МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Января 2019 года

2 воскресенье после Богоявления


Дорогие братья и сестры, в последнее время в мировом кинематографе появился интересный жанр фильмов. Называют их «мотивирующие» фильмы, «вдохновляющие» фильмы. В них, как правило, показан герой, который либо теряет все, что имеет, либо живет на грани нищеты, является изгоем. И вот, такой герой проходит через многочисленные испытания, упорно трудится не покладая рук, и, в конце концов, добивается успеха. Если Вам случалось смотреть фильм «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом в главной роли – он как раз об этом.

Такие истории успеха, истории о людях, которые стали «кузнецами своего счастья», обычно очень вдохновляют. Ведь зритель, так или иначе, ассоциирует себя с главным героем. И для зрителя такая история означает, что если и он поставит перед собой ясную цель и на пути к этой цели проявит усердие, трудолюбие, смекалку и прочие выдающиеся личные качества – то, в конце концов, добьется успеха. Я сам нередко смотрю такие фильмы, иногда даже смотрю их с удовольствием. Однако, мне не раз доводилось слышать, как в качестве примера таких мотивирующих историй, историй о «кузнецах своего счастья», приводят историю Иосифа, о которой мы сегодня слышали.

Ну что же, на первый взгляд, определенные сходства действительно можно найти. Иосиф, как и многие «кузнецы своего счастья» тоже упал на самое дно. Причем, в прямом смысле слова. Если помните, история началась с того, что его братья бросили его в глубокий ров.

Иосиф тоже потерял все - из свободного человека и любимого сына своего отца стал рабом. И кроме того, он был уведен в плен, на чужбину. А в древнем мире это очень часто означало смерть. Ведь в те времена, о которых идет речь, если ты жил в той или иной местности, ты постепенно обрастал связями – и семейными и дружескими. В случае беды или угрозы есть те, кто может тебе помочь, кто может за тебя вступиться. А вот на чужбине ты, как сейчас говорят, “никто и звать тебя никак”. Там обидеть или даже убить тебя может кто угодно.

Итак, Иосиф, как и герои мотивирующих историй, падает на самое дно. Он теряет всё. Он находится на грани жизни и смерти (кстати, его отец, Иаков, полагал, что Иосиф действительно умер). Иосиф, как и герои вдохновляющих историй, прошел через очень суровые испытания — предательство, рабство, тюремное заключение…

 

Но вот можно ли сказать, что Иосиф, как и герои этих самых вдохновляющих историй, был «кузнецом своего счастья»? Что Иосиф, упав на самое дно, заново (как сейчас говорят, «с нуля») «отстроил» собственную жизнь? Что он достиг своей заветной цели благодаря своему упорству и трудолюбию, и прочим выдающимся личным качествам?

Думаю, что нет. То есть, поймите меня правильно. Вполне возможно, что Иосиф и обладал такого рода качествами - усердием, трудолюбием, терпением, смекалкой. Однако, не эти качества имели решающее значение. Потому, что если мы внимательно читаем историю Иосифа, то понимаем, что главным ее действующим лицом является отнюдь не Иосиф:

«…и купил его [Иосифа] из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его даёт успех. (…) И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле» (Быт 39:1-5).

Итак, Иосиф теряет все, а после этого, пройдя через суровые испытания, достигает успеха. Однако, причина того, что он достиг успеха - вмешательство в земные события Самого Бога: «И увидел господин его, что Господь с [Иосифом] и что всему, что он делает, Господь в руках его даёт успех» (Быт 39:3).

Мы видим, что именно благодаря Божьей Воле и Божьей Милости Иосиф и достигает своего высокого положения. Именно Бог его отцов – Бог Авраама, Исаака и Иакова — заботится о нем и помогает ему в час испытаний. И именно благодаря такой помощи от Бога Иосиф и становится тем самым эффективным управляющим, который проходит путь от простого раба, до, фактически, второго человека в доме начальника царской гвардии. Так вот, как уже было сказано выше, эта история не совсем об Иосифе. Это история о Боге, Его Воле и Его Милости.

И, думаю, вполне можно сказать, что в этой ситуации именно Бог и есть действительный Господин дома, т.е. того дома, того хозяйства, которым Иосиф был поставлен управлять. В то время как Иосиф – скорее исполнитель Божьей Воли. И из истории, которая произойдет дальше, мы увидим, что и сам Иосиф это прекрасно осознает.

Итак, Иосиф прошел путь от простого раба до второго человека в доме Потифара. Фактически, он управляет всем его имуществом. Писание говорит, что Потифар «оставил ... всё, что имел, в руках Иосифа и не знал при нём ничего, кроме хлеба, который он ел» (Быт 39:6). То есть Иосиф пользуется у Потифара исключительным доверием. И вот этот молодой управляющий сталкивается, как мы бы сказали, с проблемой нравственного характера: жена его господина имеет на него серьезные виды. И в попытках соблазнить его она очень настойчива. Как поступить в этом случае управляющему?

Человек гордый, человек, ставящий во главу угла себя и свои заслуги, я думаю, нашел бы причину, чтобы ей не отказать. Оправдание мерзости всегда можно найти. Наверное, такой человек мог бы сказать себе: «Я же столько всего здесь делаю! Я, фактически, управляю всем хозяйством. А это тяжелая работа! Неужто я не заслужил право немного расслабиться?». Такой человек мог бы расценивать эту ситуацию как достойную награду за свои труды. А жену своего господина – как трофей, как очередную свою победу. Рискованно, кончено, развлекаться с женой господина за его спиной. Но можно и пойти на риск. А там уж – «фортуна благоволит смелым», «не пойман - не вор» и т.д. Словом, стандартный набор отговорок, которые и Вы все прекрасно знаете.

Но нет! Иосиф, как хороший управляющий, не только умеет правильно расставлять приоритеты и четко осознавать границы. Он еще и четко сознает ответственность за свои действия. Поэтому распутной жене он отвечает: «…Вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и всё, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сём; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт 39:8-9).

Иосиф действительно показывает себя как хороший управляющий. Ему важно не предавать доверие Потифара - своего земного начальника, земного господина. Однако, не менее важен для Иосифа тот факт, что и над ним, и над Потифаром стоит не просто господин – но всем господам Господин - сам Творец Неба и Земли. Иосиф видит ту милость, которую Творец ему оказал: из простого раба, который мог умереть от голода или от тяжелой работы, он стал уважаемым человеком, достойным доверия. Как будет сказано об этом через несколько веков в Книге Псалмов: «Господь из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего» (Пс 112:7). Итак, Иосиф осознает милость, которую оказал ему Бог. Однако, он также понимает: с Божьей милостью нельзя играть, нельзя шутить: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт 39:9).

Итак, Иосиф понимает, что всем, что у него есть, он обязан Милостивому Богу. И именно осознание того, как Бог милостив к нему и порождает адекватный ответ: чувство ответственности перед Богом за все, что Иосиф делает. Чувство ответственности и осознания того, что доверие его земного господина (Потифара), а равно как и доверие Небесного Господина - Бога - нельзя предавать! И я думаю, в этом отношении, Иосиф – отличный пример для всех нас. Полагаю, что и над многими из нас стоят земные начальники. И нам следует добросовестно служить этим начальникам, стараться не предавать их доверие. А главам семейств следует эффективно и разумно управлять своим домашним хозяйством.

Однако, в первую очередь нам следует помнить, что и над нами, и над нашими домами, и над нашими начальниками стоит Небесный Господин, Который милостив к нам и Которому мы обязаны всем, что у нас есть. Тем более, что Его Милость была явлена нам в Его Единородном Сыне Иисусе Христе, который взошел на крест, приняв грехи каждого из нас. Осознание такой милости со стороны Бога как раз и пробуждает в уверовавших сердцах чувство ответственности перед Ним за все, что его верные делают на этой земле.

И еще я думаю, что в этой истории (истории Иосифа, который осознавал ответственность перед Богом и поэтому отказал распутной жене Потифара) – есть и некоторые параллели с историей Закхея, о которой мы с Вами сегодня услышали в Евангелии от Луки (Лк 19:1-10). Закхей тоже пережил этот опыт личного внутреннего преображения как ответ на Божью Милость.

Для Закхея опытом, изменившим всю его жизнь, стало как раз то, что Иисус решил прийти к нему домой и разделить с ним трапезу. Закхей – мытарь, сборщик податей. А значит, по мнению его соплеменников – негодяй и грешник, с которым водиться не стоит. Да и сам Закхей позже признается, что не всегда вел свои дела честно. И вот, сам Мессия, Пастырь и Царь Израилев, не гнушается войти в его дом. Обратим внимание на такой интересный факт: Иисус оказывает Закхею милость – то есть решает прийти в его дом и спасти его и его домочадцев (Лк 19:10) еще до того, как Закхей принял решение исправить свою жизнь. Думаю, к этой ситуации вполне можно применить слова Апостола Иоанна: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Ин 4:10).

О чем именно беседовали Закхей и Иисус – неизвестно. Но, судя по всему, встреча с Иисусом и осознание той милости, которую дарует ему Иисус как Мессия и Спаситель и вызывает в Закхее эту ответную реакцию: он заявляет, что готов встать на путь исправления.

Этот пример показывает, что желание жить по правде, творить Божью Волю и осознавать ответственность за все, что ты делаешь – все это вполне адекватный ответ на Божью Милость. И в тот момент, когда Закхей, будучи сам хозяином своего дома, осознает, что над ним стоит Милостивый Всевышний Господин, которого можно считать не только Господином дома Закхея, но и господином вообще всех домов (т.е. всех семейств) в мире – это и меняет жизнь Закхея.

У нас есть Иисус Христос – наш Господин дома. Наш Любящий Господин. Господин, любящий нас настолько, что не погнушался умереть за каждого из нас. Однако, помимо того, что Он является нашим Спасителем, он также является и нашим Господином. Тем самым Господином дома, который стоит и над всеми нашими домами. Господином, которому мы, как сказано в Послании к Евреям, «дадим отчет» (Евр 4:13). Об этом не следует забывать.

Итак, какие можно сделать выводы?

Пример Иосифа говорит нам о том, что каких бы успехов – в хозяйстве или в делах – мы с Вами не добивались, их следует рассматривать не столько как наши собственные достижения, сколько как милостивый дар Небесного Отца своим детям. Потому что, как и в истории Иосифа – именно Бог является главным действующим лицом и в наших с Вами историях. Зато осознание Божьей любви Божьей любви и Божьей Милости способно вдохновить гораздо больше, чем все истории успеха и все вдохновляющие фильмы вместе взятые. Уж поверьте, я много их смотрел.

Хорошо быть эффективным управляющим, каким был Иосиф. Но еще лучше быть управляющим, который осознает, что всем своим успехом он обязан Богу. И уж совсем хорошо, если управляющий осознает ответственность перед Богом и за то, чем ему доверили управлять, и за свою жизнь.

И это, на мой взгляд, второе, что показывает нам пример Иосифа, как и пример Закхея. Милость, которую Бог оказывает нам, не должна для нас быть поводом для вседозволенности и уж тем более, поводом для греха. С Божьей милостью, как я уже сказал, нельзя играть.

И если в душе есть осознание этой милости и благодарность за все, что Бог для нас совершил, то и желание творить Волю Божью в этом мире – есть вполне закономерный ответ на Божью милость:

«И увидел господин его, что Господь с [Иосифом] и что всему, что он делает, Господь в руках его даёт успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и всё, что имел, отдал на руки его. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле» (Быт 39:1-5). Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 20.01.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

14 Января 2024 - 2 воскресенье после Богоявления – (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2023 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
16 Января 2022 - 2 воскресение после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2021 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2020 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
15 Января 2017 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2016 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2012 - 2 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)