МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Февраля 2017 года

Septuagesimae


1 Кор.9, 24-27
Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Иногда, когда слышишь или читаешь в новостях, какие гонорары получают спортсмены, то не испытываешь ничего, кроме злости. И в самом деле: во-первых, ты работаешь, делая реальное дело; во-вторых, платят за это мало, так что приходится искать дополнительные заработки. И всё же, несмотря на все усилия, хватает ровно настолько, чтобы как-то свести концы с концами, причём никаких роскошеств нет и не предвидится. А когда смотришь вперёд и думаешь о пенсии, то ничего, кроме тоскливого ужаса не испытываешь, ибо на российские пенсии можно только существовать, но не жить. Какие чувства могут возникнуть на таком фоне, когда слышишь о миллионных гонорарах, получаемых людьми, в общем-то не создающими никаких ценностей? Но потом, по зрелом размышлении становится их жаль. Всё имеет свою цену. Профессиональные спортсмены ведут образ жизни, который никак нельзя назвать приятным. Не случайно в большом спорте надолго не задерживаются. Поддержание формы требует строжайшего режима, в котором нет места никаким излишествам, ибо отступление от правил равносильно поражению: ты расслабился, но твой конкурент – нет. Именно поэтому и получается то, о чём пишет св.Павел в услышанном сегодня чтении из 1 Послания к Коринфянам: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?». Условия спорта всегда были суровыми. Они были таковыми уже во времена Павла – не случайно он называет спортсменов подвижниками. Сейчас условия стали ещё более суровыми – об этом в том числе свидетельствует всё более усиливающееся применение допингов – сам по себе организм уже перестаёт справляться с нагрузками. И вот, апостол уподобляет спортсменам христиан. Христиане - тоже подвижники, они тоже воздерживаются от всего. С той только разницей, что, как говорит апостол, «те для получения венца тленного, а мы - нетленного». Свою аналогию Павел заканчивает напутствием: «Так бегите, чтобы получить». Что следует из слов Апостола, что он хочет нам сказать – что у нас такая же жёсткая конкуренция, как у спортсменов?

Нет, конкуренции между нами нет - нам не требуется состязаться в количестве поклонов, числе вызубренных наизусть стихов из Библии, долготе богослужений и в иных видах благочестия. Но в то же время нет никакой «дешёвой благодати» и «лёгкого» христианства, а есть следование за Христом, являющееся не увеселительной прогулкой, а подвижническим деянием. Причём вовсе не из-за сопряженности с непониманием, отвержением или даже гонениями. Оно является подвижническим деянием вследствие того строгого режима, который христианам, как и спортсменам, надлежит соблюдать. Соблюдать, чтобы поддерживать форму, благодаря которой мы обретаем возможность достигнуть цели – нетленного венца. Что же это за режим? Следование воле Господа. Следование, при котором мы уподобляемся Христу, а не неверующим. Мы не можем делать того, что хочется – того, к чему подталкивают мир, дьявол и собственная порочность. У нас нет вседозволенности, у нас нет свободы греха. Спасение совершает Бог, но Он спасает не всех, а только верных. Кто такие верные? Доверяющие Богу, действительно следующие за Ним и поддерживающие форму, позволяющую осуществлять это следование. Что означает поддерживать форму? Это означает делать то, что Господь желает и не делать того, чего Он не желает. А ещё это означает, что, даже упав, ты не остался валяться в грязи, но поднялся, очистился и пошёл дальше. Сегодня наличествует множество сущностей, почитаемых миром нормальным образом жизни, но мы их таковыми не почитаем и не можем принимать, потому что с точки зрения Бога они являются грехом, т.е. нарушением Его воли. Не принимать то, что другие почитают нормальным – это очень и очень непросто. Не принимать и не делать то, что делает большинство, соблюдая себя в чистоте для Господа – это воистину подвижническое деяние. Но увы, понятие о последовании за Христом, как о подвижничестве, сегодня совершенно утрачено. Вернее, не то чтобы утрачено, но оказалось где-то на задворках. Подавляющее большинство рассматривает христианство, как удобную форму бытия, в которой Бог исполняет роль страхователя от неприятностей и подателя мирских благ. Как сказал в проповеди один американский протестант: я молился о машине – молился плохо и получил «мерседес; если бы молился лучше, то получил бы «кадиллак». Но последование за Христом осуществляется не ради обретения материальных благ и не ради безопасного жития - тем более, что ни того, ни другого Господь не обещал. Как раз наоборот – Он предупредил учеников, сказав «в мире печальны будете». Последование за Христом – это любовь, т.е. непреодолимая благожелательность к ближним, служение им, нестяжательство, самоотречение, самопожертвование – таковы вехи на пути верного. Если всего этого нет, то нет и подлинного последования. Что касается внешних обрядовых форм, то их может и не быть. Есть много примеров тому, как в советских лагерях, напрочь лишённые возможности участвовать в мессе, истинные верные, несмотря на все ужасы, жили, как подобает верным, служа Богу и ближним. Именно в этом служении и заключается христианство. В этом, а не во внешней набожности, не в многоречивом теоретизировании на Библейские темы и не в постном меню.

Мы призваны быть проводниками света грядущего небесного Царства, свидетелями Господа. Так или иначе, но мы благовествуем – в результате чего люди либо обращаются ко Христу, либо не обращаются. Если не обращаются, потому что наше благовестие, наше свидетельство неубедительно, то это плохо. И стоит задаться вопросом: а почему оно неубедительно? Может быть, потому что мы в плохой форме? Павел следил за собой, чтобы иметь силы для последования, чтобы его жизнь соответствовала благовестию. Будем следить за собой и мы, чтобы жить по слову апостола: «…я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

28 Января 2024 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
05 Февраля 2023 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
13 Февраля 2022 - Septuagesima (Пастор  Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор  Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор  Д. Лотов)