МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Июня 2011 года
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Ин.3, 1-13
Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты -- учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Сегодня мы празднуем День Св.Троицы. Смыслом этого праздника является сосредоточение на тайне Божественного триединства, которую мы исповедуем Символом нашей веры. Этот Символ раскрывает роль каждой из ипостасей Св.Троицы в жизни человеческой, ибо говорит о сотворении – деянии Отца; об искуплении – деянии Сына; и об освящении – деянии Св.Духа. Через творение, искупление и освящение мы постигаем Божий замысел о мире и человеке, постигаем истинный масштаб многомерного творения, состоящего не только из видимого, но и из невидимого. Венцом этого многомерного творения является человек, который также многомерен, ибо, как и всё творение, заключает в себе видимое и невидимое, человеческое и Божественное. Что же в человеке Божественно? Его душа, которая не сотворена, но дарована Богом, как часть Божественной сущности. Символ веры говорит нам, что нынешний мир конечен, что настанет час, когда невидимая часть творения, которую Символ именует жизнью будущего века, придёт на смену нынешней реальности. И то, что мы являемся обладателями частицы Божества, открывает нам возможность не исчезнуть вместе с преходящим, но обрести бытие в том, что должно придти ему на смену – в вечном, в Царствии Божием. Более того. Уже сейчас мы имеем возможность приобщиться к этому новому бытию. Каким образом? Через рождение от воды и Духа, о котором Христос говорит Никодиму. Это рождение во многом похоже на обычное физическое – и в том, и в другом случае человек получает дар жизни. Впрочем, только лишь моментом рождения сходство не исчерпывается. Все люди рождаются одним и тем же образом, но сколь различно складываются жизни этих рождённых. Сколь различно люди пользуются полученным ими даром жизни: одни приносят множество плодов, другие приносят их намного меньше, третьи уподобляются пустоцветам, не оставляющим после себя ничего. При рождении от воды и Духа каждый человек получает дар общения Св.Духа, который даёт ему возможность пребывания в единстве с Творцом – именно это единство и открывает для человека дорогу в Царство Божие. Но точно также, как и в обычной жизни, каждый использует полученный дар различно: кто-то пользуется им активно, кто-то весьма умеренно, а для кого-то он так и остаётся мёртвым капиталом. Именно поэтому Писание говорит нам, что спасения достигнут не все.
В наше время любят поговорить о духовности, зачастую придавая этому понятию совершенно превратный смысл. Но смысл здесь только один. Духовный человек – это тот, кто, активно пользуясь даром общения Св.Духа, проникается этим Духом настолько, что творение воли Божией становится для него естественным способом бытия. Духовный человек – это тот, кто не мыслит себя вне Бога, вне Его благословения; тот, кто всеми силами души устремлён к Царству Божию, кто уже сейчас живёт этим Царством, его ценностями. Каждый крещёный имеет возможность стать духовным человеком, но не каждый становится. Что же этому препятствует? Необходимость совмещения будущего с настоящим, ценностей Царства Божия с пребыванием в падшей и проникнутой грехом реальности. Вследствие падшести эта реальность по отношению к Богу и всему, что с Ним связано, настроена весьма агрессивно. Она пребывает в противодействии Богу, она борется с Ним. А, соответственно, и с теми, кто хочет быть Божьим достоянием. Духовных людей не любят, их стараются совратить, унизить, а то и уничтожить. Один знакомый музыкант рассказывал мне, как в годы его пребывания в студенческом оркестре Консерватории там оказалась девушка из баптистской общины, которая не скрывала своей верности Христу и не участвовала в том недолжном, что творили остальные. И что же – были предприняты целенаправленные попытки её совращения, дабы сделать её такой же, как и все. Благодарение Богу, успехом они не увенчались. Ситуация весьма показательна. Быть духовным человеком совсем не просто. Всё окружающее призывает отказаться от Духа, пойти на компромисс с грехом и жить в своё удовольствие. Поэтому перед взыскующим духовности встаёт вопрос: каким образом пребывать в настоящем так, чтобы не утратить будущего?
Традиционным для христианства решением этой проблемы было максимальное отстранение от настоящего, разрыв с ним. Т.е. уход в пустыню, либо в монастырь. Но этот способ навряд ли можно назвать пригодным, потому что Господь не повелевал Своим ученикам удаляться от мира. Как раз наоборот. Он сказал: Я посылаю вас в мир. Реформация напомнила верующим, что служение Богу возможно в рамках любого честного, т.е. не противоречащего Слову Божию призвания. Сие призвание должно рассматриваться именно как служение, в которое мы вносим главное, заповеданное нам Христом – любовь к Богу и к ближнему. Поэтому ответ на вопрос, как совместить будущее и настоящее, начинается с ответа на другой вопрос: могу ли я осуществлять свою деятельность как служение? И если ответ отрицательный, то следует всерьёз задуматься над тем, стоит ли заниматься этой деятельностью дальше. Самое сложное для стремящегося к духовности - по-настоящему подчинить свою жизнь Богу. Регулярно читать Библию проще всего. Это делают многие. Регулярно молиться уже сложнее, и поступающих так уже меньше. А совсем мало тех, кто строит жизнь в соответствии с прочитанным, реализуя в ней благодать, полученную в общении с Господом. У одного из наших прихожан возникла серьёзная проблема, заключавшаяся в том, что по долгу службы он был вынужден способствовать распространению информации, могущей способствовать впадению во грех. Исполнение должностных обязанностей стало для него причиной больших мучений, т.к. препятствовало духовности, пребыванию в Духе Божьем. В конце концов, он принял решение уйти с занимаемого места, хотя оно хорошо оплачивалось. Приняв такое решение, он молился Богу, прося указать, куда идти. Ответ пришёл в виде совершенно неожиданного приглашения на другое место работы, где прежних отягощающих обстоятельств не было, и он мог трудиться так, как и подобает ученику Господа. Что здесь важно для нас? То, что человек, был готов потерять то, что имел, не ожидая никаких компенсаций, потому что поставил на первое место верность Богу. Вот реальный пример того, что значит руководствоваться в жизни не соображениями сиюминутной выгоды, но смотреть в будущее и действовать в соответствие с ним.
К великому сожалению, Христианство часто воспринимается, как система обрядов и запретов – этакая христианизированная Тора. Но на самом деле христианство представляет собою нечто совершенно иное. Это система мышления, ориентированная на ценности Царства Божия и образ жизни, порождаемый доверием Христу. Именно это доверие вкупе со стремлением к Небесному Царству побуждает учеников Господа активно пользоваться даром общения Св.Духа, всё более и более проникаясь им и действуя в соответствии с Его наставлениями. Такой образ действий периодически вводит в конфликт с видимой реальностью, что причиняет весьма сильные неудобства. Но Христос не обещал Своим ученикам лёгкой жизни. И тот, кто хочет следовать за Спасителем, должен помнить, что этот путь лежит не среди роз, а среди терниев и является в первую очередь несением креста. Чем определяется духовность человека? Отнюдь не количеством прослушанных проповедей, но умением подчинять свою жизнь велениям Св.Духа, воле Божией. Причём даже тогда, когда это не сулит никаких выгод.
Бог-Отец хочет не нашей гибели, но нашего спасения. Бог-Сын доносит до нас эту волю Отца и посредством жертвы на Голгофе открывает путь к примирению, прощению грехов и оправданию. Бог-Святой Дух освящает нас и ведёт к жизни вечной. Таким образом, в каждой из Своих ипостасей Триединый Бог ведёт нас к участию в новом творении, к вратам Своего Царства. Хотим ли мы быть ведомыми Им? Ответ на этот вопрос каждый из нас даст своей жизнью.
Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». В Таинстве Крещения это рождение уже состоялось для каждого из нас. Теперь надлежит реализовать его, дабы, пользуясь земными аналогиями, не умереть во младенчестве, но вырасти и принести обильный плод в жизнь вечную. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
04 Июня 2023 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Июня 2022 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Мая 2021 - День Святой Троицы (Пастор Е. Романенко)
07 Июня 2020 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Июня 2019 - Торжество Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Мая 2018 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Июня 2017 - День Святой Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Мая 2016 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
31 Мая 2015 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
15 Июня 2014 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Мая 2013 - День Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Мая 2010 - Проповедь в Торжество пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)