МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Января 2023 года
2 воскресенье после Богоявления
1. Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
2. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
3. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,
4. и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.
5. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.
6. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.
7. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.
Сегодняшняя месса совершается во второе воскресенье времени Богоявления – времени, название которого напоминает нам о могуществе Всевышнего, являвшемся в случаях Его прямого вмешательства в повседневность. И вот, в 4- ой Книге Царств мы прочитали об одном из таких вмешательств - о поразительном чуде, совершённом пророком Елисеем. Когда читаешь о подобных случаях, то испытываешь двойственное чувство. С одной стороны, трепет перед величием Творца, а с другой – горькое сожаление о том, что сегодня такие чудеса не совершаются. И вот вопрос: почему же такая несправедливость? Почему во времена Илии и Елисея да, а сейчас нет? Ведь каким знамением для неверующих и ложных христиан могло бы стать подобное чудо! Сколь многих колеблющихся и сомневающихся оно обратило к вере! Так почему же нет?
Время, описываемое в 4-ой Книге Царств, равно как и предшествующее ему, было куда более грубым, нежели сегодняшнее. Народ Израиля был уникальным островком в море язычников, которые вместо истинного Бога поклонялись либо сотворённому Им, либо персонифицированным силам природы, либо бесам. Поэтому требовалась наглядное явление силы Истинного Бога, дабы отвратить людей от поклонения идолам, от поклонения ложным или, вернее сказать, мнимым богам. А кроме того, в то время народ был лишён Св.Писания и мог познавать волю Божию исключительно через служение пророков. Сегодня у нас есть Писание, где, по изволению Св.Духа, собраны свидетельства воли Божией и явлений Его силы. Соответственно, для того, чтобы узнать, как об Истинном Боге, так и о том, что Он хочет от нас, не нужно идти куда-то далеко, не нужно искать пророка. Достаточно открыть Библию. В наше время Писание исполняет ту же функцию, что во времена Илии и Елисея исполняли пророки. Оно назидает, предостерегает, показывает, куда идти и что делать. Можно сказать так: Бог открывает нам Себя его посредством. Этот момент применительно к Новому Завету прекрасно выражен евангелистом Иоанном: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Благодаря Писанию, мы имеем куда больше свидетельств, было у сынов Израилевых во времена древних пророков. В этих свидетельствах есть существенный момент. Даже тогда, когда людям требовалась грубая наглядность, Бог не хотел дешёвых сенсаций. Представьте, как эффектно можно было бы обставить чудесное умножение елея, о котором мы слышали сегодня! Когда Христос совершил нечто похожее, а именно умножение хлебов, народ так впечатлился, что хотел сделать Его царём. Пророк Елисей также мог бы произвести ошеломляющее впечатление. Но, в отличие от людей, Бог не спекулирует на человеческом горе. Ведь ситуация у вдовы была критическая: «Теперь пришёл заимодавец взять обоих моих детей в рабы себе». Современные чиновники любят использовать трагические ситуации для саморекламы и раздавать помощь перед камерами корреспондентов. Бог так не поступает. Чудо совершается за закрытыми дверями, и только пророк и вдова понимают смысл происходящего. Таков путь действий Истинного Бога и Его служителя.
Чудеса происходят и сегодня, причём могут быть не менее впечатляющими, нежели умножение елея. Не стоит думать, что Господь не печётся о нуждах Своих верных и бросил их на произвол судьбы. Но так же, как и в случае со вдовой, они происходят за закрытыми дверями, а верные вовсе не спешат делиться подробностями совершившегося, потому что есть моменты, которые существуют только между Богом и тобой. Ни на кого другого они не рассчитаны, и потому любая огласка будет профанацией. Можете быть уверены, если с кем-то из вас случится нечто подобное, у вас не будет ни малейшего желания делится подробностями с ближними. Если же случайно скажете лишнего, то сразу почувствуете, что этого не следовало делать. Это первое. Второе. То, что случилось между Елисеем и вдовой, показывает нам, каков должен быть путь верных. Что это значит? Бог не столь часто творит некое действие Сам. Как правило, Он действует через людей. В т.ч., при совершении чуда, о котором мы читали сегодня, Он действовал через пророка Елисея. Далее. Совершённое Елисеем было не чудом ради чуда, а спасением ближнего из отчаянного, практически безвыходного положения. Частью нашего служения, как верных Божьих, как учеников Иисуса Христа, является помощь ближним, оказавшимся в тяжёлой ситуации, а то и их спасение – всякое бывает. В таких делах никакая огласка невозможна и недопустима. Люди так устроены, что им не просто принять помощь от ближнего даже в случае глубокой нужды. Есть тут некая психологическая блокировка. Поэтому при оказании помощи от нас требуется особая деликатность, чтобы не причинить ближнему ненужных страданий. Не думаю, что Елисей, спасший детей вдовы от рабства, а её саму от созерцания своих детей в рабском состоянии, потом ходил и повсеместно похвалялся: я тут, знаете, недавно одну вдову спас. Следовательно, и нам не следует говорить о своих деяниях. А то получается что-то, хотя и неприличное, но в изобилии наблюдаемое сегодня - нуждающимся раздают помощь под объективами камер, а потом ещё говорят: вот, какие мы хорошие, столько-то комплектов того и сего раздали. Из чего всем следует сделать вывод, что эти даятели просто супер, а партия, к которой они принадлежат, самая лучшая. Ещё. Елисей совершил чудо не сам по себе – Бог дал ему силу, необходимую для совершения. Или, вернее будет сказать так: Бог дал ему силу, необходимую для его служения. Не для совершения единовременного деяния, но для служения как такового. Если мы будем служить Богу по-настоящему, т.е. искренне; служить не потому, что хотим от Него каких-то благ, но потому, что не можем НЕ служить, то Он даст Свою силу и нам. В том числе и для совершения поистине удивительных деяний. Причём вот что существенно. Если Бог сочтёт нас достойными для таковых, то нам не захочется хвалиться полученным от Него. Потому что, когда у человека меняется сознание, когда он преображается под действием Святого Духа, ему становится не до глупостей. Дел много, а времени слишком мало для того, чтобы тратить его на всякую ерунду. У Бога много сокровищ, и Он отнюдь не скрывает их. Более того, Он желает дать их нам. Но обретёт их лишь тот, кто: первое – захочет их получить; второе – будет готов к этому получению, т.е. использует их именно для того, для чего они были даны, т.е. для служения Богу через ближнего. Именно такого служения, пример которого явил нам пророк Елисей. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
14 Января 2024 - 2 воскресенье после Богоявления – (Пастор Д. Лотов)
16 Января 2022 - 2 воскресение после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
17 Января 2021 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
19 Января 2020 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор Е. Романенко)
20 Января 2019 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор Е. Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор Г. Азиков)
15 Января 2017 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
17 Января 2016 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор Д. Лотов)
15 Января 2012 - 2 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)