о том, каким образом Пресвятая Троица обращена к нам, каким образом действует в нашей жизни. А она действует? Ещё как. Отец есть наш Творец и Податель жизни; Сын – наш Искупитель, дарующий нам прощение грехов и открывающий путь в Божье царство. Наконец, Святой Дух освящает верных, наполняя их Божией силой и премудростью, дабы люди могли пребывать в единстве с Богом. Истинный Бог может быть постигнут нами лишь в той мере, в какой пожелает Себя открыть и в той, в какой мы вообще можем вместить Его. А вместить мы в состоянии настолько мало, что Он остаётся для нас непостижимым. Но при всей этой непостижимости Он чрезвычайно расположен к нам, т.к. даёт нам всё необходимое для нормального полноценного бытия как в вечности, так и в нынешней повседневности. Как слышали мы сегодня у Экклезиаста, «Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца». Что это значит? Далеко не всегда человек может постигнуть Божественный промысел. Многое кажется не только предельно странным, но и попросту нелепым. Вот, например, тот путь, который был избран Им для присоединения людей к Новому Завету. Ну как можно было доверить столь важное дело ничтожной горстке простолюдинов? И добро бы ещё они находились в каком-то крупном центре. Но что такое Иудея в первом веке? Отдалённая окраина Римской империи, задворки мира. Однако, Апостолы справились. Промысел Божий выглядит удивительно прихотливым. Некоторые его детали становятся понятными только в ретроспективе, по прошествии многих лет, некоторые останутся сокрытыми до Дня Пришествия Царства Божия в силе и славе. Но есть ли необходимость сосредотачиваться на деталях, если мы всё равно не можем постигнуть Божьих дел? Ни малейшей. Потому что, хотя мы и не можем постигнуть всего, что делает Господь, мы знаем главное: мы – Его дети, которым уготовано Царство Отца. Мы – дети Божьи, и Его промысел ведёт нас ко благу. Мы знаем, что жизнь в этом мире дана нам для того, чтобы мы стали пригодными для бытия в мире грядущем. А что требуется для того, чтобы стать пригодным? Требуется, пребывая в доверии Господу, исполнять своё главное предназначение – быть достойным управителем прекрасно соделанного творения и вести таковое по Божьей стезе. Когда люди действует именно так, мир преображается. В нём появляются удивительные сущности: всевозможные открытия, изобретения и усовершенствования, делающие жизнь как нашу, так и окружающей среды лучше и удобнее. Прекрасное Божье творение получает продолжение в нашем творчестве. Вот о чём следует помнить. Но по каким-то причинам многие, считающие себя христианами, об этом не помнят и не думают. Они полагают, что главное – исполнение некоей совокупности обрядов. Если исполнено, всё в порядке и можно следовать не Божьему промыслу, а своему собственному, возводя в абсолют свои прихоти и амбиции. Ни к чему хорошему это не приводит. Бог соделал всё прекрасным, а люди, вместо того, чтобы соучаствовать в этом делании, уродуют и разрушают, принося страдания своим ближним на земле и перечёркивая своё участие в вечности. Чтобы не впадать в подобные заблуждения и не идти заведомо ложным путём, нужно почаще вспоминать о великой тайне нашей веры – тайне Божественного Триединства.
Бог велик и непостижим. Мы не только не в состоянии вместить Его величие – мы даже не можем остаться в живых, узрев Его славу. Что из этого следует? Что нам остаётся только преклониться перед Ним. С Богом нельзя выстраивать отношения по принципу «ты мне, я тебе». Он есть Творец, Искупитель и Освятитель, владыка всего сущего в обоих мирах, преходящем и вечном. Он может дать нам всё. А что можем дать Ему мы? Что можем Ему предложить? Только самих себя в качестве орудий Его промысла. И не более того. Между Ним и нами нет и никогда не будет равенства. Следовательно, чтобы жизнь двигалась в правильном направлении, надо прежде всего смириться перед Ним, осознать своё с Ним соотношение и далее, пребывая в указанном смирении, творить Его волю. Творить Его волю, памятуя о том, что сия воля благая и ведёт ко благу как нас, так и весь мир. Ибо «Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца». Божье величие обращено к нам прежде всего благостью. Тайна Триединства – воистину великая тайна, но для нас, Божьих верных, она благая и радостная. Поэтому не будем тратить время на попытки понять непостижимое, но последуем по указанному Богом пути, ибо это путь спасения и жизни. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
12 Июня 2022 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Мая 2021 - День Святой Троицы (Пастор Е. Романенко)
07 Июня 2020 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Июня 2019 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Мая 2018 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Июня 2017 - День Святой Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Мая 2016 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
31 Мая 2015 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
15 Июня 2014 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Мая 2013 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
19 Июня 2011 - ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (Пастор Д. Лотов)
30 Мая 2010 - Проповедь в Торжество пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)