МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Января 2018 года
Septuagesimae
Мф.19, 27-30
Тогда Пётр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Иногда люди задают некорректные вопросы. Вопрос Петра, услышанный в сегодняшнем Евангелии, как раз из таких: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?». Т.е. что Ты нам дашь за то, что мы последовали за Тобою? Иисус, конечно, мог бы упрекнуть Петра, потому что такая постановка вопроса в корне неправильна. Если ты следуешь за Господом для того, чтобы от Него что-то получить, то лучше за Ним вообще не следовать. Но Иисус не упрекает Петра. Ведь только что состоялся разговор с богатым юношей, который отказался следовать за Христом, т.к. богатое имение оказалось для него дороже. Ну и плюс слова Иисуса о том, что очень трудно имеющему богатство войти в Царство Божие. Однако, богатство есть понятие относительное. Когда миллионер захотел купить у воздухоплавателя его шар, тот сказал: этот шар – всё, что у меня есть; Вы готовы отдать за него всё, что есть у Вас? У Петра не было большого имения, но всё же у него был дом и промысел. Это было всё его достояние и он его действительно оставил. Поэтому Иисус не упрекает, а поясняет: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную». Т.е. важна не абсолютная ценность оставляемого, а сам факт оставления. Хорошее пояснение, но, прямо скажем, легче от него не становится. Ведь получается, что для того, чтобы стать участником Небесного Царства, нужно стать бесприютным странником, бросив всё – и дом, и близких. Но как можно совместить сие со словами Самого же Иисуса о святости брака, при котором муж и жена становятся одной плотью, причём человек не должен разлучать их? Или как совместить сие с заповедью о почитании родителей?
Служение Апостолов было уникально. Вначале они ходили с Иисусом, утверждаясь в Его Слове, а затем ходили уже без Него, чтобы насаждать это слово, причём на одном месте подолгу не задерживались. Посмотрите на карту путешествий Павла, посчитайте, сколько общин было им утверждено – понятно, что сильно задерживаться он не мог. Однако, начатое им служение продолжалось. Утвердив общину, он поставлял к ней пресвитера или епископа. Так же поступали и остальные апостолы. И вот, эти, поставленные Апостолами служители, уже никуда не ходили – они находились при вверенной ими общине постоянно. Т.е., жили в своих городах и деревнях, у них были семьи и дома и ничего этого они не оставляли. Можно ли поэтому сказать, что они были менее верующими или менее верными Господу? Мож-но ли сказать, что они не стали участниками Царства? Никоим образом. Просто у них была другая форма служения. Впрочем, и апостолами они уже не назывались. Кроме того, Господь вознёсся, так что очевидно, что форма последования за Ним изменилась. Так как же понимать сказанное Иисусом?
Внешние дела человека всегда являются выражением его внутренних помышлений и желаний. Какие же помышления побуждают к следованию за Иисусом? Как уже было сказано в начале, если следование рассматривается, как способ что-то от Него получить, (т.е. я за Тобой следую, а Ты дай, что мне хочется) то лучше вообще не следовать, потому что никаких сделок с Богом нет и не может быть. Какая же мотивация будет правильной? Человек следует за Иисусом потому, что познал, что Господь есть Истина, в то время как всё остальное - ложь и заблуждение. Вот почему происходит последование: не по причине желания что-то получить, а по причине желания пребывать в Истине. Этим определяется всё – в т.ч. отношение к ближним и к имуществу. Ни то, ни тем паче другое не стоит на первом месте, потому что на первом месте стоит пребывание в Истине. В обычной жизни ближние хотят, чтобы ты всецело принадлежал им, а имущество как нельзя лучше умеет к себе привязывать. Поэтому обычный человек печётся об имуществе, о его приращении и живёт во многом ради ближних. Причём под ближними в данном случае разумеются не люди вообще, а члены семьи и ближайшие друзья. Но при таких условиях последования за Христом не получится, потому что нельзя принадлежать Христу и ближним одновременно в равной степени. Если ты действительно хочешь следовать за Господом, то всё, мешающее последованию, должно быть оставлено. Что это значит? Это значит, что на первом месте в жизни должен находиться Иисус. Всё остальное занимает подчинённое положение. Об этом хорошо сказал Павел: имеющие должны быть как неимеющие. Да, у тебя кто-то или что-то есть, но это не главная и не абсолютная ценность. Если суметь мыслить подобным образом, то это и будет то, о чём говорит Господь: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».
Совершение такого переворота в сознании и в жизни может показаться чем-то очень страшным, совершенно разрушающим бытие, лишающим его всякого комфорта. Но это не так. Более того. Как сказал Господь, пересмотрев своё отношение к видимой реальности и поставив на первое место Христа, можно действительно получить намного больше оставленного. Прежде всего, если перестать терзаться заботами о приумножении имущества, то жить становится намного легче. Тем более, что всё реально необходимое будет дано. А что сверх того, то особенно и не нужно, потому что только излишне отягощает. Далее. Можно бояться идти за Христом, потому что в этом случае придёт непонимание со стороны ближних, разрушающее существующие с ними отношения. Что ж, тут следует помнить, что, воцерковляясь, человек обретает множество людей, близких не по случайному стечению обстоятельств, именуемому родством, но по духу. А духовная общность стоит намного выше физиологического родства. Внутренний мир обретается именно среди людей, близких по духу. Однако, духовное родство не исключает кровного – именно поэтому мы призваны стремиться к тому, чтобы и наши кровные ближние обратились ко Христу.
Господь говорит: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». В этом мире люди рвутся к известности, наградам, званиям, титулам, истощая в борьбе силы и время. При последовании за Христом всё это оказывается совершенно не нужным. Поэтому истинный христианин в повседневности может быть очень скромным и неприметным. И не потому, что хочет выглядеть суперправедным, а потому что мирские отличия для него просто не актуальны. Ведь Бог зрит не на внешнее положение, а на сердце человека, поэтому в Царствии Божием всё может быть именно так, как сказал Иисус – простые и незаметные люди займут возвышенное положение, в то время как считавшиеся в этом мире знаменитостями окажутся ничем. Как сказал мне однажды собрат по служению, «Если Вы достигните Божьего Царства, то очень удивитесь, увидев кто там есть, а потом удивитесь ещё больше, когда увидите, кого там нет».
Апостолы нигде не задерживаясь надолго. Они были странниками. Нам будет проще совершать свой путь, если и мы осознаем себя странниками. Тем более, что именно так определяет нас Св.Писание, где сказано, что на этой земле мы странники и пришельцы, как и все отцы наши. А странствовать надо налегке, чтобы ничего не отягощало и не препятствовало. Во время Великой Французской революции братья короля ускакали из Парижа на лошадях без всякого имущества – и благополучно пересекли границу. Король Людовик XVI решил бежать в огромной тяжёлой карете, содержавшей всё необходимое для королевской жизни - поэтому вскоре был настигнут и арестован. Странствовать надо налегке, поэтому да поможет нам Господь оставить всё, мешающее последованию за Ним, и последовать, дабы стало по слову Его: «всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
28 Января 2024 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
05 Февраля 2023 - Septuagesima (Пастор Е. Романенко)
13 Февраля 2022 - Septuagesima (Пастор Е. Романенко)
07 Февраля 2021 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
31 Января 2021 - Septuagesima (Пастор Д. Лотов)
09 Февраля 2020 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
17 Февраля 2019 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
12 Февраля 2017 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
24 Января 2016 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
01 Февраля 2015 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
16 Февраля 2014 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
27 Января 2013 - Septuagesimae (Пастор Д. Лотов)