МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Декабря 2015 года

Рождество Христово


Кол.2, 6-10
Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём, будучи укоренены и утверждены в Нём и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти.

Сегодня мы с великой радостью отмечаем Торжество Рождества Христова. Этот праздник отмечается на протяжении многих веков, и во все эти века, во все времена он является источником радости – даже в годины испытаний и бедствий. Его отмечали даже в лагерях и на фронтах, причём бывало и так, что боевые действия в день Рождества прекращались. Что побуждало людей отмечать этот праздник и радоваться ему даже тогда, когда ничто вокруг не способствовало радости? В чём причина радости Рождества? В том, что в мир сошёл Бог Истинный. Не мудрый человек и даже не пророк, но Сам Бог – Творец всего сущего, владыка обоих миров: преходящего и вечного. И, что самое удивительное, это явление совершилось ради нас. Бог вочеловечился, уничижился до образа творения, чтобы говорить с нами лицом к лицу. В мировой истории – вернее сказать, в истории духовного поиска, духовной жизни человечества - это событие не имеет прецедентов. В наше время стали особенно часто говорить о мудрости, заключённой в иных вероучениях. Доходит до того, что устраивают совместные молебствия представителей различных религий. И право же, в высшей степени странно слышать в церкви призывы к аллаху или многочисленным буддийским божествам. Почему странно? Потому что нельзя сравнивать несравнимое, уравнивать то, что не может быть равным. О какой мудрости, о какой истине может идти речь, если у истоков иных вероучений стояли обычные люди? Впрочем, да - там может быть мудрость, может быть даже истина, но не более, чем человеческая. Иисус же принёс нам нечто совершенно иное, что неудивительно, потому что Иисус есть тот, в ком, по выражению Ап.Павла «…обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти.»

Если исходить из того, что и как происходило в Святую ночь - из, так, сказать, зримой реальности, слова Павла выглядят просто смешно. Обычная иудейская семья, для которой не нашлось места в гостинице; женщина, вынужденная рожать в хлеву; кормушка для скота в качестве колыбели и, наконец, беспомощный младенец, который может только плакать. И вот это обстановка Господнего Пришествия? И вот этот младенец является Истинным Богом? Какая чушь! Посмотрите на величие творения, почитайте статьи об устройстве видимой части Вселенной и сравните это величие с младенцем. По сравнению с грандиозностью творения совершенно ничтожен даже человек, достигший в истории значимого положения, а несмысленный младенец и вообще ничто. И вот это ничтожность – Бог? Немыслимо, невозможно и, тем не менее, это так! Младенец в загоне для скота в Вифлееме Иудейском - Бог истинный! Бог истинный, совершивший невероятное, немыслимое чудо самоуничижения ради того, чтобы возвестить нам великий дар Своей милости, прощения и оправдания. Бог совершил чудо самоуничижения, чтобы возвестить нам искупление и усыновление, чтобы открыть перед нами вечность.

Но зачем такие парадоксы? Почему Истинный Бог не явился миру во всём величии Своей славы? Почему Он не явился так, как являлся Аврааму и Моисею, Исайе и Иоанну? Его вочеловечение, Его рождение было убогим и неприметным. И столь же убогой и неприметной, столь же парадоксальной была Его земная жизнь, в которой величие Божие, сияние славы скрылось под нищенским хитоном бесприютного странника. Почему же Он явился миру именно так? Потому что ничтожность явления в сравнении с величием даже творения даёт возможность для выбора. Бог хочет иметь с нами отношения, построенные не на рабском подчинении, не на подчинении из страха перед непреодолимой силой, но на доверии, на свободном выборе. Благодаря парадоксальности рождения и служения Господа, благодаря сокрытости Его величия и силы всегда есть возможность как поверить, так и не поверить. История Рождества столь удивительна, столь невероятна, что чудо воплощения для многих и до сих пор остаётся камнем преткновения. Поэтому выбор есть. Можно не поверить, не принять и остаться в пределах человеческой мудрости – вернее сказать, в лабиринте путаных и противоречивых человеческих воззрений и идей. А можно, опираясь не на доказанные факты, а на доверие Богу, принять, уверовать, и обрести доступ к мудрости Бога – к тем благам, которые дарит нам приобщение к радостной тайне Его вочеловечения. Так в чём же Рождественская радость? В том, что чудо Рождества открывает великую любовь Бога, направленную на нас – любовь тем более удивительную, что она изливается на нас не благодаря нашим достоинствам, но вопреки недостаткам. И мы принимаем эту тайну, не доискиваясь до того, как именно она совершилась, но радуясь самому факту её совершения.

Однако недостаточно единожды принять. Нужно ещё удержать и сохранить принятое. Об этом и предупреждает нас Ап.Павел, когда говорит: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Это не только справедливое, но и в высшей степени актуальное предупреждение. Конечно, если человек крепок в своём доверии Богу, то у него нет нужды в человеческих преданиях. Да и зачем они, если во Христе «обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти.»? Но наше доверие постоянно подвергается всевозможным испытаниям, потому что мир, равно как и активно действующий в нём диавол, стремятся внушить иное. Они выставляют на передний план именно человеческое. И далеко не случайно, что активное муссирование темы прав человека в нынешней Европе происходит параллельно с её дехристианизацией, с утратой доверия Богу, с утратой чётких понятий о добре и зле. Но каким образом понятия о добре и зле могут быть чёткими, если у каждого человека они свои? И, если нет высшего авторитета, если нет авторитета Бога, то они и будут у каждого свои. А любая попытка утвердить какое-то из этих мнений в качестве общего будет приводить к конфликтам, в том числе и к кровавым. Враги нашей святой веры могут указать, что и в истории Церкви было немало кровавых конфликтов – взять хотя бы историю Реформации или никоновский раскол. Но если посмотреть, из-за чего возникали эти конфликты, то мы увидим то же самое – войну человеческих мнений, не имеющих никакого отношения к Божественному откровению, ибо Господь не устанавливал никаких догматов – их устанавливали люди; Господь не определял церковного распорядка и различных обрядов – их придумали люди. И вот именно здесь нам, как верующим, как доверяющим Господу, следует вспомнить предупреждение Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Человеческие обольщения действуют не только в миру – они есть и в Церкви. Но мы должны уметь различать их даже в том случае, если они рядятся в церковные облачения. Мы должны различать человеческие обольщения и отстраняться от них, не участвовать в них, не поддерживать их, потому что они не имеют никакого отношения к спасению. Мы должны держаться Христа, «ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти». Мы не должны думать об обрядах. Мы должны думать о спасении, которое принёс нам воплотившийся Господь; мы должны думать о прощении грехов, об оправдании и о жизни вечной, которые зависят не от обрядов, а от веры, от доверия Богу. Но прежде всего мы должны думать о Божьей любви, ибо именно она стала причиной обретения нами прощения, оправдания и спасения. Сия любовь явилась в мир в Святую Ночь, и именно её мы призваны возвещать и свидетельствовать миру, дабы бредущие ощупью во тьме человеческих мнений узрели свет Божественной истины, возрадовались ему и, всем сердцем приняв его, обрели Господню милость и участие в новом творении – обители спасённых! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 25.12.2015




Другие проповеди по этому же поводу:

25 Декабря 2023 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2022 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2021 - Праздник Рождества Христова (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2020 - Рождество Христово (Пастор  Е. Романенко)
25 Декабря 2019 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2018 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2017 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2016 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2014 - Звезда Вифлеема сияет над всем миром. Проповедь на день Рождества. (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2013 - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2012 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2011 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)