МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Января 2017 года

2 воскресенье после Богоявления


Римл.12, 6-16
…как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны.

Ко времени Средневековья в умах христиан сложилось твёрдое убеждение, что служение Богу совершается исключительно духовенством, т.е. священниками, а в особенности монахами. Что же до всех остальных занятий, то таковые были чисто мирскими и к Богу не имели ни малейшего отношения. Собственно говоря, такие воззрения существуют и сегодня. В силу этого священнику сообщается некий особый авторитет. Ещё бы! Ведь именно он является посредником между Богом и людьми, именно он возносит к небесам людские молитвы, именно он совершает таинства! Всё сие побуждает мирян смотреть на своих пастырей снизу вверх. Но это неправильно, потому что, как следует из услышанного сегодня слова св.ап.Павла, служения Богу многообразны и совершаются не только у алтаря. Более того, перечисляя различные служения, Апостол не поставляет какое-то из них выше другого, потому что они важны именно в своей совокупности - из всех этих служений слагается служение общины в целом, её реализация как Тела Христова. И нет ничего хуже, чем порядок, при котором община из служителей превращается в созерцателей. Тридентская месса, ранее бывшая ординарным богослужением Католической Церкви, выглядит как диалог между священником и хором или между священником и министрантом – народ в ней не участвует, а только присутствует. Нечто схожее можно порою увидеть и в приходах: один человек занимается служением, а все остальные выступают в роли зрителей. В своё время в сборнике карикатур на церковные темы я видел замечательную картинку – на тележке стоит церковь, на которую понацеплялась община, и бедный священник в одиночку везёт эту тележку, напрягая последние силы. Причём очевидно, что долго он не протянет. Картинка очень хорошая – она прекрасно показывает, что нормальное существование общины возможно только в совместном труде, в совместном служении. Это служение, на первый взгляд, может казаться незначительным, несущественным, но, тем не менее, оно будет полноценным служением Богу. Например, человек, расставляющий стулья – никто не видит, как он это делает, потому что он приходит раньше всех, однако его служение чрезвычайно важно. Собирающий пожертвования, считающий их, поющий в хоре, ведущий видеозапись, помогающий после мессы убирать и грузить инвентарь – все они служат Богу, каждый на своём месте. Тело Христово, Церковь созидается совместным служением всех, ибо, как говорит Павел, «по данной нам благодати имеем различные дарования» - эти дарования мы и употребляем для служения Христу. Однако, очевидно, что в общине, хоть большой, хоть маленькой, на всех вакансий не хватит. Получается, что какая-то часть общины служит Богу, а остальные нет. Такие мысли мне приходилось слышать и от наших прихожан. Но, прежде всего, никто не мешает проявить инициативу, а во-вторых, что ещё более существенно, кто сказал, что служение Богу совершается только здесь, только во время мессы?

Община существует не только в стенах костёла – она просто существует, как таковая. Все её участники имеют те или иные дарования, посредством которых служат Богу в в соответствии со своим призванием - каждый на своём месте. Отличие христианина от неверующего в том, что свою работу он рассматривает как служение Богу и совершает её соответственно, т.е. во имя Господне, с Его благословением и самым наилучшим образом. Любое дарование, любое честное призвание может быть служением Богу, если совершается как служение, как практическое выражение веры. Не существует абсолютно бездарных, т.е. лишённых Божиих даров людей, просто эти дары различны, о чём говорит нам Апостол: «по данной нам благодати имеем различные дарования». Соответственно, от каждого из нас требуется распознать дарования, которыми наделил нас Всевышний, а затем употребить их для служения Ему.

Павел перечисляет только несколько различных служений в качестве примера – в реальности их сотни и тысячи. Но помимо индивидуального служения, обусловленного личным призванием, у всех нас есть также общее призвание. Мы призваны Христом к тому, чтобы быть Его письмом этому миру, Его свидетелями перед миром. А это возможно лишь в том случае, если мы не скрываем своё христианство, но говорим о нём, когда к этому представляется возможность. На какой-то пастырской конференции, посвящённой миссионерству, священники дискутировали о различных способах осуществления миссии. И вот, один священник из Африки сказал следующее: когда мы идём с миссией в какое-то место, то посылаем туда не специального миссионера, а семью верующих, которые живут среди людей и свидетельствуют о Христе не столько словом, сколько образом жизни. Поистине, нет ничего важнее, чем не на словах, а на деле быть свидетелем своей веры, своего упования на Христа, о чём говорит апостол: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». Это непросто, потому что наша собственная порочность, мир и дьявол соединяются, дабы воспрепятствовать возвещению Евангелия. То же самое можно сказать и в отношении жизненного призвания – всегда есть искушение либо презреть дарование Божие, потому что оно не столь престижно, как некое иное занятие; либо обратить своё дарование из средства служения в средство наживы. Что ж, служение Богу всегда непросто, но нет оснований падать духом и прекращать его. Вспомните притчу о сеятеле – далеко не все зёрна, брошенные им, попали на добрую почву, но это не стало причиной для прекращения сева. Вот также и в нашей жизни. Зерно, которое мы сеем, не всегда попадает на добрую почву. И даже если случилось так, мы не знаем, когда оно прорастёт и даст плод. Но наше дело – сеять, руководствуясь словами апостола: «Утешайтесь надеждою, в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны». Главное здесь – не попускать себе расслабиться, чтобы горение пламени нашей веры не уменьшилось до состояния коптилки, ибо так говорит нам св.ап.Павел: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

14 Января 2024 - 2 воскресенье после Богоявления – (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2023 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
16 Января 2022 - 2 воскресение после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
17 Января 2021 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2020 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
20 Января 2019 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
14 Января 2018 - 2-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
17 Января 2016 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
18 Января 2015 - 2 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
19 Января 2014 - 2 воскресенье после Торжества Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
15 Января 2012 - 2 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)