МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Февраля 2023 года

Septuagesima


Матфея 20:1-16
1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4. и им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли.
5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же.
6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «что́ вы стоите здесь целый день праздно?»
7. Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, полу́чите».
8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых».
9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11. и, получив, стали роптать на хозяина дома
12. и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной».
13. Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14. Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что и тебе;
15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»
16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Дорогие братья и сестры,
По своему собственному опыту обращения я знаю, что у многих новобращенных христиан, равно как и у многих противников христианской веры, возникают существенные трудности с одной важнейшей для нас доктриной: доктриной покаяния и прощения грехов.

Вопрос, который задают такие люди, принимает как правило подобную форму. Возьмём для примера какого-нибудь злодея: например, серийного убийцу и каннибала Джефри Даммера, зверски убившего 17 человек. Некоторые источники по его биографии говорят о том, что в конце жизни Даммер покаялся (во всяком случае, он сам так утверждал), уверовал во Христа и даже принял крещение в тюремной часовне.

Я не знаю точно, правда ли это и не знаю, было ли покаяние Даммера искренним. Но если предположить, что оно было настоящим и искренним, возникает вопрос: если такой человек покается, исповедует свои грехи и примет Христа как своего Спасителя - неужели и такой человек может быть прощен Богом и спасен? И все его страшные злодеяния будут прощены, вот "просто так"?

Сегодня мы услышали очень интересную притчу из Евангелия от Матфея: притчу о работниках в винограднике. И мне кажется, именно эта притча позволит нам наметить хотя бы контуры ответа на этот вопрос. Хотя, для обычного человека, который только начал делать первые шаги в христианской вере эта притча представляет собой существенную трудность. И так трудна эта притча потому, что ее не столько трудно истолковать (как раз смысл ее вполне прозрачен и не нуждается в комментариях), сколько очень трудно осознать и принять ее главный вывод.

Итак, "Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой". Хозяин дома - в данном случае аллегорическое изображение Самого Бога. А виноградник - Царствие Небесное, стать частью которого Господь приглашает людей.

И вот, Хозяин в течение дня набирает работников в свой виноградник, т.е. приглашает работников приобщиться к Своему делу. Сначала идут работать одни, позже - другие, третьи и т.д. В конце дня приходит время расплачиваться с работниками. И вот, что мы видим: "Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: "позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых". И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: "эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной" (Матфея 20:8-12).

С точки зрения нашей с Вами обыденной логики, Хозяин ведет себя не просто странно, он ведет себя несправедливо. Работникам, которые начали работу только под вечер, он хочет заплатить столько же, сколько причитается работавшим целый день!

С чем это можно сравнить? Представьте, если бы спортсмен (например, тяжелоатлет) за 15 дней тернировок достигал такого же результата, к которому другие спортсмены шли предыдущие 15 месяцев. И мало того, представьте, что (все) эти спортсмены, выходя на соревнование, все как один получают золотые медали, независимо от того, какой результат они показали. Человек, умудренный житейским опытом, наверняка скажет: "Так не бывает, такое просто невозможно!".

Ну что же, может быть, такое действительно невозможно. Но к счастью, в данном случае мы имеем дело не с оплатой за труд и не с соревновательными результатами. Мы имеем дело с Божьей Милостью, с Его Волей и Его Выбором: "Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных" (Матфея 20:13-16).

Господь, Хозяин виноградника, на первый взгляд ведет себя неразумно и расточительно. Однако, в действительности Его действия основаны не на мирских представлениях об оплате труда, но на Его Выборе и самое главное - Его милости. Той самой милости, благодаря которой люди их всех народов и всех стран могут прийти к Богу через Иисуса Христа, умершего за нас на кресте и принявшего на себя наши грехи. И Христос, который есть наш Путь к Богу - тоже один для всех, независимо от того, в какой момент жизни или в какой момент мировой истории человек к Нему пришел.

Возьмём для примера Божье Слово - Ветхий Завет. Иудеи приобщились к нему за многие века до язычников. И хотя у иудеев было больше времени чтобы тщательно проработать этот текст, сохранить его и осмыслить - по большому счёту, это не играет роли. Потому что в конечном итоге как иудеи, так и язычники приобщились к одному и тому же Божьему Слову, подлинным автором которого являеся Сам Бог.

Другой пример: когда апостолы приходили в тот или иной город - они в первую очередь шли проповедовать в иудейские синагоги. Потом - как правило, после того, как иудеи отвергали их Благоую Весть - они начинали проповедовать язычникам. Но по сути это было не важно, т.к. и тем и другим они проповедовали Одного и того же Христа. Того Самого Христа, который Своей Крестной Смертью принёс Спасение всему миру - как иудеям, которые ждали своего Мессию уже многие века, так и язычникам, которые узнали о Спасителе намного позже иудеев.

Вот еще пример: Грузия, как считается, приняла христианство около 326 г. н.э., то есть примерно за 600 с лишним лет до Руси. Означает ли это, что грузинские христиане имеют какое-то "благодатное преимущество", по отношению к российским христианам - ведь грузины начали свой путь веры на столетия раньше? Нет, не означает. Потому что и те и другие приобщились к одному и тому же Богу, через одного и того же Иисуса Христа стали членами одной и той же Христовой Церкви.

Потому что Тот, Кто образовал на земле эту Церковь, говорит: "Я (...) хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?".

Воистину: "... так будут последние первыми, и первые последними". И те, кто начал раньше и те кто начал позже - получают одну и ту же награду. Почему так? Потому что Спасение - это не то, что мы сами созидаем, не то, что мы можем заслужить. Не то, что мы можем сами заработать или сами выстроить. Спасение в Иисусе Христе дано нам как дар от Бога. Именно об этом говорит Св. Павел в послании к Ефесянам: "Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился" (Ефесянам 2:8-9).

Благодать есть ни что иное, как Божья Милость к нам - Его падшим творениям. И эта милость оказана нам не потому, что мы ее чем-то заслужили, но скорее наоборот - потому что мы ее не заслужили. Милость - целиком зависит от Того, Кто милует. Как говорит всё тот же Св. Павел, но уже в Послании к Римлянам: "Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Римлянам 9:16).

Если бы мы могли расчитывать на Спасение как на плату за наши труды или награду за наши заслуги - это делало бы Бога нашим "должником". Но Тот в Чьих Руках и небо и земля по определению не может быть ничьим должником. Об этом Св. Павел говорит всё в том же Послании к Римлянам: "Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Римлянам 4:4- 5).

И именно о такой вере, которой мы оправданы перед Богом через Иисуса Христа Павел и говорит в своем послании. Иисус Христос, воплотившийся Единородный Божий Сын, взощёл на Крест Голгофы и принял наши грехи на себя. И теперь всякий, кто уверует в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (Иоанна 3:14-16).

И на каком этапе своей биографии человек пришел ко Христу и принял Его Крестную Жертву как принесенную лично за себя - не играет никакой роли. "Последние будут первыми и первые последними". И те и другие получают одно и то же Спасение.

Покаяние есть ни что иное как изменение сознания (буквально – “перемена ума”), во время которого кающийся человек под действием Божьей благодати осознает, какие грехи и злодеяния он до этого совершал и начинает стремиться к тому, чтобы оставить свой грех и никогда больше к нему не возвращаться. И конечно, когда Господь своей благодатью начинает действовать в сердце кающегося грешника, ведя его к покаянию и исправлению - это процесс для грешника не всегда приятный и не всегда безболезенный. Но Бог принимает кающегося грешника независимо от его прошлых согрешений. Прекрасный тому пример: Апостол Павел, до своего обращения совершивший немало злодеяния против Христовой Церкви. Но был принят Христом и прощён.

Если позволите, я бы хотел процитировать очень сильные слова константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста (VI-V века) - одного из выдающихся проповедников и учителей Христианской Церкви. Комментируя эту притчу, Златоуст говорит: «Кто работал с первого часа, – тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, – пусть с благодарностью празднует. Кто успел придти после шестого часа, – пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, – пусть приступит, нисколько не сомневаясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час, – пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печется; и тому дает, и этому дарует…» (Иоанн Златоуст, Слово Огласительное во Святый и Светоносный день преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения. Творения. Книга. 1. – Пг., 1916. с. 38–39).

Быть может, кому-то такая схема покажется несправедливой. Но тому, кто дерзнёт обвинить Хозяина Виноградника в несправедливости, этот Хозяин ответит: "Разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?" (Матфея 20:15).

Кстати, то же самое мы видим в притче о блудном сыне, которая посвящена всё той же проблеме покаяния. Если помните, старший сын верно работал на отца многие годы пока его брат проматывал отцовское состояние с женщинами лёгкого поведения. И вот, когда непутёвый брат возвращается, старший сын даже обижается на отца: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка» (Луки 15:29-30).

Но отец отвечает ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал, и нашёлся» (Луки 15:31- 32).

Мы видим, что недовольный старший брат обращает внимание прежде всего на грехи младшего. В то время как Отец (в этой притче это опять же аллегорическое изображение Бога) обращает внимание прежде всего на покаяние непутёвого сына. Именно поэтому притча о блудном сыне предваряется такими словами Христа: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Луки 15:7).

Итак, если попробовать подвести итоги. Вернёмся к примеру, с которого мы начали: серийного убийцы Джефри Даммера. Если его покаяние действительно было искренним и если в день Воскресения Мёртвых мы увидим его среди спасенных - нам нужно будет не возмущаться, что Даммер принят "просто так" (даже после всех своих злодеяний!), но радоваться, что произошло чудо спасения человека. Радоваться, что этот (некогда) жестокий убийца "был мёртв, и ожил, пропадал, и нашёлся". Нам следует радоваться о покаянии грешника, а не мнить себя праведниками, не имеющими нужды в покаянии. Потому что Господь - наш Хозяин Виноградника - говорит: "Я (...) хочу дать этому последнему то же, что и тебе".

И если вдруг кому-то из нас покажется, что Хозяин Виноградника не справедлив когда допускает к Себе раскаявшегося грешника - без всяких предварительных условий - пусть такой христианин вспомнит, что и сам он когда-то тоже был таким же кающимся грешником. Грешником, который тоже принят Богом по неизреченной Божьей милости, а не в силу своих выдающихся заслуг. И поэтому нам надлежит, как сказано в книге пророка Даниила: "уповать не на праведность нашу, но на великое [Божье] милосердие" (Даниил 9:18).

Если кому-то покажется, что кающийся грешник после всех своих злодеяний был принят несправедливо, потому что после всего что он сделал он не заслуживал Божьей Милости - такому христианину следует вспомнить о том, что и мы, как грешники, не заслуживаем Божьей Милости. Что эта милость дана нам как Божий Дар, а не как ответ на наши добрые дела и на наши заслуги.

В одном из наших молитвенников я нашел такую формулировку: "Помоги, Господи, помнить о том, что я не имею права быть немилостив к тем, кому Ты оказал милость". Вот мне кажется, именно такие слова следует сохранить в наших сердцах. Потому что притча о работниках в винограднике напоминает нам о том, чтобы мы не превозносились над другими и не мнили о себе слишком много. Чтобы не рассматривали наше спасение как то, что мы сами постепенно созидаем или как то, что приходит к нам в ответ на наши заслуги. Потому что милость Спасения дана нам именно незаслуженно, как дар.

Господь говорит: "Возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе". Ибо "...так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных" Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 05.02.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Января 2024 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
13 Февраля 2022 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор  Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)