МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Января 2013 года
Septuagesimae
Лк.17, 7-10
Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Почему Новый Завет уделяет столь большое внимание любви? О ней говорил Иисус, о ней говорили апостолы. В том числе апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал, что даже величайшие Божьи дары обращаются в ничто, если их обладатель не имеет в себе любви. Они говорили так, потому что деяние, совершаемое с любовью, совершается как жертвенное служение. Истинно любящий не мыслит о воздаянии, не рассчитывает на него – он счастлив тем, что имеет возможность сделать что-либо для того, кого любит; он счастлив тем, что нужен тому, кого любит. Деяние, совершаемое вне истинной любви, носит характер одолжения. Такое деяние совершается как раз в расчёте на воздаяние, по принципу «ты – мне, я – тебе». И вот, в результате то и дело случается так, что человек имеет проблемы, но не хочет обращаться за помощью, ибо не хочет считать себя кому-то чем-то обязанным, должным. Ведь долг рано или поздно придётся отдавать. Более того. Воздаяние – это даже не дело доброй воли, это обязанность. Если ты что-то для кого-то сделал, то имеешь полное моральное право потребовать ответной услуги. В этом ожидании воздаяния нет ничего хорошего. Оно является разновидностью корыстолюбия, и показывает человека отнюдь не с лучшей стороны. Ещё хуже то, что человеческими взаимоотношениями ожидание воздаяния не исчерпывается – оно проецируется и на отношения с Богом. Я молился, я постился, я уповал, я жертвовал. Следовательно, я вполне вправе ожидать ответных благодеяний. И какая смертельная обида на Бога приходит, когда ожидания оказываются обманутыми! Бог мне должен, а ничего не делает: не исполняет мои просьбы, не вытаскивает меня из той грязи, в которой я периодически оказываюсь, не способствует моему процветанию и всё прочее в том же духе.
Но кто ты такой, чтобы Бог был тебе должен? Чтобы тебе кто-то задолжал, ему надо что-то дать. Но что ты можешь дать Богу, чтобы Он оказался должным тебе хотя бы в малом? Ничего, потому что весь мир является творением Бога. Здесь всё принадлежит Ему, а мы лишь пользователи Его собственности. Более того. Мы не только не можем ничего дать Богу – мы даже не можем исполнить Его волю, не можем удержаться в состоянии праведности, потому что каждодневно грешим, тем самым оскорбляя Творца и ввергаясь в состояние неправедности. Для того, чтобы быть праведным, надо исполнить Закон в полной мере, а это в принципе невозможно – об этом свидетельствует вся Ветхозаветная история. Даже величайший из пророков – Моисей – даже он согрешил перед Богом, за что и был наказан тем, что не вошёл в Святую Землю. Увы, человек не в состоянии ни исполнить Закон, ни заслужить Божью милость. А уж о том, чтобы сделать Бога должным, вообще речи быть не может. И всё, чем человек может похвалиться, перед Богом не имеет никакой ценности. Ты сделал пожертвование? – это хорошо, но нужно ли оно Богу? Нет, потому что в этом мире всё и так принадлежит Ему. Это пожертвование нужно тебе самому, чтобы организовать нормальную деятельность общины. Ты построил церковь? – хорошо, но нужна ли она Богу? Нет, Ему она не нужна – она нужна тебе, чтобы у тебя и твоих единоверцев было место, где можно собраться всем вместе. Нужны ли Богу твои молитвы, служение, твоё стремление приблизиться к Нему? Нет. Всё это нужно не Богу, а тебе, потому что это ты – грешник, обречённый на осуждение и смерть, и твоё спасение нужно не Богу, а тебе самому. Бог в состоянии спасти нас от вечной смерти, но Он не должен нас спасать. Он не обязан нас спасать. Спасение – не долг, а милость.
Человеку свойственно похваляться своими деяниями, оповещая ближних и дальних о своих заслугах. И перед людьми у человека заслуги бесспорно могут быть. Но перед Богом их нет. Если бы они были, можно было бы спастись своими силами, без Христа. Но Откровение Господне, данное нам в Св.Писании, однозначно говорит, что спасение без Христа невозможно. Бог унизился до нашего образа, дал нам возможность стать членами Его народа. Он дал нам возможность потрудиться на Его ниве. Но всё сие не потому, что мы имеем перед Ним какие-то заслуги. Всё это милость и только милость. Тем более, что свои труды мы то и дело исполняем халтурно. Так кто и кому должен? Бог не должен нам ничего. Это мы должны Ему постоянно. А если именно мы постоянно должны Ему, то почему считаем, что Он обязан что-то для нас делать?
В одном из романе Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» описывается город, жители которого раз в год проводили интересную церемонию: сначала они каялись перед Богом в своих грехах, а потом зачитывали Богу длинный список того, в чём Бог, по их мнению, согрешил против них. Это, конечно, выдуманная ситуация, но она отражает реальность, ибо есть немало людей, которые имеют в своём сердце список того, что Бог должен был сделать, но не сделал. Увы, с такими умонастроениями далеко не уйдёшь. И никакое возрастание во Св.Духе в этом случае невозможно. Поэтому каждый из нас должен воспитывать в себе самое главное свойство христианина – смирение.
Смирение помогает понять истину о том, кто кому должен. Смирение помогает понять, сколь велика милость Бога по отношению к нам и искренне ей возрадоваться. Смирение помогает надлежащим образом оценить тот факт, что Господь, по Своей милости, дал нам возможность потрудиться на Его ниве. Смирение помогает воспринять эту возможность именно как милость и искренне возблагодарить за неё. Бог не должен нам ничего. Мы должны Ему постоянно. Поэтому не будем мнить о себе, не будем гордиться сделанным, но поступим в соответствии с тем, что сказал нам оказавший нам милость Христос: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
28 Января 2024 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
05 Февраля 2023 - Septuagesima (Пастор Е. Романенко)
13 Февраля 2022 - Septuagesima (Пастор Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
28 Января 2018 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)