МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Декабря 2021 года
Праздник Рождества Христова
Мф 1:18-25
18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;
21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23. «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».
24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус.
Блаженный Августин, епископ города Гиппона, жил в IV-V вв. н.э. Он известен не только как один из крупнейших богословов западной Церкви, но и как автор одной из первых в истории автобиографий. Эта автобиография называется “Исповедь” и в ней Августин подробно описывает свой тернистый путь к вере во Христа (а он стал христианином задолго до того, как христианство стало «мейнстримом» в Римской империи).
В этой его “Исповеди” есть весьма интересный эпизод. Августин рассказывает, как за многие годы до его обращения он и еще несколько соседских мальчишек полезли в чужой сад воровать груши с одного одиноко стоящего грушевого дерева. И вот, через многие годы, уже будучи христианином и осмысливая этот поступок, Августин размышляет: “Зачем я это сделал? Почему я пошел на такой риск? Почему я соучаствовал в краже?”.
Действительно, почему? Может быть, юный Августин и его друзья голодали и поэтому пошли на такое преступление? Нет. У Августина были весьма состоятельные родители, голодать ему в детстве не приходилось. И, кстати, виноградник, недалеко от которого стояло это грушевое дерево, принадлежал его семье. Может быть, он пошел на поводу у своих друзей и ему очень дорога была дружба с этими мальчишками? Вряд ли. Скорее это были просто какие-то случайные приятели. В своей книге Августин даже не называет их имен. Наконец, может быть груши были настолько вкусными, что ради них стоило идти на преступление, на такой риск? Тоже нет. Едва утолив первый голод, большую часть этих груш мальчишки есть не стали, а просто бросили их на корм свиньям. Но тогда зачем? Зачем было так рисковать, нарушая закон?
И вот, Августин приходит к печальному выводу: он пошел на этот грех… ради самого греха. Он и его приятели получили своего рода эстетическое удовольствие от этого поступка именно потому, что это было нарушение нравственного и гражданского закона. Мальчишки грешили не ради того, что могли бы получить в результате этого греха, не ради тех самых (не особенно вкусных) груш. Нет, они грешили ради самого греха. Именно грех был для них самоцелью. Вот как Августин об этом пишет: “Я любил себя губить – не то, ради чего я грешил, а самый грех…Гнусная душа моя низверглась с неба твоего, Господи, во тьму кромешную” («Исповедь», Кн. II, гл. 4). Не правда ли, очень яркий образ? Kюбовь ко греху, стремление к злу, Августин описывает как падение в какую-то темную бездну.
Вы можете спросить, какое отношение имеет эта история и эти личные душевные терзания Августина к тому прекрасному и светлому празднику, который мы с Вами отмечаем сегодня - к Рождеству Христову? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте повнимательнее посмотрим на тот отрывок из Евангелия от Матфея, который мы с Вами услышали сегодня: о Марии, Иосифе и чудесном рождении Христа. Потому что в этом отрывке есть одна весьма интересная деталь, которая часто остается незамеченной. И если мы ее заметим, - мне кажется, этот отрывок заиграет для нас новыми смысловыми красками.
Итак, Иосиф узнает, что его нареченная невеста Мария уже носит ребенка. Будучи правоверным иудеем, но не желая подвергнуть ее публичному позору, он решает тайно разорвать помолвку. Но тут происходит непредвиденное: “когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус” (Мф 1:20-21). Явление ангела, пусть даже и во сне - событие уже из ряда вон выходящее. И уже это должно было дать Иосифу понять, что этот Ребенок, которого носит Мария - вовсе не простой ребенок. Что этот Ребенок действительно зачат от Духа Святого, а следовательно имеет не земное, но Божественное происхождение. А самое главное - уже в имени этого Ребенка заключена суть Его миссии на этой земле: “наречешь Ему имя Иисус”. Почему это Имя так важно? Почему именно этим Именем следует назвать Младенца? Да потому что Иисус - это греческая передача имени, которое на древнееврейском звучало как “Йегошуа” или “Йеховошуа”. Буквально оно переводится так: “Господь есть спасение” или “Бог спасает”.
Итак, «Иисус» означает «Бог спасает». Но спасает Бог… от чего? Понятно, что спасение необходимо тем, кто находится в тяжелом или даже в гибельном положении. Спасти можно, например, из тюрьмы или из плена. Спасти можно от голода, смерти или болезни. А от чего же спасет этот Неземной ребенок? Думаю, если бы любого иудея рубежа I в. н.э. (такого как Иосиф) спросили: “от чего ты бы хотел, чтобы Господь тебя спас?”, этот иудей не задумываясь ответил бы: “Не от «чего», а от «кого»! От оккупантов-иноверцев”. То есть, от владычества римлян. Иудеи того времени ждали Мессию именно как такого рода спасителя - военного вождя, который спасет их страну и народ от власти иностранных оккупантов. Так может, этот ребенок, которого носила во чреве Мария, должен был стать именно таким спасителем? Однако, как мы убеждаемся далее, младенец должен назваться “Господь есть Спасение” по другой причине: “наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их”.
«От грехов их» - вот, от чего людей нужно спасать. Мне кажется, именно эти слова должны побудить нас очень серьезно задуматься. И в Священном Писании и в наших вероисповедных книгах часто говорится об оправдании и прощении грехов. Не случайно, даже в Апостольском Символе веры, который мы читаем на каждом ординарном богослужении есть такие слова: “Верую в прощение грехов”. А Спасение неразрывно связано с прощением грехов. Как хорошо сформулировал доктор Лютер в Кратком катехизисе: “Где прощение грехов там жизнь и Спасение”. Но вот эта простая фраза - “Он спасёт людей Своих от грехов их” - дает нам понять, что (если можно так выразиться) «диапазон» нашего спасения - намного шире. Ангел говорит, что будущий Мессия спасет своих людей не только от наказания за грех и даже не только от последствий греха. Нет, он спасет от самого греха. Вот это уже гораздо серьезней. Только поймите меня правильно, я не отрицаю, что прощение грехов нам действительно необходимо. Потому что положение вещей таково, что грех — это бунт человека против его Абсолютно Праведного и Святого Творца. Поэтому грех не может остаться без наказания. Вспомним, что Апостол Павел говорит: “Возмездие за грех - смерть” (Рим 6:23).
Но если принять во внимание слова в Евангелии от Матфея, которые мы только что услышали, то мы увидим, что погибель - это не только то, что ждет нас в результате греха как справедливая Господня кара за грех. Нет, погибель заключена уже в самом грехе. То есть: сознательно совершая грех, сознательно бунтуя против своего Творца, человек уходит все глубже и глубже в темную бездну зла. Человек наносит вред самому себе, даже если он сам этого не осознает. Августин, с истории которого мы начали наш разговор, уже будучи христианином понял это очень хорошо. Он описывает как в юности получал именно эстетическое удовольствие от греха (той самой кражи груш). И только через много лет он понимает, что на самом деле в момент этой кражи он падал в глубокую темную бездну, даже несмотря на то, что он этим падением наслаждался. Как хорошо сказал об этом уже другой отец церкви - Исаак Сирин (VII–VIII вв.): “Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови”.
И вот, что мы видим: грех - это не просто нарушение Божьего Закона, за которым следует справедливое наказание. Грех это еще и состояние человеческой души, страшное и гибельное состояние. Состояние падения в бездну зла и тьмы. Состояние, в котором человек вредит себе, даже этого не осознавая. При этом, конечно, нужно учитывать, что отношение ко греху у человека неверующего и у кающегося грешника не будет одинаковым. Все-таки, Августин описывал свое душевное состояние задолго до обращения. Неверующий грешник может наслаждаться падением в темную бездну греха, в то время как христианин от одного взгляда в эту страшную бездну испытает ужас. Закоренелый грешник, нераскаянный грешник, находящийся во власти греха, не может выбраться из этого состояния сам. Если продолжить аналогию Исаака Сирина с псом и пилой — этот пес настолько опьянел от вкуса собственной крови, что не может сам прекратить облизывать пилу. Такому псу всегда нужен кто-то извне (например, добрый хозяин), который оттащил бы его от этой пилы. И если продолжить аналогию Августина с падением в глубокую бездну - человек, получающий удовольствие от такого падения, не сможет прекратить это падение сам. Ему нужен кто-то, кто подхватит его, кто вытащит из бездны и покажет ему, что эта страшная темная бездна - это именно бездна, а не веселый аттракцион! Что же касается кающегося грешника, который осознает свой грех именно как беззаконие и который испытывает ужас от одного взгляда в темную бездну греха и хочет этот грех преодолеть — его участь тоже, увы, незавидна. Потому что и такой человек, даже несмотря на то, что он осознает свой грех именно как проблему — не может сам спасти себя ни от греха, ни от его последствий. Чаще всего у такого человека возникает желание как-то компенсировать свой грех, загладить свою вину собственными усилиями, чтобы хоть как-то оправдаться перед Богом. Например, через те или иные добрые дела, посты, молитвы, аскетические упражнения и т.д. Но к сожалению, и этот способ не работает. Доктор Лютер, вспоминая свою молодость в монастыре, описывал именно такие душевные терзания. Он настолько ужасался от собственных грехов, что имел обыкновение брать на себя «повышенные аскетические обязательства» - дольше постился, дольше молился, даже стоял босиком на снегу. Но что бы Лютер ни делал — перестать грешить он не мог. Все его усилия по «компенсации» в глазах Бога собственных грехов были напрасны. Как хорошо сказано об этом в Послании к Евреям, но применительно к реалиям Ветхозаветных жертвоприношений: «Невозможно, чтобы кровь быков и козлов уничтожала грехи» (Евр 10:4).
Так вот, даже кающийся грешник не смог бы спасти себя сам — не смог бы принести искупительную жертву за свой грех. И уж тем более, грешник не мог бы стать искупительной жертвой за собственный грех. Грешник не смог бы искупить такого же грешника. А это, дорогие братья и сестры, означает одно: грешникам нужен Спаситель и Искупитель.
В греховном и гибельном состоянии - со времен грехопадения нашего праотца Адама - находится именно человек. А значит, для нашего спасения и искупления тоже нужен был именно Человек. Причем, это должен был быть Человек, не имеющий в себе греха и не причастный злу. Не имеющий на себе вины за грех и не имеющий испорченности греха в себе самом. Иными словами, это должен быть человек, не носящий в себе того самого зла, которое, увы, есть и в нас с Вами.
И вот именно такой Спаситель и приходит в наш искореженный грехом мир: “Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарёк Ему имя: Иисус” (Мф 1:21-25).
Для спасения и искупления бедных грешников Бог стал человеком. Ради нас воплотившийся Единородный Сын Божий - Иисус Христос - взошел на крест Голгофы, став Жертвой за наши грехи. Богочеловек отдал жизнь за людей, принял на себя то наказание, которое по справедливости предназначалось нам, грешникам. Так что теперь всякий верующий в Иисуса Христа действительно не погибнет, но будет иметь вечную жизнь. И всякий верующий во Христа оправдан перед Богом по благодати, верой в Иисуса Христа. Именно через эту веру мы обретаем прощение грехов и праведность перед Богом. И теперь, как поется в одно из наших гимнов, «опора нашего Спасения» — во Христе: «В крови спасителя Христа находится опора та»
И молодой Лютер, после многочисленных и тщетных попыток оправдаться перед Богом собственными усилиями, нашел эту опору именно во Христе. Потому что именно Христос, взойдя на крест Голгофы и приняв смерть за нас, принес такую Жертву, которую ни Лютер, ни Августин, ни Исаак Сирин, ни кто либо из нас, грешников, не смог бы принести. С того момента как Христос, умирая на кресте Голгофы сказал: «Совершилось!», все наши жалкие попытки как-то оправдаться перед Богом нашими собственными делами и усилиями не стоят выеденного яйца. Поэтому, для нас единственный возможный выход — всецело уповать на наше Спасение и Искупление во Христе. Всецело надеяться на ту милость к нам, которая была явлена в Его Крестной Жертве. Как пишет апостол Павел в послании к Римлянам: «...(Ибо) все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов (...) да явится [Бог] праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. (...) Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим 3:21-28).
Однако, у нашего Спасения во Христе есть и еще один аспект, о котором мы порой забываем. А забывать о нем не следует! Этот аспект заключается в том, что Христос пришел спасти людей своих от грехов их. Спасти — обратите внимание - даже не от последствий грехов, но от самих грехов. Поскольку, как мы с Вами убедились выше, погибель заключена в самом грехе, именно от греха пришел нас спасти Христос. То есть: Христос пришел освободить нас от власти греха, чтобы мы уже не были рабами греха. Чтобы мы уже не наслаждались падением в темную бездну зла (в которую падал юный Августин), но чтобы мы, напротив, ужаснулись этой бездне и держались от как можно дальше! Чтобы мы больше не были глупым псом, который лижет пилу и пьянея от вкуса собственной крови, не замечает причиняемого себе же вреда.
Апостол Павел замечательно выразил эту мысль все в том же Послании к Римлянам: «... Если мы соединены [со Христом] подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (…) Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим 6:5-12). И свете всего, что было сказано выше о грехе, вполне понятно, почему грех здесь описывается апостолом не как нечто, несущее свободу и счастье, но наоборот, как нечто, что делает нас рабами. Напротив, Спасение во Христе означает освобождение от греха, как и говорит Сам Спаситель в Евангелии от Иоанна: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. (...) Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин 8:34-36).
Вот именно поэтому Рождество - праздник Боговоплощения — это, без преувеличения, Великий Праздник. И каждому христианину который смотрит на умилительную сцену рождественского вертепа следует разглядеть в этом маленьком и невинном младенце именно Спасителя мира. Сегодня мы празднуем Рождение этого Спасителя — Иисуса Христа, который спасет своих людей от грехов их. Празднуем начало истории нашего Искупления, которое совершилось на Голгофе. Но мы также празднуем и начало нашего освобождения. Начало нашего избавления от греха, зла и смерти.
Поэтому, я думаю, каждый из нас должен задать себе вопрос: осознаю ли я ту полноту Спасения, которую принес мне Христос? Понимаю ли я, что что Христос пришел не только искупить, но и именно освободить меня? Понимаю ли, что Христос пришел спасти меня не просто от последствий греха, но и от самого греха: в том числе от тьмы, которая внутри меня самого (меня самой)? Что Иисус Христос пришел спасти людей в том числе и от падения в эту темную бездну греха конкретно каждого из нас, а значит и меня тоже? Меня лично?
Чтобы окончательно это понять и осознать, есть такой старинный способ. Возьмите знаменитые слова из Иоанна 3:16 и на место слов “всякий верующий” подставьте свое имя. Например: “Ибо так возлюбил Бог мир и отдал Сына Своего Единородного чтобы (здесь надлежит поставить свое имя), веруя в Него, не погиб, но имел вечную жизнь”. Понимаю, кому-то такой способ может показаться даже несколько забавным, но если сказать это себе и осознать - это во многом поможет применить Искупительную Жертву Христа к себе лично. И осознать, что Божий Сын пришел в том числе и для того, чтобы конкретно ты, христианин (или христианка) больше не падал в страшную темную бездну греха и зла. Чтобы ты был свободен и больше не был рабом греха. Чтобы ты держался от этой темной и страшной бездны греха как можно дальше и чтобы не относился к своему греху легкомысленно.
Итак, если попробовать подвести итоги, грех страшен не только тем, что за ним следует Справедливое Господне наказание. Погибель заключена не только в последствиях греха, но и в самом грехе. Человек, находящийся во власти греха - как показывает пример Блаженного Августина - может не просто падать в темную бездну зла, но еще и наслаждаться этим падением. А следовательно, нам нужно Спасение не просто от последствий греха, но от самого греха. Нам нужно спасение в том числе и от той тьмы, которая, увы, все еще пребывает в нас. Нам нужно освобождение от оков греха, которое дарует Христос.
Поэтому я хочу призвать каждого из нас в полной мере осознать (если простите мне такое необычное выражение) глубину нашего Спасения во Христе. Я призываю нас как вспоминать об этом спасении почаще. Потому что чем лучше мы это Спасение осознаем, тем более радостным праздником будет для нас Рождество - праздник воплощения того самого Божьего Сына, который «спасет людей своих от грехов их». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
25 Декабря 2023 - Рождество Христово (Пастор Е. Романенко)
25 Декабря 2022 - Рождество Христово (Пастор Е. Романенко)
25 Декабря 2020 - Рождество Христово (Пастор Е. Романенко)
25 Декабря 2019 - Рождество Христово (Пастор Д. Лотов)
25 Декабря 2018 - Рождество Христово (Пастор Д. Лотов)
25 Декабря 2017 - Рождество Христово (Пастор Д. Лотов)
25 Декабря 2016 - Рождество Христово (Пастор Д. Лотов)
25 Декабря 2015 - Рождество Христово (Пастор Д. Лотов)
25 Декабря 2014 - Звезда Вифлеема сияет над всем миром. Проповедь на день Рождества. (Пастор Г. Азиков)
25 Декабря 2013 - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Пастор Г. Азиков)
25 Декабря 2012 - Рождественская проповедь (Пастор Г. Азиков)
25 Декабря 2011 - Рождественская проповедь (Пастор Г. Азиков)