МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Декабря 2022 года

Рождество Христово


Титу 2:11-14
11. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12. научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14. Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Дорогие братья и сестры,
Во времена заката Советского Союза (примерно 1980-е гг.) родился такой примечательный анекдот: учительница с детьми приходит посмотреть живой уголок. Один мальчик видит там ежика и спрашивает: «Марьиванна, а это кто?». Учительница в ответ: «Ну как же, Вовочка, мы же с тобой столько песен про него знаем, столько стихов про него учили...». Мальчик наклоняется к ёжику: «Так вот ты какой, дедушка Ленин!...».

Я полагаю, что придумали этот анекдот не дети, а взрослые. И этот анекдот очень хорошо показывает, чем стала для жителей нашей страны советская коммунистическая идеология в ту эпоху. А стала эта идеология просто информационным фоном, просто окружавшим людей информационным шумом, на который уже мало кто обращал внимание. «Заветы великого Ленина», «родная Партия», «светлое будущее коммунизма» - все об этом говорили, но по-настоящему в эти сущности уже никто не верил. Если почитать, например, прозу Сергея Довлатова (особенно его сборник «Компромисс»), который описывал как раз то время — становится ясно, что все общество было пронизано тотальным притворством и тотальным лицемерием. Советские люди образца 1980-х гг. могли уже не верить во все эти «светлые идеалы». Но все, что от них требовалось — научиться хотя бы внешне показывать лояльность. То есть в нужный момент кричать «Ура!», в нужный момент аплодировать, а главное — заучить необходимые правильные ответы и в нужный момент их воспроизводить.

К чему я всё это рассказал? Сегодня мы празднуем Рождество. Что такое Рождество? Это праздник рождения Иисуса Христа, Спасителя, пришедшего в наш мир чтобы принять на себя смерть на кресте за наши грехи, искупить нас и спасти. И это правильный ответ. Но, честно говоря, все это звучит немного как тот самый заученный правильный ответ.

И вот чтобы чудо Рождения Спасителя Христа действительно стало частью нашей с Вами жизни, а не походило на заученный правильный ответ, давайте попробуем ответить на вопрос: а зачем вообще нужно было рождение Христа? Зачем нужно было чудо пришествия Бога в этот мир?

А нужно Боговоплощение было затем, что наш мир погрузился во зло. С того момента как наши прародители Адам и Ева выбрали ослушаться Бога и пойти «своим путем» (быть «как боги, знающие добро и зло» - Бытие, гл. 3) — грех и смерть вошли в этот мир. И грех и смерть перешли как в наших прародителей, так и во всех их потомков. «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» - так говорит об этом Св. Павел (Рим 5:12)

Что произошло в результате? Человек оторвался от Бога, пошёл против своего Творца. Человек стал — по меткому выражению блаженного Августина — incurvatus in se, т.е. «замкнут на себе», «зациклен на себе». И весь наш мир начал утопать в грехе, погрузился во зло, ибо теперь падшие потомки Адама и Евы постоянно нарушаю волю своего Творца.

И последствия (а лучше сказать — симптомы) этого погружения во зло мы можем видеть своими глазами. Достаточно посмотреть вокруг, посмотреть, что происходит в нашем мире. Что мы увидим? Мы увидим насилие и беззаконие. Мы увидим ложь и лицемерие. Мы увидим дегуманизацию (проще говоря - расчеловечивание) тех или иных людей или даже целых народов. Мы увидим организованную проповедь ненависти. Мы увидим воровство и коррупцию. Мы увидим блуд и непотребство. Мы увидим войны. Мы увидим гордыню отдельных людей, возомнивших себя божествами.

В сегодняшнем чтении из послания к Титу Св. Ап. Павла мы услышали весьма интересные слова, что мы — христиане — должны «отвергнть нечестие и мирские похоти». Вот чтобы понять проблему зла, мне кажется, имеет смысл именно на этих словах остановиться поподробнее. Апостол говорит о «мирских похотях» - что это за похоти? У нас сейчас это слово - «похоть» - ассоциируется прежде всего с сексуальным желанием. А в оригинале там стоит греческое слово epithymia, которое означает скорее страсть, даже что-то вроде всеохватывающего желания. Именно это слово использует наш Спаситель, когда в Иоанна 8:44 говорит иудеям, что их отец — диавол. Вот послушайте, как эта фраза звучит в современном переводе: «Ваш отец — дьявол, и вы рады исполнить все отцовские прихоти» (т.е. все желания).

А вот что это могут быть за желания? Только ли здесь речь о сексуальных желаниях? Вовсе нет! Это могут быть и желания другого рода. Например, желание беспредельно обогащаться, умножать свое земное имущество, «тянуть одеяло жизни на себя» даже ценой счастья других людей. Желание обеспечить себе теплое место, не думая о благополучии других. Это может быть желание властвовать. Это может быть желание причинять боль и страдания другим людям. Желание укрепить свои позиции в этом мире даже ценой жизни, свободы, здоровья и счастья других людей.

К чему приводят такого рода желания («похоти», прихоти)? К тому, что замкнутый на себе человек действительно начинает «тянуть и тянуть одеяло жизни на себя», ни о ком кроме себя не задумываясь. И вот, для такого человека, который, замкнувшись на себе, фактически стал проводником зла, другие люди становятся (как сформулировал в своё время Иммануил Кант) не целью, а средством. И что мы имеем в результате? Воровство, грабежи, насилие, коррупцию, беспредельную алчность, бесчеловечную эксплуатацию людей, беззаконие, несправедливость, войны. Словом, триумф зла в нашем мире.

Я в этой связи вспоминаю еще один советский анекдот, который был в ходу когда генсеком СССР был бывший шеф КГБ Юрий Андропов: «Тщательно изучив Священное Писание, Андропов пришел к выводу, что Конец Света можно устроить в одной отдельно взятой стране». Вот примеров таких властителей, которые делали из своих стран небольшой филиал ада на земле история знает великое множество. И кстати, некоторые из таких властителей — как, например, африканские диктаторы Иди Амин и Жан Бедель Бокасса — были людоедами даже не в метафорическом, а в прямом смысле этого слова.

Итак, наш мир погружен во зло. И это не какое-то абстрактное зло, это вполне конкретное зло, которое разрушает вполне конкретные жизни вполне конкретных людей. И мы видим, что мы сами внутри этого мира, искаженного злом, в страшной кромешной тьме. Что же может нам помочь в этом страшном положении? Ответ на этот вопрос мы находим в сегодняшнем чтении из послания к Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Титу 2:11-12).

Итак, говорит Апостол: «явилась благодать Божия». Что такое благодать? Благодать это милость Бога по отношению к своему падшему и разъедаемому злом творению. И эта милость была явлена как раз в воплощении Иисуса Христа. Том самом воплощении, которое мы празднуем сегодня. Во Христе Сам Бог становится человеком и приходит в наш мир. Сам Бог восходит на крест Голгофы и принимает на себя наши грехи, принимает на себя то наказание, которое по справедливости следовало нам — грешным людям. Христос проливает свою кровь за нас чтобы искупить нас и спасти, точнее, как говорит Апостол Павел в послании к Римлянам: «умирает за наши грехи и воскресает ради нашего оправдания» (Римлянам 4:25).

Вот это и есть та самая «благодать Божия, спасительная для всех человеков». И таким образом начался процесс Спасения, то есть процесс избавления от зла нашего разъедаемого этим самым злом мира. Бог приходит в наш мир чтобы - если угодно - «запустить процесс» избавления нашего мира от власти греха, зла и смерти. Конечно, сейчас этот процесс еще не завершен и окончательно победу Христа над злом, грехом и смертью мы увидим только во время Его Славного Второго Пришествия, когда Он придет судить живых и мёртвых. Но важно, что этот процесс уже запущен. А чтобы убедиться, что нашему миру нужно именно такое Спасение и избавление — достаточно посмотреть вокруг. Словом, Бог видит как люди в этом мире мучаются, стонут, а иногда и погибают во власти зла и греха — именно поэтому Бог воплощается и приходит в наш мир.

Итак, Христос, приняв наши грехи на себя, искупил нас для себя принял на себя наказание, предназначавшееся нам. И теперь всякий, кто уверует в Него не погибнет, но будет иметь Вечную Жизнь. Но есть и другой, не менее важный аспект Его Спасительной миссии. Христос приходит чтобы освободить нас от власти греха. Именно так Он Сам свидетельствует об этом в Евангелии от Иоанна: Вы — говорит он - «познаете истину, и истина сделает вас свободными. (…) Всякий, делающий грех, есть раб греха. Итак если (Божий) Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоанна 8:33-36).

Ну что же, Бог искупил нас, приняв наши грехи на себя. Он дарует нам свободу от власти греха и смерти. Однако, внимание, вопрос: означает ли это, что мы можем теперь просто «расслабиться», просто ничего не делать, наслаждаясь нашей «спасенностью и искупленностью»? Означает ли это, что мы можем относиться ко греху и злу легкомысленно? Или вообще делать всё, что захотим?

Нет, категорически нет! И именно об этом говорят нам слова Послания к Титу, которые мы читаем дальше: Христос — говорит Св. Павел - «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Титу 2:14).

В воплощении Христа — как я уже сказал - начинается процесс Спасения, то есть избавления нашего мира от греха и зла. И теперь всякий, кто уверует во Христа как своего Спасителя, кто примет Его Жертву — не погибнет, но будет иметь Вечную Жизнь. И вот, из тех, кто таким образом уверовал и принял Жертву Христа — Господь при помощи Своего Святого Духа формирует собрание верующих в Него, формирует Церковь. Именно об этом идет речь когда Апостол говорит, что Бог хочет «очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Под «народом особенным» здесь в данном случае понимается не та или иная этническая группа, но Божий народ — та самая Христова Церковь, общность людей, искупленных Христом, составленная из людей всех народов, языков и племён. И вот каким же хочет видеть Бог этот Свой вновь сформированный народ? Ответ: этот народ должен быть «особенным и ревностным к добрым делам».

Итак, процесс Спасения этого грешного мира Бог продолжает через формирование Своей Церкви. Значит именно Церковь (Божий народ) должна стать, если так можно выразиться, «представительством» Бога в этом падшем мире. Это означает, что Господь будет заботиться о Своей Церкви и хранить ее среди всех испытаний. Но это также налагает на Божий народ серьезную ответственность. Потому что Божий народ должен быть особенным. Не случайно он назван Народом Святым (1 Петра 2:9-10). «Святой» означает в том числе «отдельный», «особенный». А это значит, что Свою Церковь Бог прежде всего хочет видеть свободной и очищенной от греха и зла.

И вот мы, дорогие братья и сестры, как члены Христовой Церкви, должны всегда об этом помнить. Бог искупил нас, Бог подарил нам великий Дар Спасения и Искупления в Иисусе Христе. Сами по себе как падшие творения мы бы ничем не смогли «заработать» или «заслужить» этот дар. Это чистый дар милости. «Дар Божий — Жизнь Вечная во Христе Иисусе» - говорит Апостол.

И вот поскольку мы получили такой Великий Дар — нам ни в коем случае нельзя сознательно возвращать грех и зло в свою жизнь. Во 2-м послании Петра есть очень сильные слова о людях, которые, познав Спасение и Искупление во Христе сознательно возвращаются к греху: «...с ними случается по верной пословице: «пёс возвращается на свою блевотину», и: «вымытая свинья идёт валяться в грязи»». (2 Петра 2:21-22). Вот нам с Вами ни в коем случае нельзя становиться такими псами или свиньями. Ни в коем случае нельзя сознательно идти на грех: «Ибо если мы, - сказано в Послании к Евреям - получив познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евреям 10:26-27). Да, разумеется, все мы грешим, все мы совершаем ошибки, все мы спотыкаемся. Я — не исключение. Но ни в коем случае нельзя снова становиться рабами греха, ни в коем случае нельзя, чтобы грех становился в жизни христианина нормой, становился обыденностью. Нельзя произвольно грешить. И самое главное - ни в коем случае нельзя становиться проводниками греха и зла в этом мире. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы через нас грех, зло, разрушения и смерть в этом мире распространялись. Потому что мы должны быть народом «особенным, и ревностным к добрым делам».

И вот, дорогие братья и сестры, заключительный вопрос: что делать нам — членам Божьего Народа — в этом падшем и разъедаемом грехом мире? Что делать нам когда вокруг царствует зло, разрушение и смерть? Ответ: быть тем самым особенным народом, ревностным к добрым делам. Бороться с грехом в своей жизни. Стараться всеми силами удаляться от греха и приближаться к Богу. Просить Духа Святого о помощи и укреплении нас в борьбе. Нужно укреплять нашу веру и упование на Христа через чтение Божьего Слова, через Святые Таинства. Нам надлежит творить добро. Нам нужно, чтобы через нас в этом мире распространялись Благая Весть о Христе, распространялись мир и утешение.

И самое главное — нам ни в коем случае нельзя участвовать или соучаствовать во зле. Как и говорит Апостол: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Ефесянам 5:11). Нам нельзя участвовать и соучаствовать во лжи и клевете. Нельзя соучаствовать в воровстве, в грабежах, в разврате, в насилии, в распространении ненависти. Нам нельзя делать свои тела орудиями греха и зла в этом мире. Всё тот же Св. Апостол Павел говорит: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:21). Так вот, нам нельзя допускать чтобы зло в этом мире распространялось через нас. Потому что именно от этого зла пришел нас спасти Христос.

Еще раз, вот это основная мысль, которую я хочу, чтобы все Вы сегодня унесли с собой домой: Христос пришел чтобы искупить нас и спасти, но также и чтобы в конечном итоге - во время Своего Второго Пришествия во Славе - избавить этот мир от греха и зла. Избавить от того самого греха и зла, засилье которого мы с Вами наблюдаем вокруг. Дорогие братья и сестры, если мы это осознаем - Рождество перестанет быть для нас просто «информационным фоном», каким для позднесоветских людей была идеология коммунизма. Мы не должны становиться такими христианами, для которых их христианство сводится к исполнению простых ритуальных действий — в нужный момент прийти на службу, в нужный момент что-то спеть, в нужный момент внести пожертвование, в нужный момент идти к алтарю и т.д. Чтобы Рождество перестало быть для нас просто информационным фоном — надо всегда помнить о том, что Рождество это начало история Спасения нашего мира. А конечная цель этого Спасения — избавление мира от зла, греха и смерти. И чем явственнее мы ощущаем на себе, какое разрушение миру приносит зло, тем явственнее мы будем ощущать, почему Спасение как избавление от зла и нам и этому падшему миру действительно необходимо.

А это значит, что начать это избавление от зла, греха и смерти нам, христовым верным, следует уже сейчас — в наших собственных жизнях. Чтобы ни один из нас не относился легкомысленно ко злу и греху. Чтобы ни один из нас не делал себя проводником зла в этом мире. Потому что Христос «отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 25.12.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Декабря 2023 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2021 - Праздник Рождества Христова (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2020 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2019 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2018 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2017 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2016 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2015 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2014 - Звезда Вифлеема сияет над всем миром. Проповедь на день Рождества. (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2013 - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2012 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2011 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)